ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-15/18 от 12.10.2018 Междуреченского районного суда (Вологодская область)

Дело № 12-15/2018

Р Е Ш Е Н И Е

12 октября 2018 года с. Шуйское

Судья Междуреченского районного суда Вологодской области Решетов В.Н.,

при секретаре Пуравец К.Н.,

с участием представителя юридического лица - БУ СО ВО «Комплексный центр социального обслуживания Междуреченского района» Едрениковой И.В. и защитника Леонтьева Н.В., представившего удостоверение № 828, ордер 1355,

представителя отделения стационарного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов БУ СО ВО «Комплексный центр социального обслуживания Междуреченского района», заведующей отделением Б.Л.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Бюджетного учреждения социального обслуживания Вологодской области «Комплексный центр социального обслуживания Междуреченского района» Едрениковой И.В. на постановление заместителя главного государственного санитарного врача по Вологодской области от 30.08.2018 года № 671/360-05-04 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

установил:

Указанным постановлением БУ СО ВО «Комплексный центр социального обслуживания населения Междуреченского района» (далее - БУ СО ВО «КЦСОН Междуреченского района») привлечено к административной ответственности по ст. 6.6 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Не согласившись с постановлением, директор БУ СО ВО «КЦСОН Междуреченского района» его обжаловал, мотивируя тем, что выявленные в ходе плановой выездной проверки нарушения были устранены на месте в ходе проверки: переставлены столы, настроено соответствующим образом термореле холодильника, представлены на хранение суточные пробы блюд.

С нарушением требований п.8.19 СП 2.3.6.1079-01 автор жалобы не согласен, указав, что на момент проверки имелась специально выделенная для мытья яиц раковина и весь необходимый инвентарь, в том числе и специально промаркированные емкости. На момент проверки повар был занят и не смог сразу показать весь инвентарь, что было сделано позже.

С нарушением приложения № 9 к СП 2.3.6.1079-01, также не согласен, в виду того, что бракеражный журнал ведется. В указанном приложении не содержится рекомендаций по его заполнению. В учреждении данный журнал имеется, заведен по приведенной форме.

С нарушением положения п.5.13 СП 2.3.6.1079-01 также автор жалобы также не согласен, в виду того, что данным пунктом предусмотрена специальная сигнальная окраска лишь для уборочного инвентаря, используемого для мытья туалетов. Требований к маркировке иного уборочного инвентаря, в том числе используемого для сухой уборки, в данном пункте не имеется.

Считает, что выявленными недостатками не причинено вреда кому-либо, никаких последствий не наступило, и данное деяние может быть расценено, как малозначительное.

Законный представитель юридического лица - директор БУ СО ВО «КЦСОН Междуреченского района» Едреникова И.В. поддержала жалобу по доводам, в ней изложенным, просит удовлетворить, при этом пояснила, что в указанной должности работает около 10 лет. Согласна не с всеми нарушениями, указанными в акте проверки и в обжалуемом постановлении.

Так, на момент проверки была проведена перестановка столов для обработки сырья и готовой продукции, была соблюдена последовательность (поточность) технологических процессов; имелась и имеется инструкция по обработке куриных яиц, имелась и имеется специально выделенная раковина, необходимый инвентарь, специально промаркированные емкости; в учреждение имелся, имеется и ведется бракеражный журнал; имелся и имеется отдельный уборочный инвентарь для всех необходимых групп помещений.

Финансирование учреждения осуществляется в необходимом объеме.

Заведующая отделением стационарного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов БУ СО ВО «КЦСОН Междуреченского района» Б.Л.Н. разделила позицию директора бюджетного учреждения, пояснила, что плановые проверки отделения стационарного обслуживания проводятся один раз в три года, и о предстоящей проверке была извещена за 20 дней. Согласна не со всеми нарушениями, указанными в акте проверки. При этом возражений относительно несогласия с результатами проверки не составлялось в письменном виде.

Защитник Леонтьев Н.В. разделил позицию директора БУ СО ВО «КЦСОН Междуреченского района», жалобу поддержал по доводам, в ней изложенным, просит удовлетворить, прекратить производство по делу в виду малозначительности.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Вологодской области Ч.Н.В. ходатайствует о рассмотрении жалобы директора БУ СО ВО «КЦСОН Междуреченского района» Едрениковой И.В. без участия специалистов Управления, просит оставить обжалуемое постановление в силе, а жалобу - без удовлетворения.

Судья, выслушав участников судебного разбирательства, выяснив позицию составителя протокола, изучив материалы дела и обжалуемое постановление, считает, что в удовлетворении жалобы следует отказать, а обжалуемое постановление оставить без изменения.

