ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-15/20 от 24.04.2020 Устьянского районного суда (Архангельская область)

Дело № 12-15/2020

РЕШЕНИЕ

24 апреля 2020 года п. Октябрьский

Судья Устьянского районного суда Архангельской области Шерягина С.Н.,

рассмотрев жалобу главы администрации МО «Октябрьское» Устьянского района Архангельской области Половникова А.А. на постановление заместителя старшего государственного лесного инспектора в лесах Архангельской области, государственного пожарного инспектора в лесах, государственного охотничьего инспектора Пуляева В.Г. от 12 февраля 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 8.32 КоАП РФ,

установил:

постановлением заместителя старшего государственного лесного инспектора в лесах Архангельской области, государственного пожарного инспектора в лесах, государственного охотничьего инспектора Пуляева В.Г. от 12 февраля 2020 г. администрация МО «Октябрьское» Устьянского района Архангельской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ, и подвергнута административному штрафу в размере 500 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, глава администрации МО «Октябрьское» Половников А.А. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, в обоснование указывает, что земельный участок с кадастровым номером ... не находится в собственности администрации МО «Октябрьское», является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, находится в составе МО «Устьянский муниципальный район» вне границ населенных пунктов; проведение мероприятий, предусмотренных Правилами пожарной безопасности в лесах на земельном участке, не находящемся в ведении администрации МО «Октябрьское», влечет нецелевое расходование бюджетных средств. Кроме того, нарушена процедура привлечения администрации МО «Октябрьское» к административной ответственности.

Законный представитель администрации МО «Октябрьское» Половников А.А. надлежащим образом извещён о времени и месте рассмотрения дела, в районный суд не явился, предоставил заявление о приобщении дополнительных документов и рассмотрении дела без участия представителя.

Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, рассмотрев доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с п.п. 8 п. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении судья обязан проверить законность и обоснованность вынесенного постановления в полном объеме.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает как наличие законных оснований для применения административного наказания, так и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина юридического лица, заключающаяся в бездействии, выражается в непринятии всех возможных и достаточных мер для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

Частью 4 статьи 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека.

Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении Правил пожарной безопасности, повлекших возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека.

Частью 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса подлежат охране от пожаров.

В силу части 4 указанной статьи охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

В соответствии с частью 1 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров, иные меры пожарной безопасности в лесах.

В силу части 3 статьи 53 Лесного кодекса РФ Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года № 417 (далее Правила пожарной безопасности в лесах), устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

Согласно пункту 9 (1) Правил пожарной безопасности в лесах в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

Аналогичные положения содержатся в пункте 72 (3) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390.

Таким образом, обязанность по обеспечению очистки территории, прилегающей к лесу, от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов либо отделению леса противопожарной минерализованной полосой или иным противопожарным барьером, может быть возложена только на того, кто владеет, пользуется и (или) распоряжается данной территорией (земельным участком).

Указом Губернатора Архангельской области от 30 апреля 2019 г. № 34-у с 1 мая 2019 г. на территории Архангельской области был установлен особый противопожарный режим, установлены дополнительные требования пожарной безопасности и рекомендации для органов местного самоуправления.

Как следует из материалов дела, названные Правила пожарной безопасности администрацией МО «Октябрьское», распоряжающейся территорией, прилегающей к лесу, соблюдены не были.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 30 января 2020 г. 24 мая 2019 г. в ... участковом лесничестве квартал ... произошел лесной пожар в результате перехода огня на земли лесного фонда с земель иных категорий (несанкционированная свалка) с кадастровым номером земельного участка ... (категория земель – земли промышленности). Лесной пожар произошел в результате несоблюдения администрацией МО «Октябрьское» п. 9.1 Правил пожарной безопасности в лесах.

Из акта ... о лесном пожаре от 27 мая 2019 г. следует, что имел место лесной пожар, общая площадь которого 0,01 га, на месте возникновения пожара обнаружено открытое возгорание на месте свалки ТБО, переходящее в лесной фонд. Причина возникновения пожара: перешел с земель иных категорий.

По информации директора ГКУ АО «...» ФИО1 в связи с тем, что в процессе пожара сгорел опад, живой почвенный покров и верхний слаборазложившийся слой подстилки, потерь древесины нет.

Установлено, что первоначально начали гореть ТБО на несанкционированной свалке, расположенной на земельном участке с кадастровым номером .... После чего огонь с горящих отходов распространился на лесной массив.

Администрацией МО «Октябрьское» не оспаривается, что мероприятия, предусмотренные Правилами пожарной безопасности в лесах, на земельном участке с кадастровым номером ..., не проводились.

Спорный земельный участок с кадастровым номером ... площадью ... кв.м. из категории земель «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» сформирован и поставлен администрацией МО «Октябрьское» 21 апреля 2017 г. на кадастровый учет с видом разрешенного использования «специальная деятельность», местоположение установлено примерно в 2140 метрах по направлению на юго-запад от ориентира ..., расположенного за пределами участка, адрес ориентира: ..., право собственности на данный объект недвижимого имущества не зарегистрировано, является участком, государственная собственность на который не разграничена.

Согласно п. 1 ст. 87 Земельного кодекса РФ землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ (далее - Закон промышленности). Пунктом 2 ст. 83 ЗК РФ определено, что границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.

Согласно статье 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Ранее, постановлением главы МО «Устьянский муниципальный район» от 1 ноября 2010 г. ... земельный участок с кадастровым номером ... передавался в аренду ООО «...» для размещения твердых бытовых отходов, договор аренды расторгнут в 2011 г.

