Дело №
РЕШЕНИЕ
12 июля 2019 года г. Краснознаменск
Судья Краснознаменского районного суда Калининградской области Бондаренко О.С., при секретаре Шаяхмедовой В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе ООО «Пятый Элемент» на постановление мирового судьи Краснознаменского судебного участка Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым ООО «Пятый Элемент» признан виновным по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ,
заслушав объяснения представителя по доверенности ООО «Пятый Элемент» ФИО1, поддержавшей доводы жалобы, исследовав материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи Краснознаменского судебного участка Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - ООО «Пятый Элемент» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Защитник ООО «Пятый Элемент» Высоцкая Н.Н. обратилась в суд с жалобой на указанное постановление, просила его отменить, производство по делу прекратить, ввиду того, что Предписание № 04-12-02 Управления является незаконны, ООО «Пятый элемент» дважды направлял в адрес Управления Отчётность МСП за 2017 год, что подтверждается копиями писем, копии которых приложены к настоящей жалобе. Суть претензии Управления в том, что ООО «Пятый элемент» в 2017 году не работал по договору с ГП КО «ЕСОО», не покупал у него талоны на размещение отходов, если Управление увидело в этом нарушение, то оно должно было выдать ООО «Пятый элемент» предписание соответствующего содержания, а не вменять ему не представление отчётности. Однако Предприятию не поступало от Управления предписаний организовать схему сбора и удаления отходов путем заключения договора с ГП КО «ЕСОО» и получения у него талонов на захоронение отходов, у ООО «Пятый элемент» нет талонов ГП КО «ЕСОО» на размещение отходов от 2017 года и сколько бы предписаний, подобных предписанию № 04-12-02, Управление не вынесло, указанные талоны у предприятия не появятся.
Представитель по доверенности ФИО1 доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.
Проверив законность и обоснованность вынесенного мирового судьи Краснознаменского судебного участка постановления, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
В целях реализации п. 1 ст. 19 Закона № 89-ФЗ приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01 сентября 2011 года № 721 утвержден Порядок учета в области обращения с отходами, который устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.
В соответствии с пунктом 7 статьи 18 «Нормирование в области обращения с отходами» Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (пли) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 3, п. 5 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденного Приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30 субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке Отчетность (далее - отчет МСП) в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы; отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.
Из материалов дела усматривается, что на основании приказа руководителя Росприроднадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-П Управление провело плановую выездную проверку по соблюдению требований природоохранного законодательства и установило, в частности, что согласно федеральному государственному реестру объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории <адрес> и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, ООО «Пятый элемент» имеет производственную площадку, расположенную по адресу: <адрес>А (зарегистрирована за №-П, объект 1-й категории, категория риска - значительная (3)). Исходя из сведений, указанных в реестре, указанный объект относится к объектам I категории на основании осуществления деятельности «по производству следующей неметаллической минеральной продукции: огнеупорные керамические изделия и строительные керамические материалы (с проектной мощностью 1 млн. штук в год и более)».
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по <адрес> ООО «Пятый элемент» выдано предписание № с требованием представить в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушение законодательства РФ в области охраны окружающей среды и природопользования в части не предоставления отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке субъектом малого и среднего предпринимательства в Управление за 2017 год.
В рамках проведения внеплановой документарной проверки Управлением были запрошены документы, установлен факт того, что отчет МСП ООО «Пятый элемент» за 2017 год был отклонен Управлением по причине отсутствия в данном отчете информации, подтверждающих документов - Договора на размещения отходов с ГП ГК «ЕСОО», актов выполненных работ по размещению отходов. На дату окончания проверки актов о размещении отходов ГП ГК «ЕСОО» предоставлено не было.
Письмом ООО «Пятый элемент» поступила откорректированная отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании и размещении отходов за 2017 год. В ходе проверки указанной отчетности было установлено отсутствие копий актов приема-передачи отходов по договору с ГП КО «ЕСОО» от ДД.ММ.ГГГГ№/р.
Таким образом, ООО «Пятый элемент» не предоставило в Управление отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке субъектом малого и среднего предпринимательства за 2017 г., оформленную в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Исходя из изложенного, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ нарушение требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды и природопользования в части не предоставления отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке субъектом малого и среднего предпринимательства в Управление за 2017 г., ООО «Пятый элемент» не устранено.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля – главный специалист-эксперт отдела федерального государственного экологического надзора и лицензионного контроля Управления – государственный инспектор Российской Федерации в области окружающей среды по <адрес>ФИО5 пояснила, что предписание было не исполнено в части предоставления копий актов приема-передачи отходов по договору с ГП КО «ЕСОО» от ДД.ММ.ГГГГ№/р. В связи с чем, было принято решение о составлении протокола об административном правонарушении по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ. В тоже время ООО работало в сфере утилизации отходов с МУП «ЖКХ Краснознаменского городского округа» на основании договора и акты приема-передачи отходов в МУП «ЖКХ Краснознаменского городского округа» имеются.
