Дело № 12-15/2019
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г.Краснокаменск 01 апреля 2019 года
Судья Краснокаменского городского суда Забайкальского края Яскина Т.А.,
рассмотрев жалобу директора унитарного муниципального предприятия городского поселения «Город Краснокаменск» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края «Жилищно-коммунальное управление» ФИО1 ФИО8 по делу об административном правонарушении по ч.6 ст. 5.27 КоАП РФ на постановление начальника отдела Государственной инспекции труда в Забайкальском крае № от ДД.ММ.ГГГГ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника отдела Государственной инспекции труда в Забайкальском крае № от ДД.ММ.ГГГГ Унитарное муниципальное предприятие «Жилищно-коммунальное управление» (далее УМП «ЖКУ») привлечено к административной ответственности по ч.6 ст. 5.27 КоАП РФ, за то, что УМП «ЖКУ» в нарушение ст.ст. 133,151 Трудового кодекса РФ доплата за выполнение дополнительной работы путем расширения зоны обслуживания за отработанный период с февраля по март 2018 года не производилась работникам: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5
УМП «ЖКУ» определено наказание в виде штрафа в сумме 30 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением контролирующего органа, директор УМП «ЖКУ» ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава правонарушения, мотивировав жалобу следующим.
Согласно ст. 60.2 ТК РФ работнику, с его письменного согласия, может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по такой же должности путем расширения зон обслуживания. Размер доплаты при этом устанавливается по соглашению между работником и работодателем с учетом содержания и характера дополнительной работы (ч. 2 ст. 151 ТК РФ). Указанными в протоколе и постановлении работниками УМП «ЖКУ» дополнительная работа путем расширения зон обслуживания выполнялась в течение установленной продолжительности рабочего времени (7 часовой рабочий день). За выполнение дополнительной работы доплата работникам производилась. При этом начисленная месячная заработная плата работников была не ниже минимального размера оплаты труда, с начисленным на него районным коэффициентом и процентной надбавкой в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Правомерность данной позиции подтверждается судебной практикой, согласно которой по правилам ст. 133 ТК РФ доплата за увеличение объема работы либо в порядке совмещения профессий (должностей) и расширения зоны обслуживания учитывается как составная часть при определении соответствия всей заработной платы работника и включается в величину МРОТ.
В судебном заседании представитель УМП «ЖКУ» ФИО1 – ФИО6, действующая на основании доверенности, требования жалобы полностью поддержала, дала пояснения аналогичные, указанным в жалобе.
Проверив правильность применения норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого постановления, изучив материалы дела и доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.
В силу ч.6 ст. 5.27 КоАП РФ невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно положениям ч.3 ст.133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 07 декабря 2017 года № 38-П, в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (статья 37, часть 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, то есть является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в силу части первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.
На основании ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", с 01 января 2018 года минимальный размер оплаты труда составил 9 489 рублей (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 421-ФЗ).
Согласно статье 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
С учетом приведенных норм права, размер минимальной заработной платы для работников, осуществляющих трудовую деятельность в г.Краснокаменске и Краснокаменском районе с 01.01.2018 должен составлять не менее 16 131,30 рублей (9 489 рублей +40%+30%).
Согласно ст. 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
С письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса).
Согласно ст.151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.
Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (ст. 60.2 ТК РФ).
В соответствии со ст. 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (в том числе при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором) работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 2 ТК РФ, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаютсяобеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 4 ТК РФ, Принудительный труд запрещен. К принудительному труду также относится работа, с нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере.
Из вышеприведенных норм права следует, что работнику должна гарантироваться выплата заработной платы не ниже размера МРОТ с начислением на него районных коэффициентов, а в случае выполнения указанным работником работы по расширению зон обслуживания, она должна оплачиваться дополнительно, с учетом уже гарантированного работнику размера заработной платы в размере МРОТ и начисленных коэффициентов.
В противном случае, работник, выработавший месячную норму и работник, выработавший месячную норму и выполнивший дополнительную работу, получат одинаковое вознаграждение за свой труд, чем нарушаются основные принципы регулирования трудовых отношений, такие как обеспечение права каждого работника на выплату справедливой заработной платы (ст. 2 ТК РФ).