До 1 марта 2015 г. распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществлялось органами местного самоуправления муниципальных районов.

Земельный участок с кадастровым номером ... снят с регистрационного учета 5 сентября 2012 г, после проведения процедуры межевания присвоен кадастровый номер ....

В силу ч. 1 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

Исходя из предписаний пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, с 1 января 2017 г. осуществляется:

- органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных поименованным пунктом (абзац третий);

- органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом (абзац четвертый).

Из правового анализа приведенной нормы следует, что в ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся только земельные участки, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования. В то же время за участки, расположенные на территории городского поселения, отвечает орган местного самоуправления такого поселения.

В силу вышеназванных полномочий земельный участок с кадастровым номером ... администрацией МО «Октябрьское» 21 апреля 2017 г. поставлен на кадастровый учет.

Исходя из толкования понятия межселенной территории, как территории муниципального района, находящейся вне границ поселений (ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ) следует, что спорный земельный участок не может быть отнесен к таковой территории, т.к. согласно технической документации находится в границах территории поселения МО «Октябрьское».

Таким образом, довод главы администрации МО «Октябрьское» Половникова А.А. о том, что земельный участок с кадастровым номером ... местоположение установлено примерно в 2140 метрах по направлению на юго-запад от ориентира ..., расположенного за пределами участка, адрес ориентира: ..., находится в составе муниципального образования «Устьянский муниципальный район» вне границ населенных пунктов является не состоятельным.

Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, как собственники, так и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, 12 февраля 2020 г. заместитель старшего государственного лесного инспектора в лесах Архангельской области, государственный пожарный инспектор в лесах, государственный охотничий инспектор Пуляев В.Г. пришел к выводу о виновности юридического лица-администрации МО «Октябрьское» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ, а именно в не обеспечении очистки от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе не менее 10 метров от леса, не отделении леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером, и назначил ему наказание в виде штрафа в размере 500 000 руб.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Пунктом 25 Постановления Пленума ВС РФ от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» определено, что если нарушение правил пожарной безопасности в лесах повлекло возникновение лесного пожара, но при этом последствия в виде уничтожения или повреждения лесных и иных насаждений не наступили, содеянное не образует состав преступления, предусмотренный статьей 261 УК РФ, и подлежит квалификации по части 4 статьи 8.32 КоАП РФ (при условии, что совершенные действия (бездействие) не повлекли причинение тяжкого вреда здоровью человека).

Таким образом, бездействие администрации МО «Октябрьское» правильно квалифицировано по части 4 статьи 8.32 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы, материалами дела подтвержден факт нарушения администрацией Октябрьского городского поселения требований Правил пожарной безопасности, которые образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.32 КоАП РФ.

Довод главы администрации МО «Октябрьское» о несоблюдении процессуальных сроков составления протокола об административном правонарушении является несостоятельным.

В силу ст. 28.5 Ко АП РФ срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. Определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении администрации МО «Октябрьское» вынесено 13 января 2020 г., по результатам проверки 30 января 2020 г. составлен протокол об административном правонарушении, 12 февраля 2020 г. вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа. Таким образом, порядок и сроки привлечения к административной ответственности не нарушены.

Вынесенное должностным лицом постановление отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ. В нем содержатся все необходимые сведения относительно события административного правонарушения, обстоятельствах, установленных при рассмотрении дела, а также мотивированное решение по делу. Представленные должностному лицу доказательства исследованы в полном объеме и им дана соответствующая оценка, положенная в основу вынесенного постановления.

Постановление по делу вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.

Ссылки в жалобе на решение судьи Устьянского районного суда от 4 октября 2019 г., на решение Устьянского районного суда от 10 августа 2011 г., не имеют правового значения ввиду отсутствия их преюдициальности при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, по делу не установлено.

Материалы дела не содержат доказательств того, что фактические обстоятельства дела могут свидетельствовать об исключительности ситуации, позволяющей применить ст. 2.9 КоАП РФ, как это сформулировано в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

В силу изложенного вменяемое правонарушение не может быть признано малозначительным.

Смягчающих, отягчающих административную ответственность администрации МО «Октябрьское» обстоятельств административным органом не установлено, не установлено таковых и судьей при рассмотрении жалобы.

Доказательств, свидетельствующих о том, что администрацией МО «Октябрьское» были приняты все необходимые, достаточные и исчерпывающие меры для соблюдения обязательных требований действующего законодательства в материалах дела не содержится.

Вместе с тем, с учетом обстоятельств настоящего дела, особенностями формирования и расходования бюджета муниципального образования, суд считает, что назначенный административный штраф в размере 500 000 рублей является чрезмерно суровым наказанием для совершенного правонарушения.

Согласно частям 3.2 и 3.3 статьи 4. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Исходя из вышеприведенных норм закона, с учетом характера административного правонарушения, финансового положения учреждения, суд приходит к выводу о возможности снижения наказания, назначенного юридическому лицу, менее минимального размера административного штрафа, установленного санкцией ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ, до 250 000 рублей.

Иных оснований для вмешательства в постановление должностного лица не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 30.5-30.8 КоАП РФ, судья

решил:

постановление заместителя старшего государственного лесного инспектора в лесах Архангельской области, государственного пожарного инспектора в лесах, государственного охотничьего инспектора Пуляева В.Г. ... от 12 февраля 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 8.32 КоАП РФ в отношении юридического лица-администрации МО «Октябрьское» изменить, снизить размер наказания в виде административного штрафа до 250 000 рублей.

В остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья С.Н. Шерягина