К делу № 12-159/2022
УИД 23RS0032-01-2022-000876-49
РЕШЕНИЕ
г.Новороссийск 13 мая 2022г.
Судья Ленинского районного суда г.Новороссийска Краснодарского края ФИО1, рассмотрев жалобу ОАО «Новоросцемент» на постановление старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 от 11.03.2022г. по делу об административном правонарушении №-Н-2 о привлечении ОАО «Новоросцемент» к административной ответственности по ч.38 ст.19.5 КоАП РФ,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении № ОАО «Новоросцемент» привлечено к административной ответственности по ч.38 ст.19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100000 руб.
Вмененное административное правонарушение заключается в неисполнении ОАО «Новоросцемент» требований предписания Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ№ в срок до ДД.ММ.ГГГГ. по пунктам 1,4,5,7,11,12,13,15.
В настоящей жалобе ОАО «Новоросцемент»просит суд постановление по делу об административном правонарушении отменить. В обоснование указывает на отсутствие вины юридического лица в неисполнении предписания по пунктам 1,5,12, 15, поскольку выполнение указанных в этих пунктах мероприятий запланировано на декабрь 2022г., заключены советующие договоры. По пункту 7 предписание выполнено. Предписание в части требований по пунктам 4, 11, 13 оспариваются предприятием.
В судебном заседании представитель ОАО «Новоросцемент» ФИО3 доводы жалобы поддержала.
Представитель Росприроднадзора в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела уведомлен. С учетом положений п.2 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ, суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие указанного лица.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.8 ч.2 и ч.3 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления; судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Часть 38 ст.19.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за невыполнение в установленный срок предписания органа, осуществляющего государственный экологический надзор, об устранении нарушений законодательства.
Как следует из материалов дела, Южным межрегиональным управлением Росприроднадзора в отношении ОАО «Новоросцемент» проведена плановая выездная проверка, по результатам которой выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ№ об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
В соответствии с решением руководителя Южного межрегионального управления от ДД.ММ.ГГГГ№, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая документарная проверка по поводу выполнения требований предписания от ДД.ММ.ГГГГ№ По результатам внеплановой документарной проверки установлено неисполнение предписания в части п.1,4,5,7,11,12,13,15, а именно:
-по пункту № ОАО «Новоросцемент» эксплуатирует объект размещения отходов который расположен на земельном участке с кадастровым номером № и отнесен к категории земель-земли населенных пунктов для размещения промышленных объектов под промышленной площадкой. В рамках проведения проверки ОАО «Новоросцемент» представлено письмо направленное в адрес МО город Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ исх.№ о разрешении вопроса исключения земельных участков в том числе с кадастровым номером № из черты г.Новороссийска и соответственно из категории земель-земли населенных пунктов. Согласно ответа МО г.Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ№.№, заседание комиссии по подготовке проекта внесения изменений в генеральный план состоялось ДД.ММ.ГГГГ. Утверждение проекта внесения изменений в генеральный план городского округа МО г.Новороссийск запланировано на декабрь 2022г.Согласно выписки публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером № отнесен к категории-земли населенных пунктов для размещения промышленных объектов под промышленной площадкой;
-по пункту № 4 ОАО «Новоросцемент» по объекту негативного воздействия на окружающую среду НВОС № не обеспечило расчет платы за 2020г. за размещение отхода «Скальные вскрышные породы кремнистые практически неопасные» код № с применением повышающего коэффициента, ОАО «Новоросцемент» не обеспечило внесение платы за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) «Скальные вскрышные породы кремнистые практически неопасные» код № 5.Согласно письма от ДД.ММ.ГГГГ№ ОАО «Новоросцемент» выполняет процесс утилизации вскрышных пород путем их хранения в отвалах одновременно с процессом рекультивации нарушенных земель. На момент проведения проверки ОАО «Новоросцемент» не обеспечило расчет платы за 2020г. за размещение отхода «Скальные вскрышные породы кремнистые практически неопасные» код № с применением повышающего коэффициента, ОАО «Новоросцемент» не обеспечило внесение платы за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) «Скальные вскрышные породы кремнистые практически неопасные» код №№;
