ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-15/19 от 03.07.2019 Кривошеинского районного суда (Томская область)

Дело № 12-15/19

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе лица, в отношении которого ведется производство по делу,

на постановление по делу об административном правонарушении

с. Кривошеино. 03 июля 2019 года

Судья Кривошеинского районного суда Томской области Дутов О.А. с участием прокурора – заместителя прокурора Кривошеинского района Томской области Давыденко А.П., лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Казырского О.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Главы Кривошеинского сельского поселения Казырский О.П. на постановление председателя Комитета государственного финансового контроля Томской области № 16 от 22.03.2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении , предусмотренном ч.2 ст.7.29.3 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением председателя Комитета государственного финансового контроля Томской области № 16 от 22.03.2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении , предусмотренном ч.2 ст.7.29.3 КоАП РФ, должностное лицо – Глава Кривошеинского сельского поселения Казырский О.П. привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 10000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, лицо, в отношении которого ведется производство по делу, Казырский О.П. обратился с жалобой об отмене данного постановления в Ленинский районный суд г. Томска, определением которого от 08.05.2019 дело направлено по подведомственности в Кривошеинский районный суд Томской области.

В обоснование своей жалобы Казырский О.П. указал, что не согласен с выводом органа административной юрисдикции о том, что Администрацией Кривошеинского сельского поселения при определении начальной (максимальной) цены контракта по закупке жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, не применялся метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка), поскольку указанный метод был применен Администрацией Кривошеинского сельского поселения путем проведения экспертизы и на основании заключения эксперта ООО «Центр Независимой Экспертизы и Оценки» определена цена 1 кв.м на жилые помещения, составившая 23460 рублей, которая была утверждена постановлением Администрации Кривошеинского сельского поселения № 71 от 18.05.2018 «О нормативе средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья» и использовалась при определении начальной (максимальной) цены контракта вместе с нормой предоставления жилого помещения, в размере 33 кв.м., установленной Решением Совета Кривошеинского сельского поселения от 27.01.2006 № 35 «Об учетной норме площади жилого помещения и норме предоставления площади жилого помещения».

В судебном заседании Казырский О.П. поддержал сворю жалобу по указанным в ней доводам, просил отменить обжалуемое постановление в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.29.3 КоАП РФ, дополнительно пояснил, что в документации по электронному аукциону и в плане-графике закупок на 2018 год нормативный и тарифный методы определения начальной (максимальной) цены контракта по рассматриваемой закупке жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, указаны по ошибке сотрудника Администрации Кривошеинского сельского поселения, ответственного за размещение данной информации. Фактически применялся метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка) однако он, как руководитель, утвердил данную документацию по проведению конкретного электронного аукциона и план-график закупок на 2018 год, доверившись подготовившему её сотруднику. Начальная (максимальная) цена контракта была определена путем перемножения стоимости одного квадратного метра жилья, определенного заключением эксперта на основании проведенной оценки, на норматив предоставления жилья детям-сиротам – 33 кв.м. Допускает, что определенная экспертом цена 1 кв.м, закрепленная в постановлении администрации № 71 от 18.05.2018, применялась и в отношении других закупок жилья, проводимых в 2018 году. Новая оценка с вестны 2018 года до настоящего времени путем проведения экспертизы не проводилась.

В заключении эксперта указана цена за 1 кв.м жилья, исходя из сопоставления рыночных цен на одно- и двухкомнатные квартиры в Кривошеинском сельском поселении по состоянию на зиму или весну 2018 года. При этом, указанная в обжалуемом постановлении закупка, при определении начальной (максимальной) цены по которой использовалось названное заключение эксперта, проводилась летом 2018 года. Сотрудником Администрации Кривошеинского сельского поселения также делались запросы в целях определения рыночных цен перед утверждением документации по данной закупке, проводились обзвоны, изучалась информация из местной газеты, из социальных сетей, чтобы сравнить с ценой, определенной на основании оценки эксперта, однако документальное подтверждение этой работы отсутствует.

При рассмотрении дела в г. Томске в Комитете государственного финансового контроля Томской области он давал пояснения, что не признает вину, но при этом не говорил, что при указанной закупке применялся тарифный метод. В обжалуемом постановлении его позиция отражена. Насколько он помнит свои пояснения, говорил, что используемый метод определения начальной (максимальной) цены контракта оформлен через заключение эксперта, который произвел анализ рынка, он правильный и является приоритетным. Он считал, что это метод сопоставления рыночных цен.

Прокурор Давыденко А.П. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы Казырского О.П., полагал, что обжалуемое постановление законно и обоснованно. Наличие в действия Казырского О.П. состава правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.29.3 КоАП РФ, установлено. Материалами дела подтверждается, что при определении начальной (максимальной) цены контракта должностным лицом – Главой Кривошеинского сельского поселения Казырским О.П. не был использован подлежащий применению метод сопоставимых рыночных цен. Им был использован иной метод определения квадратного метра жилья для детей сирот, о чем говорил и сам Казырский О.П. Из всех документов, которые были исследованы, усматривается, что использовался другой метод. Законом предусмотрены иные методы определения рыночных цен, но там указано в каких именно случаях они применяются. К закупкам по приобретению жилья для детей-сирот эти методы не применяются. В данном случае использовалось проведение какой-то экспертизы, однако в документации о закупке не фигурировало заключение экспертизы. Во всех документах указан нормативный или тарифный методы.

