Дело № 12-15/2020
РЕШЕНИЕ
пгт.Троицко-Печорск 26 мая 2020 г.
Судья Троицко-Печорского районного суда Республики Коми Сильничий С.В.,
при секретаре судебного заседания Рожковой В.Ю.,
с участием законных представителей юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу, - ФИО1 и ФИО2,
главного специалиста-эксперта Троицко-Печорского районного отдела по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми – старшего государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Троицко-Печорского района ФИО4,
рассмотрев жалобу начальника Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ухте Республики Коми (межрайонное) ФИО3 на постановление старшего государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Троицко-Печорского района ФИО4 от 19 марта 2020 г. № о назначении административного наказания юридическому лицу - Государственному учреждению «Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ухте Республики Коми (межрайонное)» по ч.9 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Троицко-Печорского района (далее – инспекция, административный орган) от 19 марта 2020 г. №-трп-эко Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ухте Республики Коми (межрайонное) (далее – УПФР в г.Ухте Республики Коми (межрайонное), юридическое лицо, учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.9 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Троицко-Печорский районный суд Республики Коми, законный представитель УПФР в г.Ухте Республики Коми (межрайонное) ФИО3 просит об отмене постановления должностного лица, вынесенного в отношении учреждения по настоящему делу об административном правонарушении.
В опровержения довода, приведённого в постановлении о назначении административного наказания от 19 марта 2020 г., об отсутствии паспортов отходов, образующихся от эксплуатации дизель-генраторной установки, расположенной на промплощадке Клиентской службы (на правах отдела) в Троицко-Печорском районе по адресу: Республика Коми, пгт.Троицко-Печорск, ул. Советская, д.66а, заявителем в жалобе указано на то, что данное обстоятельство не соответствует действительности, поскольку при составлении протокола об административном правонарушении представлены паспорта отходов: на масла автомобильные отработанные; обтирочный материал, загрязнённый маслами; аккумуляторы свинцовые отработанные неповреждённые, с неслитым электролитом; на мусор от бытовых помещений организаций несортированный; на ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак; на шины пневматические отработанные; на мусор от офисных и бытовых помещений организации несортированный (включая крупногабаритный), - утверждённые начальником УПФР в Троицко-Печорском районе 22 мая 2013 г. и согласованные Управлением Росприроднадзора по Республике Коми 2 июля 2013 г.
Также, УПФР в г.Ухте Республики Коми (межрайонное) административному органу были представлены копии заявлений, направленных для согласования 16 марта 2020 г. в Управление Росприроднадзора по Республике Коми о подтверждении соответствия отходов определённому виду отходов и паспортов отходов, утверждённых начальником УПФР в г.Ухте Республики Коми (межрайонное).
Кроме того, на техническое обслуживание дизель-генераторной установки заключён государственный контракт с ООО «СеверСтройРесурс», которым забираются все отходы, образующиеся в результате обслуживания дизель-генераторной установки. Таким образом, в распоряжении УПФР в г.Ухте Республики Коми (межрайонное) никаких отходов не остаётся. При этом, с учётом положений ст.4 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», все отходы, образующиеся от обслуживания дизель-генераторной установки, переходят в собственность ООО «СеверСтройРесурс».
На основании изложенного заявитель в жалобе делает вывод о том, что УПФР в г.Ухте Республики Коми (межрайонное) не обязано составлять паспорта на отходы, образующиеся от эксплуатации дизель-генераторной установки.
Наряду с изложенным, ссылаясь на позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в его постановлении от 25 февраля 2014 г. №-П, конституционные принципы соразмерности и справедливости, а также финансовое положение УПФР в г.Ухте Республики Коми (межрайонное) и совершение административного правонарушения впервые, заявитель в жалобе просит рассмотреть вопрос о возможности освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ.
В судебном заседании законные представители ФИО1 и ФИО2 подтвердили доводы жалобы, просили рассмотреть вопрос об освобождении представляемого ими юридического лица от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения, поскольку все отходы от эксплуатации дизель-генераторной установки забирает организация, занимающаяся её техническим обслуживанием в соответствии с заключённым государственным контрактом; никаких отходов от эксплуатации указанной дизель-генераторной установки у УПФР в г.Ухте Республики Коми (межрайонное) не остаётся.
Должностное лицо административного органа ФИО4 пояснила, что виды отходов, образование которых возможно от эксплуатации дизель-генераторной установки, были ею определены по результатам изучения технической документации на соответствующую установку, полученной в сети «Интернет». При этом, при проведении плановой проверки юридическим лицом не были представлены паспорта по категориям отходов, образование которых возможно от эксплуатации указанной дизель-генераторной установки, а также доказательства того, что соответствующие отходы забираются обслуживающей организацией.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы заявителя, заслушав законных представителем юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, должностное лицо административного органа, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.9 ст.8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон об отходах), другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии со ст.1 названного Федерального закона об отходах (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; под обращением с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; под паспортом отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе; под вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.
Федеральным законом об отходах установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами, распространяющиеся как на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, так и на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы.
В соответствии со ст.11 Федерального закона об отходах юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Согласно п.1 ст.14 Закона об отходах юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п.3 ст.14 Закона об отходах на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Как усматривается из материалов дела, на промплощадке клиентской службы «на правах отдела» в Троицко-Печорском районе УПФР в г. Ухте (межрайонное), площадью 2364 м.кв., расположенной по адресу: Республика Коми, Троицко-Печорский район, пгт.Троицко-Печорск, ул.Советская, д.66а, - установлена дизель-генераторная установка типа NH70 (ДГУ КГ-70 №, контейнерное исполнение № НХГ4821409152), мощностью 56 кВт.