-по пункту № 5 ОАО «Новоросцемент» допущено искажение/несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, в информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду по объекту НВОС № с учетом фактических сведений согласно инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников эксплуатируемых на объекте I – й категории негативного воздействия на окружающую среду по адресу: <адрес>.В рамках проведения плановой проверки комиссией дана оценка информации, содержащейся в программно-техническом обеспечении учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проекте нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу ОАО "Новоросцемент" Производство "Ц/З "Первомайский" за 2018г., отчете по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников для ОАО "Новоросцемент" Производство "Ц/З "Первомайский" за 2018г.ОАО «Новоросцемент» подано заявление № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений об объекте НВОС, содержащихся в федеральном государственном реестре, получено свидетельство об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду № от ДД.ММ.ГГГГ.Согласно отчета по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников для ОАО "Новоросцемент" Производство "Ц/З "Первомайский" за 2018г., проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу ОАО "Новоросцемент" Производство "Ц/З "Первомайский" за 2018г., по итогам инвентаризации 2018г. на предприятии имеется 329 источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, в том числе 126 организованных и 203 неорганизованных. Подлежит нормированию 318 источников выбросов. В атмосферу от источников предприятия поступают 68 загрязняющее вещество, в том числе 42 газообразных и жидких, и 26 твердых, образующие 17 групп веществ, обладающих эффектом комбинированного вредного действия. Подлежит нормированию 61 загрязняющее вещество. Общее количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух составило 5867,10672999 тонн в год, в том числе 5460,08303652 тонн в год газообразных и жидких, и 407,023693470 тонн в год твердых. Однако, согласно информации, содержащейся в программно-техническом обеспечении учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду сформированной на основании заявления № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений об объекте НВОС содержащихся в федеральном государственном реестре, установлено, что общая масса выбросов по всем источникам (т/год) составляет: 5866.112659051670, источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу составляет в количестве: 312.В рамках проведения проверки информация, содержащаяся в программно-техническом обеспечении учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду сформированной не изменена, актуальным является заявления № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений об объекте НВОС содержащихся в федеральном государственном реестре, при этом в указанном заявлении общая масса выбросов по всем источникам (т/год) составляет: 5866.112659051670, источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу составляет в количестве: 312;
-по пункту № 7 ОАО «Новоросцемент» при эксплуатации объекта НВОС № № по адресу: <адрес>, объекта 1 категории негативного воздействия на окружающую среду в отсутствии заключения федерального экологического надзора по объекту капитального строительства: «Промышленные объекты и производства II класса опасности. Станция водоподготовки производительность 3000 куб. м/сут. на территории производства «Цементный завод Первомайский»», на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>. Заключение федерального экологического надзора по объекту капитального строительства: «Промышленные объекты и производства II класса опасности. Станция водоподготовки производительность 3000 куб. м/сут. на территории производства «Цементный завод Первомайский»», на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, ОАО «Новоросцемент» не получено.Согласно письма от ДД.ММ.ГГГГ№ ОАО «Новоросцемент» на момент составления письма (ДД.ММ.ГГГГ.) прорабатывается вопрос о получении заключения;
-по пункту № 11 НВОС №, расположенная в границах водоохранной зоны Черного моря и эксплуатируемая ОАО «Новоросцемент» не оборудована сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. ОАО «Новоросцемент» в рамках проведения проверки не представлены документы свидетельствующие о обеспечении сбора поверхностно-ливневых сточных вод со всей используемой территории путем прокладки ливневой канализационной сети или создания соответствующих уклонов территории для направления стока, в том числе на имеющиеся очистные сооружения. Представленные письма ОАО «Новоросцемент» не свидетельствуют об организации сбора поверхностно-ливневых сточных вод со всей используемой территории, не представлена техническая и исполнительная документация прокладки ливневой канализационной сети или создания соответствующих уклонов территории для направления стока, в том числе на имеющиеся очистные сооружения;
