ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-15/19 от 10.01.2019 Чайковского городского суда (Пермский край)

Дело № 12-15/2019

РЕШЕНИЕ

Судья Чайковского городского суда Пермского края ФИО1,

при секретаре судебного заседания Максимовой Е.В.,

с участием защитника лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Степанкова К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Степанкова К.С. на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренному ст. 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2, <...>,

установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Чайковского судебного района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно в том, что он, являясь директором <ЧЛ>, в нарушение п. 2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» не представил в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чайковском Пермского края (межрайонное) в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ сведения в отношении каждого работающего у страхователя застрахованного лица по форме СЗВ-СТАЖ за <...> год. Ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 рублей.

В жалобе защитник Степанков К.С. просит указанное постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, поскольку вопрос о привлечении к административной ответственности по ст. 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поставлен в зависимость от вступления в силу решения, принятого по результатам рассмотрения акта о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования от ДД.ММ.ГГГГ, до вступления в силу указанного решения повод для возбуждения дела об административном правонарушении отсутствует, при этом <ЧЛ> обжаловало решение о его привлечении к ответственности в Арбитражный суд Пермского края. Административный орган назначил рассмотрение акта о выявлении правонарушения и составление протокола об административном правонарушении на одно и то же время, то есть принял решение о возбуждении дела об административном правонарушении до рассмотрения акта.

Защитник Степанков К.С. в судебном заседании на доводах жалобы настаивал.

Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, ФИО2, представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чайковском Пермского края (межрайонного) в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы в их отсутствие в суд не поступило.

Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, заслушав участвующих лиц, судья приходит к следующему.

Административная ответственность по ст. 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.

Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливаются Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

В силу ст. 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» страхователями являются, в том числе, юридические лица, осуществляющие приём на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ на страхователей возложена обязанность в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.

На основании Постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11 января 2017 года № 3п утверждена форма «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц» (СЗВ-СТАЖ).

Согласно примечанию к ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Из материалов дела следует и в судебном заседании установлено, что ФИО2 является директором <ЧЛ>.

ДД.ММ.ГГГГ<ЧЛ> в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чайковском Пермского края (межрайонное) представлены сведения о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за отчётный период <...> год.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес <ЧЛ> поступил протокол сверки ежегодной и ежемесячной отчётности за отчётный период <...> год, согласно которому установлено, что в исходной форме СЗВ-СТАЖ отсутствуют сведения в отношении застрахованных лиц П.Т. и М.А.ДД.ММ.ГГГГ страхователем представлена дополняющая форма СЗВ-СТАЖ за <...> год.

Таким образом, директор <ЧЛ> в установленный срок, то есть не позднее ДД.ММ.ГГГГ, не представил в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чайковском Пермского края (межрайонное) сведения в отношении каждого работающего у страхователя застрахованного лица, а также лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, по форме СЗВ-СТАЖ за отчётный период – <...> год.

Изложенные обстоятельства послужили подовом для составления в отношении ФИО2 протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При вынесении постановления по делу об административном правонарушении, признавая ФИО2 виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировым судьёй были исследованы имеющиеся по делу доказательства, в том числе: протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; выписка из ЕГРЮЛ; сведения о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ (тип сведения «Исходная»), сведения по доставке отчета по форме СЗВ-СТАЖ от ДД.ММ.ГГГГ; сведения о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ (тип сведения «Дополняющая»), сведения по доставке отчета по форме СЗВ-СТАЖ от ДД.ММ.ГГГГ.

Приведённые доказательства получены с соблюдением установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальных требований, содержат все данные, необходимые для правильного разрешения настоящего дела, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает.

Правильно установив фактические обстоятельства дела, мировой судья дал им верную правовую оценку, действия ФИО2 верно квалифицированы по ст. 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод жалобы об отсутствии повода для возбуждения дела и оснований для привлечения директора <ЧЛ> ФИО2 к административной ответственности отклоняется по следующим основаниям.

В соответствии с п. 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21 декабря 2016 года № 766н, за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

Анализ указанной нормы свидетельствует о том, что в случае выявления страхователем ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица и предоставления уточненных сведений в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации к нему не применяются финансовые санкции, предусмотренные ст. 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ.

По настоящему делу вопрос о применении финансовых санкций, предусмотренных ст. 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ, не рассматривался, поскольку директор <ЧЛ> ФИО2 постановлением мирового судьи привлечен к административной ответственности, которая предусмотрена ст. 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По смыслу ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Между тем основания, позволяющие признать совершенное ФИО2 правонарушение малозначительным, по делу отсутствуют, поскольку в данном случае, учитывая формальность состава административного правонарушения, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в игнорировании должностным лицом требований страхового законодательства Российской Федерации и невыполнении своих публично-правовых обязанностей, предусмотренных законодателем в целях совершенствования порядка исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов и укрепление платежной дисциплины при осуществлении расчетов.

Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В силу ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

Поскольку в данном случае ФИО2 допущено пренебрежительное отношение к исполнению своих публично-правовых обязанностей, возложенных на него страховым законодательством, оснований для применения положений ст.ст. 3.4, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

Административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 рублей ФИО2 назначено с учетом положений ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления, обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Постановление мирового судьи судебного участка № 4 Чайковского судебного района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2 оставить без изменения, жалобу защитника Степанкова К.С. – без удовлетворения.

Постановление мирового судьи и настоящее решение вступают в законную силу немедленно, но могут быть обжалованы в Пермский краевой суд в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья – подпись.