Таким образом, предписание от ДД.ММ.ГГГГ№, ООО «Пятый Элемент» не исполнено.
Данное обстоятельство послужило основанием для привлечения ООО «Пятый Элемент» к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАПРФ.
Признавая ООО «Пятый Элемент» виновным в совершении указанного административного правонарушения, мировой судья пришел к выводу о том, что не выполнив, в срок предписание Управления Росприроднадзора по Калининградской области ООО «Пятый элемент» совершило административное правонарушение против порядка управления, поскольку предписания должностных лиц государственных органов направлены на защиту государственных и общественных интересов, в силу чего особо охраняются законом и обязательны для исполнения всеми физическими и юридическими лицами, законно находящимися на территории РФ, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что формально состав административного правонарушения по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ в действиях ООО «Пятый Элемент» имеется.
Предметом предписания явилось возложение на ООО «Пятый Элемент» обязанности представления отчетности отчет МСП до 15 января года, следующего за отчетным периодом, то есть в срок, предусмотренный действующим законодательством.
Обязанность предоставлять отчет МСП в уполномоченный орган исполнительной власти установлена ст. 19 Закона № 89-ФЗ и приказом Росстата от ДД.ММ.ГГГГ№. Представление этой формы отчетности в соответствующие сроки является обязанностью всех юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по обращению с отходами производства и потребления, вне зависимости от наличия или отсутствия соответствующего предписания органа государственного контроля (надзора).
Возбуждая в отношении ООО «Пятый Элемент» дело об административном правонарушении, предусмотренном ответственности ч. 1 ст. 19.5 КоАПРФ, должностное лицо исходило из того, что предприятие не выполнило в определенный срок предписание о предоставлении в установленный законом срок отчета МСП.
В силу ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ состав административного правонарушения образует невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
В предписании от ДД.ММ.ГГГГ№ указано об устранении нарушений законодательства, в частности не предоставления отчетности в Управление за 2017 год.
Выдача такого предписания отвечает требованиям п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в соответствии с которым предписание выносится в случае установления при проведении проверки нарушений требований законодательства, соблюдение которых является обязательным для проверяемого юридического лица, в целях их устранения.
Из содержания оспариваемого предписания и установленных обстоятельств, мировой судья сделал правильный вывод о том, что предписание по существу направлено на устранение конкретного нарушения к определенному сроку.
Обязанность соблюдать законодательство Российской Федерации предполагается в силу закона и является конституционной обязанностью всякого лица в соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, исполнение этой обязанности не требует дополнительного подкрепления со стороны административного органа.
Действия ООО «Пятый Элемент» мировым судьей Краснознаменского судебного участка квалифицированы по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ верно, административное наказание ООО «Пятый Элемент» назначено в пределах санкции указанной статьи и с учетом обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. КоАП РФ.
Вместе с тем, имеются основания в данном конкретном случае применить положения ст. 2.9 КоАП РФ, т.е. для признания совершенного ООО «Пятый элемент» административного правонарушения малозначительным.
В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст.2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Из материалов дела следует, что ООО «Пятый элемент» во исполнение предписания от ДД.ММ.ГГГГ№ в Управление Росприроднадзора по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ направлено корректирующая отчетность об образовании, утилизации, обезвреживания, о размещении отходов ООО «Пятый элемент» за 2017 год с предоставлением актов на сбор и вывоз ТБО за 2017 г., исполнителем по которому является МУП ЖКХ «Краснознаменского городского округа» на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, ООО «Пятый элемент» предприняты все возможные меры по устранению нарушений указанных в предписании.
Оценив представленные доказательства, принимая во внимание и те обстоятельства, что совершенное деяние не повлекло вредных последствий, существенного нарушения охраняемых общественных отношений не последовало, утилизация отходов производилась на предусмотренный для этого полигон бытовых отходов на основании договора с составлением актов сбора и вывоза отходов исполнителем, по которым являлось МУП «ЖКХ Краснознаменского городского округа», имеются основания для признания административного правонарушения малозначительным.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Учитывая изложенное, постановление мирового судьи Краснознаменского судебного участка Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Пятый Элемент» по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ прекращению, с объявлением ООО «Пятый элемент» устного замечания.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.30.6-30.9 КоАП РФ,
решил:
Постановление мирового судьи Краснознаменского судебного участка Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Пятый Элемент» о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании ст.2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью административного правонарушения.
Объявить ООО «Пятый Элемент» устное замечание.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Краснознаменский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья О.С. Бондаренко