Дизель-генераторная установка используется для аварийного электроснабжения на случая отключения или нарушения снабжения электроэнергией. Источник выброса загрязняющих веществ: выхлопная труба ДЭС.
На услуги по техническому обслуживанию дизель-генераторной установки заключён государственный контракт с ООО «СеверСтройРесурс».
На основании приказа начальника Троицко-Печорского районного отдела по охране окружающей среды Минприроды Республики Коми от 28 января 2020 г. № Трп в период с 10 февраля 2020 г. по 28 февраля 2020 г. должностным лицом указанного административного органа проведена плановая выездная проверка соблюдения УПФР в г.Ухте Республики Коми (межрайонное) по месту осуществления деятельности её Клиентской службой (на правах отдела) в Троицко-Печорском районе по указанному адресу, требований законодательства в области обращения с отходами.
В ходе проверки установлено, что при осуществлении деятельности общества в числе иных образуются отходы при эксплуатации указанной дизель-генераторной установки (II-IV класс опасности), а именно: фильтры воздушные дизельных двигателей отработанные (код по ФККО – 9 18 905 11 52 4); отходы минеральных масел моторных (4 06 110 01 31 3); обтирочный материал, загрязнённый маслами (9 19 204 01 60 3); аккумуляторы свинцовые отработанные неповреждённые, с неслитым электролитом (9 20 110 01 53 2); фильтры очистки топлива дизельных двигателей отработанные (9 18 905 31 52 3); отходы антифризов на основе этиленгликоля (9 21 210 01 31 3); фильтры очистки масла дизельных двигателей отработанные (9 18 905 21 52 3).
Вместе с тем, отнесение указанных видов отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения, юридическим лицом не осуществлено, паспорта по указанным отходам не разработаны и проверяющему не представлены.
По данному факту 6 марта 2020 г. должностным лицом инспекции в отношении учреждения составлен протокол №-трп-эко об административном правонарушении, предусмотренном ч.9 ст.8.2 КоАП РФ.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной ч.9 ст.8.2 КоАП РФ.
На основании исследованных в настоящем судебном заседании материалов дела, в том числе паспорта 1114014ПС дизельной электростанции контейнерного исполнения мощностью 56кВт NH70LL, обозначение изделия КГ-70, судья приходит к выводу, что указанные в протоколе об административном правонарушении от 6 марта 2020 г. №-трп-эко и, в последующем, в постановлении о назначении административного наказания от 19 марта 2020 г. №-трп-эко данные о составе и свойстве отходов, подлежащих включению в паспорта отходов, определены должностным лицом административного органа на основании изучения технической документации по эксплуатации соответствующей дизель-генераторной установки, основных технических данных электростанции, сведений об утилизации отходов, образующихся при её эксплуатации (отходы металлов, полимеров, горюче-смазочных материалов и др.).
Доводы законных представителем УПФР в г. Ухте Республики Коми (межрайонное), относительно того, что в вину юридическому лицу вменяется не составление паспортов и на другие отходы, как и об отсутствии оснований для составления учреждением соответствующих паспортов на отходы, не соответствуют материалам дела об административном правонарушении и обусловлены неправильным субъективным пониманием и оценкой норм материального прав, а также обстоятельств, изложенных в обжалуемом постановлении №-трп-эко и, предшествующем ему, протоколе об административном правонарушении №-трп-эко.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности по правилам ст.26.11 КоАП РФ, должностное лицо административного органа, рассмотревшее дело об административном правонарушении, пришло к правильному выводу о наличии в действиях УПФР в г.Ухте Республики Коми (межрайонное) состава административного правонарушения, предусмотренного ч.9 ст.8.2 КоАП РФ, и о доказанности вины указанного юридического лица в совершении административного проступка.
Оснований подвергать сомнению указанный вывод не имеется.
Доводы жалобы об отсутствии состава и события административного правонарушения подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании приведённых выше норм материального права.
Вместе с тем судья приходит к выводу о наличии оснований для освобождения юридического лица - УПФР в г.Ухте Республики Коми (межрайонное) от административной ответственности в связи с малозначительностью совершённого правонарушения.
Согласно ст.2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учётом выявленных обстоятельств дела.
Учитывая характер допущенного впервые нарушения, отсутствие по делу доказательств причинения вреда окружающей среде и наступления каких-либо неблагоприятных последствий отсутствием у общества подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности и паспорта отходов на дату проверки, а также сведений о наличии существенной угрозы охраняемым общественным интересам, существенного вреда для общества и государства, имеются основания для признания допущенного УПФР в г.Ухте Республики Коми (межрайонное) административного правонарушения малозначительным.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление должностного лица подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению, с объявлением УПФР в г.Ухте Республики Коми (межрайонное) устного замечания.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях, судья
постановил:
удовлетворить жалобу начальника Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ухте Республики Коми (межрайонное) ФИО3
Постановление старшего государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Троицко-Печорского района ФИО4 от 19 марта 2020 г. №-трп-эко о назначении административного наказания Государственному учреждению «Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ухте Республики Коми (межрайонное)» по ч.9 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью административного правонарушения, объявив УПФР в г.Ухте Республики Коми (межрайонное) устное замечание.
Копии решений направить законному представителю юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу, должностному лицу, вынесшему постановление.
Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья С.В. Сильничий