Дело № 12-15/2019 копия
РЕШЕНИЕ
05 августа 2019 года п. Домбаровский
Судья Домбаровского районного суда Оренбургской области Илясова Т.В.,
при секретаре Котельниковой О.В.,
с участием старшего помощника прокурора Домбаровского района Бикеевой Л.И., лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1,
рассмотрев дело об административном правонарушении по протесту прокурора Домбаровского района Кучерявенко П.А. на постановление мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Домбаровского района Оренбургской области от 05 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 13.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации муниципального образования «Заринский сельсовет» Домбаровского района Оренбургской области ФИО1,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Домбаровского района Оренбургской области от 05 июля 2019 года, должностное лицо - глава администрации муниципального образования «Заринский сельсовет» Домбаровского района Оренбургской области ФИО1 освобожден от административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 13.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, с объявлением устного замечания. Производство по делу прекращено.
Не согласившись с постановлением мирового судьи, прокурор Домбаровского района внес протест, в котором требует постановление мирового судьи от 05 июля 2019 года в отношении должностного лица ФИО1 отменить, вернуть дело об административном правонарушении на новое рассмотрение. В обоснование протеста указывает, что обжалуемое постановление является незаконным и необоснованным. Указывает, что нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере противодействия коррупции, а именно: постановления главы муниципального образования «Заринский сельсовет» Домбаровского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ№-п «Об утверждении Положения о запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в администрации муниципального образования «Заринский сельсовет», от ДД.ММ.ГГГГ№-п «Об утверждении Положения о контроле за соответствием расходов лиц, замещающих муниципальные должности, и иных лиц их доходам в администрации муниципального образования «Заринский сельсовет», были размещены на официальном сайте муниципального образования только в июне 2019 года, после проведения прокуратурой района проверки. Кроме того, информация, предусмотренная статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» также размещена только в июне 2019 года. Полагает, что мировым судьей при вынесении оспариваемого постановления не в должной мере дана оценка действиям должностного лица, а также причинам, по которым вышеуказанная информация не была размещена в сети «Интернет». По мнению прокурора, административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ, вмененное должностному лицу, не является малозначительным, поскольку неразмещение на сайте муниципального образования, в том числе нормативных актов в сфере противодействия коррупции и информации о деятельности органов местного самоуправления в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, ограничило права неопределенного круга лиц на получение информации о такой деятельности.
В судебном заседании старший помощник прокурора Домбаровского района Бикеева Л.И. доводы протеста поддержала в полном объеме, просила удовлетворить. Суду пояснила, что в ходе проверки соблюдения органами местного самоуправления законодательства об организации доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления и ее размещению в сети «Интернет» было установлено, что на сайте администрации муниципального образования «Заринский сельсовет» Домбаровского района Оренбургской области в соответствующем разделе «Противодействие коррупции» не были размещены постановления главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ№-п и №-п, данные нормативные акты были размещены в общем разделе сайта. Кроме того, в разделе «Субъектам малого и среднего предпринимательства» отсутствовала в полном объеме информация, предусмотренная статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а именно: сведения о реализации муниципальных программ (подпрограмм), о классификации субъектов малого и среднего предпринимательства по видам экономической деятельности; о числе замещенных рабочих мест в соответствии с их классификацией; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства; о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства; об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. На момент рассмотрения дела об административном правонарушении вышеперечисленная информация была размещена на сайте администрации в полном объеме в соответствующих разделах.
Должностное лицо - глава администрации муниципального образования «Заринский сельсовет» Домбаровского района Оренбургской области, ФИО1 просил в удовлетворении протеста прокурора отказать, оставить без изменения постановление мирового судьи. Суду показал, что нормативные акты на момент проведения проверки прокуратурой района были размещены на сайте администрации, данные акты были опубликованы в марте 2018 года. Кроме того, по представлению прокурора на сайте администрации в срок, установленный представлением, была размещена информация, предусмотренная статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В настоящее время администрацией района заключен гражданско-правовой договор об оказании услуг по размещению предусмотренной законом информации в сети «Интернет».
Выслушав участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, доводы протеста, прихожу к следующему.
На основании части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Административным правонарушением в силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 2 ст. 13.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за неразмещение в сети "Интернет" информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, если обязанность по размещению такой информации в сети "Интернет" установлена федеральным законом.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет".
Согласно статье 1 данного Закона официальный сайт органа местного самоуправления - сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащий информацию о деятельности органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат органу местного самоуправления.