Из расчетных листков работника (дворника) ФИО3 следует, что в феврале, марте 2018 года, ее заработная плата, полностью выработавшей норму рабочего времени, составила 16 131 рублей, при этом работнику начислен районный коэффициент (40%) и процентная надбавка к заработной плате (30%), произведена доплата за расширение зоны обслуживания в размере 1 857,5 рублей, что с учетом гарантированных законом 16 131,3 рублей должно составить не менее 17 988,8 рублей (16 131,3 рублей МРОТ + 1 857,5 рублей доплата за расширение зоны обслуживания).
Из расчетных листков работника (дворника) ФИО2 следует, что ее заработная плата, полностью выработавшей норму рабочего времени, составила в феврале 17 668,9 рублей и в марте 17 369,83 рублей, при этом работнику начислен районный коэффициент (40%) и процентная надбавка к заработной плате (30%), произведена доплата за расширение зоны обслуживания в размере 1 857,5 рублей, что с учетом гарантированных законом 16 131,3 рублей должно составить не менее 17 988,8 рублей (16 131,3 рублей МРОТ + 1 857,5 рублей доплата за расширение зоны обслуживания).
Из расчетных листков работника (дворника) ФИО4 следует, что ее заработная плата, полностью выработавшей норму рабочего времени, составила в феврале 17 668,89 рублей и в марте 17 369,84 рублей, при этом работнику начислен районный коэффициент (40%) и процентная надбавка к заработной плате (30%), произведена доплата за расширение зоны обслуживания в размере 1 857,5 рублей, что с учетом гарантированных законом 16 131,3 рублей должно составить не менее 17.988,8 рублей (16 131,3 рублей МРОТ + 1 857,5 рублей доплата за расширение зоны обслуживания).
Из расчетных листков работника (дворника) ФИО5 следует, что ее заработная плата, полностью выработавшей норму рабочего времени, составила в феврале 16 721,56 рублей и в марте 16 422,5 рублей, при этом работнику начислен районный коэффициент (40%) и процентная надбавка к заработной плате (30%), произведена доплата за расширение зоны обслуживания в размере 1 857,5 рублей, что с учетом гарантированных законом 16 131,3 рублей должно составить не менее 17 988,8 рублей (16 131,3 рублей МРОТ + 1 857,5 рублей доплата за расширение зоны обслуживания).
Таким образом, нарушение УМП «ЖКУ» требований ст. 151 ТК РФ при выплате заработной платы указанным выше работникам нашло свое подтверждение.
Статьей 353 ТК РФ установлено, что государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.
Факт вменяемого УМП «ЖКУ» административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> копиями расчетных листков по заработной плате (л.д. ____).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что УМП «ЖКУ» в нарушение ст.ст. 133,151 Трудового кодекса РФ доплата за выполнение дополнительной работы путем расширения зоны обслуживания за отработанный период с февраля по март 2018 года не производилась работникам: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных должностным лицом Государственной инспекции труда в Забайкальском крае фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Таким образом, УМП «ЖКУ» обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ.
Доводы жалобы том, что доплата за увеличение объема работы либо в порядке совмещения профессий (должностей) и расширения зоны обслуживания учитывается как составная часть при определении соответствия всей заработной платы работника и включается в величину МРОТ, суд признает необоснованными, не соответствующими приведенным выше нормам трудового законодательства.
Ссылка в жалобе на апелляционное определение Забайкальского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ№ судом признается несостоятельной, так как указанное апелляционное определение вынесено по гражданскому делу обстоятельства, по которому являются иными, нежели по данному делу об административном правонарушении.
В рассматриваемом случае деяние УМП «ЖКУ», совершенное при описанных выше обстоятельствах, свидетельствует о невыплате предприятием в установленный законом срок выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, что влечет наступление административной ответственности на основании ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения УМП «ЖКУ» к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену или изменение обжалуемого постановления, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Решил:
постановление начальника территориального отдела государственной инспекции труда в Забайкальском крае от ДД.ММ.ГГГГ№ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении унитарного муниципального предприятия городского поселения «Город Краснокаменск» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края «Жилищно-коммунальное управление» оставить без изменения, жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в порядке ст. 30.9 КоАП РФ.
Судья Т.А.Яскина