-по пункту № 12 ОАО «Новоросцемент» на объекте НВОС № осуществляет обращение с отходами, при этом образующиеся в процессе хозяйственной деятельности отходы накапливаются не раздельно. Образующиеся отходы, в том числе не отраженные в Проекте: обувь комбинированная из резины, кожи и полимерных материалов специальная, утратившая потребительские свойства, незагрязненная (код №), отходы упаковочного картона незагрязненные (код по №), спецодежда из натуральных, синтетических, искусственных и шерстяных волокон, загрязненная нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%) (код №) и др. смешивались и накапливались в одном контейнере зеленого цвета, предназначенного для накопления ТКО. Также установлено, что отходы производства и потребления накапливаются вне специализированных мест, а именно: лом бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме (код №), растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками (код по № 5), бой асбестоцементного шифера, отходы монтажной пены, перчатки хлопчатобумажные с резиновым напыление. В рамках проведения проверки ОАО «Новоросцемент» предоставлены фотоматериалы, свидетельствующие об организации накопления отходов раздельно по видам и классам опасности. ОАО «Новоросцемент» в рамках проведения проверки не представлен проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для объекта НВОС № с учетом Образующихся отходов, в том числе: обувь комбинированная из резины, кожи и полимерных материалов специальная, утратившая потребительские свойства, незагрязненная (код №), отходы упаковочного картона незагрязненные (код по №), спецодежда из натуральных, синтетических, искусственных и шерстяных волокон, загрязненная нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%) (код №) и др. смешивались и накапливались в одном контейнере зеленого цвета, предназначенного для накопления ТКО. Также установлено, что отходы производства и потребления накапливаются вне специализированных мест, а именно: лом бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме (код №), растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками (код по № 5), бой асбестоцементного шифера, отходы монтажной пены, перчатки хлопчатобумажные с резиновым напыление;
-по пункту № 13 хозяйственная деятельность на объекте НВОС № осуществляется ОАО «Новоросцемент» с нарушением режима использования земельного участка, расположенного в водоохранных зонах водных объектов - Черного моря, а именно: организованы стоянки и движение транспортных средств вне специально оборудованных мест, отвод и сбор загрязненных ливневых и талых вод с поверхности, имеющей твердое покрытие, не организовано должным образом, через существующие ливневые коллекторы, осуществляется сброс поверхностных сточных вод без предварительной очистки. В рамках проведения проверки ОАО «Новоросцемент» предоставлены фотоматериалы, согласно которых стоянка и движение транспортных средств на территории исключены.Документы, подтверждающие организацию отвода и сбора загрязненных ливневых и талых вод с поверхности, имеющей твердое покрытие, не представлены. Также не представлены документы, свидетельствующие о предварительной очистке сточных вод.Представленные письма ОАО «Новоросцемент» не свидетельствуют об организации отвода и сбора загрязненных ливневых и талых вод с поверхности, имеющей твердое покрытие и о предварительной очистке сточных вод;
-по пункту № 15 ОАО «Новоросцемент» на объекте НВОС № осуществляет деятельность в процессе которой образуются отходы производства и потребления, при этом ОАО «Новоросцемент» не исполнена обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение с учетом фактически образуемых отходов производства и потребления, а именно: обувь комбинированная из резины, кожи и полимерных материалов специальная, утратившая потребительские свойства, незагрязненная (код № 4), спецодежда из натуральных, синтетических, искусственных и шерстяных волокон, загрязненная нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%) (код №; лом бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме (код №); бой асбестоцементного шифера; отходы монтажной пены; перчатки хлопчатобумажные с резиновым напылением; Отходы от уборки и очистки акваторий и водоохранных зон водных объектов (код № 0).В рамках проведения проверки ОАО «Новоросцемент» по объекту НВОС №, не представлен проект нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение с учетом фактически образуемых отходов производства и потребления, а именно: обувь комбинированная из резины, кожи и полимерных материалов специальная, утратившая потребительские свойства, незагрязненная (код № 4), спецодежда из натуральных, синтетических, искусственных и шерстяных волокон, загрязненная нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%) (код №); лом бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме (код №); бой асбестоцементного шифера; отходы монтажной пены; перчатки хлопчатобумажные с резиновым напылением; Отходы от уборки и очистки акваторий и водоохранных зон водных объектов (код №). В рамках проведения проверки ОАО «Новоросцемент» предоставлены паспорта на образующиеся отходы: «обувь комбинированная из резины, кожи и полимерных материалов специальная, утратившая потребительские свойства, незагрязненная»; «спецодежда из натуральных, синтетических, искусственных и шерстяных волокон, загрязненная нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%)»; «отходы монтажной пены»; перчатки хлопчатобумажные с резиновым напылением, загрязненные растворимыми в воде неорганическими веществами»; «лом и отходы прочих изделий из асбоцемента незагрязненные»; «мусор при очистке прибрежных защитных полос водоохранных зон и акваторий водных объектов», однако проект нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение с учетом фактически образуемых указанных отходов производства и потребления не представлен.