Установлено, что по итогам проведенной в период с 24.07.2018 по 20.08.2018 плановой выездной проверки специалистами Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в БУ СО ВО «КЦСОН Междуреченского района», был выявлен ряд нарушений Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» (далее - ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999), ряда санитарно-эпидемиологических требований, что подробно было отражено в акте проверки юридического лица № 360-05-04 от 20.08.2018, с которым были ознакомлены 23.08.2018, в том числе, и директор учреждения Едреникова И.В., и заведующая отделением стационарного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов учреждения Б.Л.Н. При этом каких-либо возражений, замечаний от представителей проверяемого бюджетного учреждения не поступило (акт проверки таких замечаний не содержит).

По итогам проверки был 23.08.2018 составлен протокол № 799/360-05-04 об административном правонарушении по ст. 6.6 КоАП РФ в отношении юридического лица, в объяснении в котором представитель юридического лица также не указал каких-либо возражений относительно выявленных нарушений во время проверки.

30.08.2018 заместителем главного государственного санитарного врача по Вологодской области Б.А.В. по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении по ст. 6.6 КоАП РФ вынесено постановление № 671/360-05-04 о привлечении юридического лица - БУ СО ВО «КЦСОН Междуреченского района», к административной ответственности, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Основанием для вынесения постановления послужили выявленные в ходе указанной проверки нарушения требований ч.5 ст.15 указанного ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ, а именно:

- п.7.2.1 СП 2.1.2.3358-16 «Санитарно - эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания» - на момент проверки 07.08.2018 г. на пищеблоке отделения стационарного обслуживания суточные пробы хранятся в холодильнике при температуре +8 °C (показания термометра, помещенного в холодильник), при нормативе 2-6 °C (устранено в ходе проверки), а также на момент проверки 07.08.2018 на пищеблоке отделения стационарного обслуживания не соблюдаются сроки хранения суточных проб, а именно: имеются суточные пробы только от 07.08.2018 (завтрак); от 05.08.2018 г. и от 06.08.2018 г. суточные пробы отсутствуют (в ходе проверки устранено);

- п. 5.1, 5.2 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» - на момент проверки на пищеблоке отделения стационарного обслуживания объемно-планировочные и конструкторские решения помещений не предусматривают последовательность (поточность) технологических процессов: в горячем цехе имеются встречные потоки сырья и готовой продукции (устранено в ходе проверки);

- п. 8.19 СП 2.3.6.1079-01 - на момент проверки 07.08.2018 на пищеблоке отделения стационарного обслуживания ополаскивание куриного яйца холодной проточной водой после обработки, осуществляется в раковине без специальной промаркированной емкости (устранено в ходе проверки);

- приложения №9 СП 2.3.6.1079-01 - на момент проверки 07.08.2018 на пищеблоке отделения стационарного обслуживания в бракеражном журнале не указывается время изготовления продукта (устранено в ходе проверки);

- п. 5.13 СП 2.3.6.1079-01 - на момент осмотра 07.08.2018 на пищеблоке отделения стационарного обслуживания используется уборочный инвентарь (метлы), не имеющий маркировки в соответствии с его использованием для каждого помещения (устранено в ходе проверки).

При этом ссылка заведующей отделением Б.Л.Н. о том, что суточные пробы блюд из холодильника были изъяты по причине прекращения подачи электроэнергии, ничем не подтверждена, и материалы дела не содержат таких доказательств.

Как следует из положений ч. 1 ст. 23.13 КоАП РФ, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, наделены полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.6.6 КоАП РФ.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 23.13 КоАП РФ, рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 указанной статьи, вправе главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации, их заместители.

Таким образом, обжалуемое постановление вынесено уполномоченным на то должностным лицом в пределах его полномочий.

В соответствии со статьей 6.6 КоАП РФ за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно статье 11 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также пищевых продуктов при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

В силу пункта 1 статьи 17 указанного ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования.

В соответствии с п.7.2.1 СП 2.1.2.3358-16 «Санитарно- эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания» в случае использования готовых блюд из организаций общественного питания (услуги кейтеринга) в организации стационарного социального обслуживания выделяется помещение для приема готовой продукции и отбора суточных проб. Суточные пробы отбираются производителем блюд стерильными или прокипяченными ложками в стерильную или прокипяченную посуду (банки, контейнеры) с плотно закрывающимися крышками. Каждая проба блюда помещается в отдельную посуду и сохраняется в течение не менее 48 часов при температуре 2 - 6 °C. Посуда с пробами блюд маркируется с указанием наименования приема пищи и датой отбора, опечатывается и хранится указанный период в организации социального обслуживания.

Пункты 5.1, 5.2 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» предусматривают, что объемно-планировочные и конструкторские решения помещений должны предусматривать последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала.

