ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-15/19 от 19.02.2019 Ленинск-кузнецкого городского суда (Кемеровская область)

Дело № 12-15/2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Судья Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области Зеброва Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ленинске-Кузнецком

«19» февраля 2019 года

жалобу Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа на постановление старшего государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды <номер> от 27.12.2018 года об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация Ленинск-Кузнецкого городского округа обратилась в суд с жалобой на постановление старшего государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды <номер> от 27.12.2018 года о привлечении к административной ответственности по ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей. В жалобе указывает, что согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

На территории администрации установлен 1 контейнер. Понятие контейнер раскрыто в постановлении Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 № 641» как мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов.

Частью 1 статьи 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам 1, II, Ш и IV категории» утверждены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Однако обжалуемое постановление не содержит указание на то, к какой категории относится администрация Ленинск-Кузнецкого городского округа как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.

Таким образом, по делу об административном правонарушении не доказано, что администрацией Ленинск-Кузнецкого городского округа оказывается негативное воздействие на окружающую среду и как следствие этого обязанность по внесению соответствующей платы, предоставлению декларации о плате и статистическую отчетность по форме 2-тп (отходы).

В связи с чем, законный представитель администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа просит отменить постановление о назначении административного наказания и прекратить производство по делу.

В судебном заседании представитель лица, в отношении которого ведется административное производство – администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа Петров Д.В., действующий на основании доверенности <номер> от <дата>, выданной сроком на один год, доводы жалобы поддержал в полном объеме.

Старший государственный инспектор Кемеровской области в области охраны окружающей среды Кудашова А.А. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении жалобы, ссылаясь в обосновании своей позиции на доводы, изложенные в постановлении по делу об административном правонарушении.

Заслушав представителя лица, в отношении которого ведется административное производство, старшего государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд находит жалобу обоснованной в части, а потому подлежащей удовлетворению в части, по следующим основаниям.

Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды).

Согласно ст. 1 указанного Закона негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды

В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Согласно ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Под сокрытием информации понимается недоведение ее до сведения лиц, имеющих право на ее получение; под искажением информации - сообщение неполных или неверных данных; несвоевременное сообщение полной и достоверной информации означает нарушение сроков ее доведения до заинтересованных лиц (органов).

Таким образом, исходя из толкования статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объективную сторону такого правонарушения образуют несколько составов:

- несообщение (несвоевременное, неполное) сообщение информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке;

- сокрытие, умышленное искажение указанной информации;

- искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Согласно ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Частью 1 статьи 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам 1, II, Ш и IV категории» утверждены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Как усматривается их материалов дела об административном правонарушении <номер>, на основании приказа <номер> от <дата> о проведении плановой проверки, главным специалистом управления государственного надзора департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований в сфере природопользования и охраны окружающей среды была проведена проверка в отношении Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа.

Согласно имеющегося в материалах административного дела Протокола <номер> об административном правонарушении от <дата> Администрация Ленинск-Кузнецкого городского округа, осуществляя деятельность в г.Ленинске-Кузнецком пр.Кирова, 56, пос.Никитинский, пр.Шахтеров, 50а/1 Администрация Ленинск-Кузнецкого городского округа допускает несоблюдение и нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, выраженное в сокрытии или искажении экологической информации.

Постановлением <номер> от 27.12.2018 года установлено, что осуществляя деятельность в г.Ленинске-Кузнецком пр.Кирова, 56, пос.Никитинский, пр.Шахтеров, 50а/1 Администрация Ленинск-Кузнецкого городского округа допускает несоблюдение нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, выраженное в сокрытии или искажении экологической информации.

Определением <номер> от <дата> об исправлении описок, опечаток или арифметических ошибок, исправлена без изменения содержания постановления опечатка на странице 4 в 31 строке сверху «предусмотренного ст.8.2 Кодекса» и в постановляющей части «подвергнуть Администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа наказанию по ст.8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей» на «предусмотренного ст.8.5 Кодекса» и в постановляющей части «подвергнуть Администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа наказанию по ст.8.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей».

В Постановлении старшего государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды Кудашовой А.А. также отражено, что Протоколом об административном правонарушении установлено, что:

- Администрация Ленинск-Кузнецкого городского округа при осуществлении основного вида деятельности использует стационарные источники выбросов вредных, загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Так, Администрация Ленинск-Кузнецкого городского округа использует здание гаражного комплекса, расположенное по адресу пр.Кирова, 56/1 и здание гаража в пос. Никитинский, пр.Шахтеров, 50а/1. Указанные сооружения переданы КУМИ г.Ленинска-Кузнецкого на основании договора безвозмездного пользования от <дата><номер>, заключенного на неопределенный срок. В гаражах производится стоянка 9 единиц автотранспорта.

От гаражей-стоянок автотранспорта посредством дверей и вентиляции в атмосферу выбрасываются оксид углерода, бензин, азота диоксид, углеводороды, свинец, которые образуются при въезде и выезде из гаража, а также при прогреве двигателей.

- Юридическим лицом Администрацией Ленинск-Кузнецкого городского округа при осуществлении хозяйственной деятельности были образованы отходы производства и потребления мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный (ФККО – 7 33 100 01 72 4), имеющий 4 класс опасности. За 2017 год образовалось 312 м3, за период с января по март 78 м3 данного вида отходов.