Указанные обстоятельства стали основанием для привлечения ОАО «Новоросцемент» к административной ответственности ч.38 ст.19.5 КоАП РФ.
Факт неисполнения указанных требований предписания заявитель не отрицает, однако полагает, что срок исполнения предписания по пунктам 1,5,12, 15 недостаточным, что исключает вину юридического лица.
Вместе с тем, указанные доводы судом не принимаются, поскольку выявленные нарушения имели место быть длительный период времени, могли и должны были быть установлены юридическим лицом самостоятельно, то есть заблаговременно до проведенной Росприроднадзором проверки.
Однако, работы по планированию устранения нарушений начата юридическим лицом только после проведения проверки, что не свидетельствует о том, что ОАО «Новоросцемент» приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, нарушение которых зафиксировано в предписании.
Вместе с тем, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность(ч.3 ст.4.1ч.3 ст.4.1 КоАП РФ).
Из текста оспариваемого постановления, представленных материалов, следует, что после получения предписания юридическим лицом предпринимались действий по устранению выявленных нарушений.
По разъяснениям, содержащимся в п.21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» такие действия не освобождают от административной ответственности, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения, однако в силу частей 2 и 3 ст.4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Так, согласно ч.3.2. ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Указанные требования закона и разъяснений Пленума Верховного суда РФ должностным лицом при назначении наказания не выполнены.
Характер требований предписания требует длительный период устранения недостатков. В связи с этим, ДД.ММ.ГГГГ., то есть до истечения срока исполнения предписания, ОАО «Новоросцемент» обратилось в Росприроднадзор с ходатайством о продлении срока исполнения предписания. Ходатайство оставлено без удовлетворения, что стало основанием для возбуждения в отношении юридического лица рассматриваемого административного производства.
В связи с этим, указанные обстоятельства суд считает необходимым учесть в качестве исключительных, требующих при назначении наказания применения ч.3.2. ст.4.1 КоАП РФ и снижения размера административного штрафа менее минимального размера административного штрафа, предусмотрено санкцией ч.38 ст.19.5 КоАП РФ в сумме 100000 руб., то есть до 50000 руб.
По изложенным основаниям назначенное юридическому лицу наказание подлежит смягчению.
В остальном части постановление по делу об административном правонарушении содержит все сведения, предусмотренные ч.1 ст.29.10 КоАП РФ. Дело рассмотрено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, полномочным должностным лицом.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, нет.
Пунктом 2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ установлено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Принимая во внимание изложенное, учитывая конкретные обстоятельства дела и допущенные должностным лицом нарушения, постановление подлежит изменению в части назначенного административного наказания.
Руководствуясь ст.ст.30.1 и 30.7 КоАП РФ,
постановил:
жалобу ОАО «Новоросцемент» удовлетворить частично.
Постановление старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ. по делу об административном правонарушении № о привлечении ОАО «Новоросцемент» к административной ответственности по ч.38 ст.19.5 КоАП РФ изменить, назначить ОАО «Новоросцемент» наказание в виде административного штрафа в размере 50000 руб.
В остальном постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г.Новороссийска Краснодарского края в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Ленинского
районного суда г.Новороссийска Тупиков