Информация о деятельности органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности органов местного самоуправления относятся законы и иные нормативные правовые акты, а также муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.
В соответствии со статьей 4 Закона основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются: открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления; свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом; соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» предусмотрено, что информационные системы, официальные сайты информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети "Интернет" и информационно-телекоммуникационные сети создаются в целях обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, информацией: о реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм); о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности; о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства; об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, условиях и о порядке оказания такими организациями поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства; о государственном и муниципальном имуществе, включенном в перечни, указанные в части 4 статьи 18 настоящего Федерального закона; об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; иной необходимой для развития субъектов малого и среднего предпринимательства информацией (экономической, правовой, статистической, производственно-технологической информацией, информацией в области маркетинга), в том числе информацией в сфере деятельности корпорации развития малого и среднего предпринимательства, действующей в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 3 указанной статьи перечисленная выше информация должна быть общедоступной и размещатся в сети "Интернет" на официальных сайтах органов местного самоуправления, наделенных отдельными полномочиями в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства в пределах их компетенции, и (или) созданных указанными органами официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети "Интернет".
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с частью 1 статьи 37 названного Федерального закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
В части 1 статьи 24 Федерального закона от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ указано, что контроль за обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления осуществляют руководители государственных органов и органов местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, поводом для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении должностного лица - главы администрации ФИО1 к административной ответственности явилось то обстоятельство, что он, будучи главой администрации муниципального образования «Заринский сельсовет» Домбаровского района Оренбургской области, по мнению и.о. прокурора Домбаровского района, возбудившего производство об административном правонарушении, в нарушение требований статьи 13 Федерального закона от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", согласно которой орган местного самоуправления обязан разместить информацию о своей деятельности в сети "Интернет", не разместил на официальном сайте в разделе «Противодействие коррупции» нормативные правовые акты, принятые администрацией муниципального образования, а именно: постановление главы муниципального образования «Заринский сельсовет» Домбаровского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ№-п «Об утверждении Положения о запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в администрации муниципального образования «Заринский сельсовет», а также постановление главы муниципального образования «Заринский сельсовет» Домбаровского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ№-п «Об утверждении Положения о контроле за соответствием расходов лиц, замещающих муниципальные должности, и иных лиц их доходам в администрации муниципального образования «Заринский сельсовет». Кроме того, в нарушение статьи 19 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства», на сайте администрации в разделе «Субъектам малого и среднего предпринимательства» отсутствовала следующая информация: сведения о реализации муниципальных программ (подпрограмм), о классификации субъектов малого и среднего предпринимательства по видам экономической деятельности; о числе замещенных рабочих мест в соответствии с их классификацией; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства; о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства; об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Как следует из решения Совета депутатов муниципального образования «Заринский сельсовет» Домбаровского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ, главой администрации муниципального образования избран ФИО1
Оценив представленные доказательства, в том числе: пояснения в судебном заседании прокурора Бикеевой Л.И., пояснения должностного лица ФИО1, постановление и.о. прокурора Домбаровского района Чеснокова А.А. о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, рапорт от ДД.ММ.ГГГГ, скриншоты официального сайта администрации муниципального образования «Заринский сельсовет» Домбаровского района Оренбургской области, решение и.о. прокурора Домбаровского района от ДД.ММ.ГГГГ о проведении проверки, объяснения должностного лица, акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, мировой судья, установив, что ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте администрации муниципального образования «Заринский сельсовет» Домбаровского района Оренбургской области <данные изъяты> отсутствовала в полном объеме предусмотренная статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» информация, обоснованно пришел к выводу о том, бездействие должностного лица - главы администрации муниципального образования «Заринский сельсовет» Домбаровского района Оренбургской области ФИО1 по неразмещению в сети «Интернет» предусмотренной законом информации образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.27 КоАП РФ, а именно - неразмещение в сети "Интернет" информации о деятельности органов местного самоуправления в случаях, если обязанность по размещению такой информации в сети "Интернет" установлена федеральным законом.
Вместе с тем, установив, что сайт администрации муниципального образования работал бесперебойно, что выявленные прокурором нарушения по состоянию на 24 июня 2019 года были устранены, что в судебном заседании подтвердил прокурор, что неразмещенная информация составляет незначительную часть обязательной к размещению органом местного самоуправления информации, мировой судья пришел к выводу о малозначительности допущенного должностным лицом правонарушения.