В соответствии с требованием пункта 5.2 СП 2.3.6.1079-01 набор и площади помещений должны соответствовать мощности организаций и обеспечивать соблюдение санитарных правил и норм. Для временного хранения готовых блюд до их реализации в организации общественного питания должны быть предусмотрены помещения, оборудованные холодильниками и стеллажами.

Согласно требованиям п. 8.19 СП 2.3.6.1079-01 обработка яйца, используемого для приготовления блюд, осуществляется в отведенном месте в специальных промаркированных емкостях в следующей последовательности: теплым 1-2 - процентным раствором кальцинированной соды, 0,5 - процентным раствором хлорамина или другими разрешенными для этих целей моющими и дезинфицирующими средствами, после чего ополаскивают холодной проточной водой. Чистое яйцо выкладывают в чистую промаркированную посуду.

В соответствии с п. 5.13 СП 2.3.6.1079-01 для уборки производственных, складских, вспомогательных помещений, а также туалетов выделяется отдельный инвентарь, который хранится в специально отведенных местах, максимально приближенных к местам уборки. Инвентарь для мытья туалетов имеет сигнальную окраску и хранится отдельно.

В приложении № 9 СП 2.3.6.1079-01 представлена «схема органолептической оценки качестве полуфабрикатов, блюд и кулинарных изделий», в которой указано, что обязательно отражается время изготовления блюда.

Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственности, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В материалах дела не имеется доказательств, подтверждающих, что правонарушение вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и препятствиями, находящимися вне контроля учреждения.

При таких установленных обстоятельствах, у бюджетного учреждения имелась возможность для соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологических требованиях к организации питания населения, однако исчерпывающих мер для их соблюдения учреждением принято не было.

Выявленные нарушения санитарно-эпидемиологических требований и вина БУ СО ВО «КЦСОН Междуреченского района» в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ подтверждаются протоколом об административном правонарушении, составленным при обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события вменяемого правонарушения, и содержащим описание обстоятельств произошедшего, и иными имеющимися в материалах дела доказательствами.

При рассмотрении дела об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности, принцип презумпции невиновности не нарушены, положения действующих норм законодательства в затронутой сфере применены правильно, каких-либо нарушений процессуальных требований, влекущих отмену постановления, не допущено.

Доводы жалобы об устранении выявленных нарушений в ходе проверки не могут служить поводом к освобождению от административной ответственности, так как обстоятельств, объективно препятствовавших соблюдению действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, не установлено, и проявление БУ СО ВО «КЦСОН Междуреченского района» должной степени осмотрительности при оказании услуг общественного питания, которая требовалась для недопущения выявленных нарушений, из материалов данного дела не усматривается. Судьей учитывается и количество выявленных нарушений.

Кроме того, как разъясняется в п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при малозначительности действие или бездействие формально содержит признаки состава административного правонарушения, однако с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом такие обстоятельства, как в частности, добровольное устранение выявленных в ходе проверки нарушений (в данном случае санитарных правил, СанПин), не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.

Ссылка директора БУ СО ВО «КЦСОН Междуреченского района» Едрениковой И.В., заведующей отделением стационарного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Б.Л.Н. о том, что они согласны не со всеми выявленными в ходе проверки нарушениями, не может являться основанием для отмены обжалуемого постановления и удовлетворения жалобы, учитывая, что ни в акте проверки, ни в обжалуемом постановлении каких-либо возражений по существу нарушений, замечаний от представителей проверяемого учреждения, не поступило.

При этом установлено, что и в акте проверки, и в обжалуемом постановлении имеются ссылки на то, что нарушения в ходе проверки устранены.

При таких установленных обстоятельствах, судья приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы и прекращения производства по делу, поскольку составителем протокола были установлены все существенные обстоятельства по делу, позволяющие принять законное и обоснованное решение в виде постановления, выводы которого соответствуют имеющимся в деле материалам, исследованным доказательствам, нарушения норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены постановления нет, учтено обстоятельство, смягчающее административную ответственность и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, применен низший предел санкции статьи 6.6 КоАП РФ в виде штрафа.

При малозначительности административного правонарушения субъект правонарушения может быть освобожден от административной ответственности (ст. 2.9 КоАП РФ). Такого основания судья также не усматривает.

Руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8КоАП РФ, судья

решил:

В удовлетворении жалобы директора Бюджетного учреждения социального обслуживания Вологодской области «Комплексный центр социального обслуживания Междуреченского района» Едрениковой И.В. отказать, постановление заместителя главного государственного санитарного врача по Вологодской области Б.А.В. от 30 августа 2018 года № 671/360-05-04 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.6 КоАП РФ, в отношении Бюджетного учреждения социального обслуживания Вологодской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Междуреченского района» - оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Междуреченский районный суд в течение десяти дней со дня получения его копии.

Судья В.Н. Решетов