При рассмотрении дела исследовались все документы. Процессуальных нарушений при рассмотрении дела не было. При назначении наказания учтено смягчающее вину обстоятельство. Наказание назначено в рамках санкции статьи. Казырский О.П. принимал личное участие при рассмотрении административного материала. При этом, при рассмотрении дела административным органом Казырский О.П. утверждал, что Администрация Кривошеинского сельского поселения имела право использовать тарифный метод.

Выслушав мнение прокурора, возбудившего дело об административном правонарушении, и лицо, в отношении которого ведется производство по делу, изучив материалы дела и дополнительно представленные письменные доказательства, судья пришел к следующему выводу.

В силу п.8 ч.2, ч.3 ст.30.6 КоАП РФ на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, в том числе, время и место совершения правонарушения, лицо, его совершившее, виновность лица, в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Частью 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта закупки) в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей.

Согласно ч.1 ст.16 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) под планированием понимается деятельность, осуществляемая для целей осуществления закупок посредством формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков.

В силу ч.1 ст.18 Федерального закона № 44-ФЗ обоснование закупки осуществляется заказчиком при формировании плана закупок, плана-графика и заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, определенным с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона, а также законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок.

Согласно п.1 ч.3 ст.18 Федерального закона № 44-ФЗ при формировании плана-графика обоснованию подлежит, в том числе, начальная (максимальная) цена контракта в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона.

Правила и методы обоснования начальной (максимальной) цены контракта определены в статье 22 Федерального закона № 44-ФЗ и Методических рекомендациях по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утверждённых приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 02.10.2013 № 567 (далее - Методические рекомендации).

Приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта является метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Использование иных методов, в том числе тарифного и нормативного, допускается в случаях, предусмотренных частями 7-11 статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ (пункт 3.2 Методических рекомендаций).

Частью 2 статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.

При этом согласно частям 5, 18 статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчики могут использовать общедоступную информацию о рыночных ценах товаров, работ, услуг, к которой в том числе относится информация о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, или законодательством иностранных государств.

Как следует из обжалуемого постановления председателя Комитета государственного финансового контроля Томской области № 16 от 22.03.2019, должностное лицо – Глава Кривошеинского сельского поселения Казырский О.П. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.7.29.3 КоАП РФ, за то, что 24.05.2018 в план-график закупок Администрации Кривошеинского сельского поселения внесены изменения (изменения № 2) путем включения в него закупки жилого помещения (квартиры или жилого дома) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (идентификационный код закупки в плане- графике ). 22.06.2018 утверждена документация об электронном аукционе «Приобретение жилого помещения в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, по решению суда» (извещение ).

В разделе «обоснование закупки» указанного выше план-графика сообщается, что начальная (максимальная) цена контракта для закупки (идентификационный код закупки в плане-графике ) сформирована путем применения тарифного метода и составляет 774180 рублей. То есть начальная (максимальная) цена контракта на момент планирования закупки, а также на момент размещения самой закупки фактически определена на основании цены одного квадратного метра жилья в размере 23460 рублей, установленной на территории муниципального образования Кривошеинское сельское поселение постановлением Администрации Кривошеинского сельского поселения от 18.05.2018 № 71 «О нормативе средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья», умноженной на 33 кв.м (норму площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа).

Таким образом, фактически начальная (максимальная) цена контракта определена не на основании общедоступной информации о рыночных ценах на идентичные либо однородные товары, а на основании постановления Администрации Кривошеинского сельского поселения от 18.05.2018 № 71 «О нормативе средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья», которым утверждён норматив средней рыночной стоимости 1 кв.м, общей площади жилья по Кривошеинскому сельскому поселению.

При указанных обстоятельствах, судья соглашается с выводами органа административной юрисдикции о том, что начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа (идентификационный код закупки в плане-графике ) определена с нарушением порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта, поскольку метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) не предполагает установления начальной (максимальной) цены контракта на основании муниципального правового акта.

Таким образом, при определении начальной цены контракта Администрацией Кривошеинского сельского поселения не соблюдена форма ее обоснования.

В силу ч.2 ст.12 Федерального закона № 44-ФЗ, п.1 ст.24 Устава Муниципального образования «Кривошеинское сельское поселение» Кривошеинского района Томской области» Глава Кривошеинского сельского поселения, как должностное лицо заказчика, несет персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Согласно решению избирательной комиссии Кривошеинского сельского поселения от 19.09.2017 № 95 Главой Кривошеинского сельского поселения избран Казырский О.П..