Оснований не согласиться с выводами мирового судьи в данном случае не имеется.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Правильно установив фактические обстоятельства дела, и признав административное правонарушение малозначительным, мировой судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ освободил виновное лицо - главу администрации муниципального образования «Заринский сельсовет» Домбаровского района Оренбургской области от административной ответственности и ограничился устным замечанием, о чем указал в постановлении. Вывод о признании правонарушения малозначительным должным образом мотивировал.
Доводы, изложенные в протесте прокурора об отсутствии оснований для признания данного правонарушения малозначительным, несостоятельны. Должностным лицом до рассмотрения дела об административном правонарушении в короткие сроки устранены нарушения, выявленные в ходе проведенной прокуратурой района проверки, какие-либо жалобы или обращения лиц, в связи с неразмещением на сайте органа местного самоуправления информации не поступали ни в прокуратуру, ни в орган местного самоуправления.
Вопреки доводам протеста о том, что состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ является формальным, не предполагает наступления фактического ущерба охраняемым общественным отношениям, в связи с чем не имеется оснований для признания административного правонарушения малозначительным, статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2007 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2008 года, по протесту прокурора постановление по делу об административном правонарушении может быть отменено только в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных указанным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Вместе с тем, суд не может согласиться с выводами мирового судьи о том, что должностным лицом ФИО1 нарушены требования подпункта «а» пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», что неразмещение должностным лицом ФИО1 в разделе сайта администрации муниципального образования «Противодействие коррупции» муниципальных правовых актов: постановления главы муниципального образования «Заринский сельсовет» Домбаровского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ№-п «Об утверждении Положения о запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в администрации муниципального образования «Заринский сельсовет», постановления главы муниципального образования «Заринский сельсовет» Домбаровского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ№-п «Об утверждении Положения о контроле за соответствием расходов лиц, замещающих муниципальные должности, и иных лиц их доходам в администрации муниципального образования «Заринский сельсовет», образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ.
Как установлено мировым судьей, подтверждено в ходе судебного заседания прокурором Бикеевой Л.И., объяснениями должностного лица, указанные нормативные акты на момент проведения проверки органами прокуратуры были размещены на официальном сайте администрации муниципального образования «Заринский сельсовет» Домбаровского района Оренбургской области в разделе «Нормативные правовые акты». Данное обстоятельство прокурор Бикеева Л.И. подтвердила в ходе судебного заседания при рассмотрении протеста прокурора.
Приведенные выше нормы Законов, а также положение «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления муниципального образования «Заринский сельсовет», утвержденное постановлением главы администрации муниципального образования «Заринский сельсовет» Домбаровского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ№-п, не содержат требований о размещении нормативных правовых актов органов местного самоуправления в конкретном разделе сайта органа местного самоуправления.
Размещенные на сайте администрации нормативные правовые акты были доступны к прочтению, размещены в текстовом формате, что усматривается из скриншотов сайта, доступ к ним не был ограничен, следовательно, данная информация была размещена в сети «Интернет» на сайте органа местного самоуправления, доказательств обратного материалы дела не содержат.
Вместе с тем, ответственность по части 2 статьи 13.27 КоАП РФ, по смыслу диспозиции названной нормы, наступает в связи с неразмещением в сети "Интернет" информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, указанных в Федеральном законе от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
В соответствии с частями 1, 3 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
С учетом изложенного, выводы мирового судьи о нарушении должностным лицом требований подпункта «а» пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в связи с неразмещением должностным лицом ФИО1 в разделе сайта администрации муниципального образования «Противодействие коррупции» муниципальных правовых актов, принятых администрацией муниципального образования «Заринский сельсовет», регулирующих сферу противодействия коррупции, подлежат исключению из описательно-мотивировочной части постановления.
Внесение изменений в обжалуемый судебный акт в указанной части не повлечет ухудшение положения лица, в отношении которого производство по делу прекращено.
В остальной части постановление мирового судьи следует оставить без изменения, протест прокурора Домбаровского района - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
решение мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Домбаровского района Оренбургской области от 05 июля 2019 года изменить, исключив из описательно-мотивировочной части судебного акта выводы о нарушении должностным лицом ФИО1 требований подпункта «а» пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в связи с неразмещением в разделе сайта администрации муниципального образования «Противодействие коррупции» муниципальных правовых актов, принятых администрацией муниципального образования «Заринский сельсовет», регулирующих сферу противодействия коррупции.
В остальной части постановление мирового судьи от 05 июля 2019 года оставить без изменения.
Судья подпись Т.В. Илясова