- За 2016 год Администрацией Ленинск-Кузнецкого городского округа не представлена декларация по плате за негативное воздействие на окружающую среду. Отходы переданы для транспортировки и дальнейшего захоронения <данные изъяты> по договору.

Обязанность по предоставлению деклараций по плате за негативное воздействие установлена ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В частности п.5 и 6 статьи 16.4. установлено, что не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такой порядок установлен Приказом МПР от 09.01.2017 №3 «Об утверждении порядка предоставления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы»

Лицами, обязанными вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду (далее по тексту НВОС) являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Старший государственный инспектор Кемеровской области в области охраны окружающей среды считает, что Администрация Ленинск-Кузнецкого городского округа, являясь лицом, обязанным вносить плату за НВОС, не предоставило не позднее 10.03.2017 Декларацию о плате за НВОС за 2016 год.

- Кроме того, в Постановлении указано, что Администрация Ленинск-Кузнецкого городского округа в срок до 01.02.2019 не предоставила статистическую отчетность по форме 2-тп (отходы) за 2017 год. Согласно ст.19 ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Порядок предоставления такой отчетности установлен Приказом Росстата от 10.08.2017 №529 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления».

Таким образом, в качестве противоправного деяния, образующего объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст.8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа вменено то, что:

- Администрация Ленинск-Кузнецкого городского округа являясь лицом, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду не предоставила декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год;

- Администрация Ленинск-Кузнецкого городского округа не предоставила статистическую отчетность по форме 2-тп (отходы) за 2017 год.

Признавая юридическое лицо - Администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа Кемеровской области виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо, в том числе пришло к выводу о том, что администрация Ленинск-Кузнецкого городского округа являясь лицом, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду не предоставила декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год. В качестве источника НВОС должностное лицо указывает здание гаражного комплекса, расположенное по адресу пр.Кирова, 56/1 и здание гаража в пос. Никитинский, пр.Шахтеров, 50а/1.

Вместе с тем, решением Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от <дата>, оставленным без изменения апелляционным определением Кемеровского областного суда от <дата> установлено, что Администрация Ленинск-Кузнецкого городского округа как юридическое лицо использует автотранспорт, стоянка которого осуществляется в стационарных гаражах. При этом гаражные (стояночные) боксы не являются самостоятельными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

При таких обстоятельствах не имеется правовых оснований для возложения на Администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа обязанности вносить в установленные сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Поскольку в силу требований закона декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду составляется с целью определения размера платежей за негативное воздействие на окружающую среду, то Администрация Ленинск-Кузнецкого городского округа не может быть привлечена к административной ответственности за не предоставление декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год.

В связи с изложенным, суд полагает, что выводы должностного лица о совершении администрацией Ленинск-Кузнецкого городского округа административного правонарушения в части не предоставлении декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год являются необоснованными.

Вместе с тем, суд считает обоснованными выводы должностного лица, что в действии (бездействии) Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа содержится состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку юридическое лицо не предоставил статистическую отчетность по форме 2-тп (отходы) за 2017 год, исходя из нижеследующего.

Согласно ст.19 ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Порядок предоставления такой отчетности установлен Приказом Росстата от 10.08.2017 №529 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления».

Между тем, судом установлено и администрацией Ленинск-Кузнецкого городского округа данное обстоятельство не оспаривается, что администрацией Ленинск-Кузнецкого городского округа не предоставлена статистическая отчетность по форме 2-тп (отходы) за 2017 год в установленный срок.

В соответствии с п.2 части первой ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:

2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

С учетом изложенного, суд полагает необходимым изменить Постановление старшего государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды <номер> от <дата> по делу об административном правонарушении в отношении администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа о привлечении к административной ответственности по ст. 8.5 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» и наложении административного штрафа в размере 20 000 рублей, а именно:

- признать незаконным привлечение администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа к административной ответственности за совершение административного правонарушения по ст. 8.5 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» за непредоставление декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год;

- признать законным и обоснованным привлечение администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа к административной ответственности по ст. 8.5 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» и наложении административного штрафа в размере 20 000 рублей за непредоставление статистической отчетности по форме 2-тп (отходы) за 2017 год.

Руководствуясь ст.30.7 ч.1 п.2 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», судья

Р Е Ш И Л :

Постановление старшего государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды <номер> от <дата> по делу об административном правонарушении в отношении администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа о привлечении к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ и наложении административного штрафа в размере 20 000 рублей, - изменить, жалобу администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа, - удовлетворить в части:

- признать незаконным привлечение администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа к административной ответственности за совершение административного правонарушения по ст. 8.5 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» за непредоставление декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год;

- признать законным и обоснованным привлечение администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа к административной ответственности по ст. 8.5 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» и наложении административного штрафа в размере 20 000 рублей за непредоставление статистической отчетности по форме 2-тп (отходы) за 2017 год.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья подпись. Зеброва Л.А.

Подлинник документа находится в материале об административном правонарушении № 12-15/2019 Ленинск-Кузнецкого городского суда города Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области.