То есть Казырский О.П. является надлежащим субъектом данного правонарушения и обоснованно привлечен к административной ответственности.

Суд критически относится к доводам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о том, что поскольку постановление Администрации Кривошеинского сельского поселения от 18.05.2018 № 71 «О нормативе средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья» принято на основании заключения специалиста ООО «Центр Независимой Экспертизы и Оценки» № 0169.1.1-А/18 от 16.03.2018, которым была проведена оценка рыночной стоимости 1 кв.м жилых помещений (квартир – отдельно однокомнатных и двухкомнатных) на вторичном рынке на территории Кривошеинского сельского поселения (с. Кривошеино, с. Жуково) по состоянию на 13 февраля 2018 года, фактически Администрацией Кривошеинского сельского поселения при определении начальной (максимальной) цены контракта был применен не тарифный или нормативный метод, как указано в плане-графике и в документации об электронном аукционе, а метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

Согласно постановлению Администрации Кривошеинского сельского поселения от 18.05.2018 № 71 «О нормативе средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья», с 18.05.2018 по муниципальному образованию Кривошеинское сельское поселение для приобретения жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находившимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения на территории Кривошеинского сельского поселения, утверждена стоимость 1 кв.м общей площади жилья на вторичном рынке: однокомнатной квартиры - 23460 рублей; двухкомнатной квартиры – 29490 рублей.

Как следует из преамбулы данного постановления, оно принято в соответствии с п.3 ст.3 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» (далее – Закон № 188-ОЗ), учитывая заключение специалиста от 16.03.2018 № 0169.1.1-А/18 ООО «Центр Независимой Экспертизы и Оценки».

В соответствии с п.3 ст.3 названного Закона № 188-ОЗ в целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов, в том числе:

принимают муниципальные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства муниципального образования по осуществлению органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, переданных настоящим Законом;

за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения, общая площадь которых составляет не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в соответствии с законодательством, в том числе настоящим Законом, в собственность муниципального образования на основании Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципальных районов, городских округов, сформированного соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Согласно п.3 Методики расчета органами местного самоуправления муниципальных районов субвенций из бюджетов муниципальных районов бюджетам поселений на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями» (Приложение №2 к названному Закону 188-ОЗ), разработанной в целях определения объема субвенций бюджетам поселений на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, объем субвенции в части расходов на приобретение жилых помещений на год по каждому поселению определяется, в том числе, на основании норматива средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, утвержденного в целях реализации данного Закона главой соответствующего муниципального образования.

Исходя из смысла приведенных правовых норм следует, что постановление Администрации Кривошеинского сельского поселения от 18.05.2018 № 71 «О нормативе средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья», которым с учетом заключения специалиста ООО «Центр Независимой Экспертизы и Оценки» от 16.03.2018 № 0169.1.1-А/18, установлена стоимость 1 кв.м общей площади жилья на вторичном рынке, принято исключительно для целей Закона № 188-ОЗ и не мог быть использован при обосновании начальной (максимальной) цены контракта, поскольку не соответствует требованиям Федерального закона № 44-ФЗ и Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утверждённых приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 02.10.2013 № 567.

При указанных обстоятельствах судья приходит к выводу, что при рассмотрении дела об административном правонарушении, должностное лицо органа административной юрисдикции – председатель Комитета государственного финансового контроля Томской области, уполномоченный в соответствии со ст.23.7.1 КоАП РФ на рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.7.29.3 КоАП РФ, дал надлежащую оценку изученным доказательствам, правильно установил обстоятельства дела на основании совокупности доказательств, достоверность которых сомнений не вызывает, и правильно квалифицировал действия Казырского О.П. по ч.2 ст.7.29.3 КоАП РФ. Наказание назначено в пределах санкции данной статьи, является законным и обоснованным.

Обжалуемое постановление отвечает требованиям ст.29.10 КоАП РФ и вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных норм, влекущих отмену постановления должностного лица, не усматривается. Также отсутствуют обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные ст.24.5 КоАП РФ.

Дополнительно представленные лицом, в отношении которого ведется производство по делу, документы не влияют на законность и обоснованность вынесенного постановления № 16 от 22.03.2019 о привлечении Казырского О.П. к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.29.3 КоАП РФ.

С учетом изложенного, проверив законность и обоснованность обжалуемого постановления, судья не находит оснований для отмены или изменения Постановления председателя Комитета государственного финансового контроля Томской области № 16 от 22.03.2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении , предусмотренном ч.2 ст.7.29.3 КоАП РФ в отношении Главы Кривошеинского сельского поселения Казырского О.П.

В удовлетворении жалобы Казырскому О.П. следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6, п.1 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление председателя Комитета государственного финансового контроля Томской области № 16 от 22.03.2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении , предусмотренном ч.2 ст.7.29.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица - Главы Кривошеинского сельского поселения Казырский О.П. оставить без изменения, жалобу Казырского О.П. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья подпись О.А. Дутов

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>