ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-15/20 от 28.01.2020 Торжокского городского суда (Тверская область)

Дело 12-15/2020

УИД 69MS0076-01-2019-000537-35

Р Е Ш Е Н И Е

28 января 2020 года город Торжок

Судья Торжокского межрайонного суда Тверской области Куликова Юлия Викторовна (юридический адрес Торжокского межрайонного суда Тверской области: 172008, <...>),

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 58 Тверской области от 18 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

постановлением мирового судьи судебного участка № 58 Тверской области от 18 ноября 2019 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 подана в суд жалоба, в которой последний просит вышеуказанное постановление отменить.

В обоснование доводов жалобы указано, что в соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Положениями статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат в том числе: наличие события административного правонарушения; лицо совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно частям 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными приведенным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Соблюдение положений статьи 24.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означает, что привлечение к административной ответственности возможно при совокупности 2 условий:

а) доказанности состава правонарушения в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности.

В силу статей 2.1., 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для привлечения к административной ответственности необходимо установить состав административного правонарушения, включающий 4 элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону, что выясняется на основании доказательств, полученных при производстве по делу об административном правонарушении и отвечающих требованиям статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности;

б) соблюдении процедуры привлечения к ответственности.

В соответствии со статьей 1.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии со статьей 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме, а перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его: конфигурации, требующее внесения изменения государственным инвентаризационным органом в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.

Согласно минимальному перечню услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290 у управляющей организации нет обязанности по согласованию проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, равно как обязанности контроля за произведенными переустройствами и (или) перепланировками следовательно, она не является органом, осуществляющим согласование и указанным в части 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации. Из изложенного усматривается, что управляющая организация не наделена полномочиями на проверку жилых и нежилых помещений в МКД в части имущества собственников, и на составление какого-либо документа, который может являться надлежащим основанием для произведения расчетов за жилищную услугу.

Также управляющая организация ни одной нормой права не уполномочена проверять правильность данных, содержащихся в Росресстре. Тем более, что в силу прямого указания в Законе (ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ) " единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) - это свод достоверных систематизированных сведений в текстовой и графической форме.

Исходя из изложенного проверка квартиры по адресу; <адрес> на предмет перепланировки управляющей организацией не производилась.

31.01.1998 вступил в силу Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно статье 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 30.11.2016 проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется выпиской из Единого государственного реестра прав. Вместе с этим прекращена выдача свидетельств о правах на недвижимое имущество, в том числе и повторных.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" единый государственный реестр недвижимости (EГPH) - это свод достоверных систематизированных сведений в текстовой и графической форме. В ЕГРН включены реестры недвижимости и прав на неё, особых зон, реестровых дел, кадастровых карт и книг учета документов. В соответствии с ч. 1 ст. 8 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в реестр недвижимости, или кадастр, заносится основная и дополнительная информация об объекте. Перечень основной информации содержится в ч. 4 ст. 8 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". К таким сведениям относятся площадь объекта недвижимости и количество этажей, если это здание или помещение (п. 9, ч.4, ст. 8 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").

В соответствии с частью 1 статьи 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения. Данный довод не рассмотрен судом и ему не дана соответствующая оценка. Кроме того, суд не принимает довод о применении пункта 4 Правил №491 поскольку данной нормой установлен приоритет сведений, содержащихся в Росреестре, в случае расхождения (противоречия) сведений о составе общего имущества МКД. Однако, судом не принято во внимание, что площадь общего имущества МКД определяется как разность площади МКД, имеющейся в ЕГРН и площади жилых и нежилых помещений этого МКД также отраженной в ЕГРН. То есть, поскольку без определения площади жилых и нежилых помещений невозможно установить площадь общего имущества, то для жилых и нежилых помещений справедлива норма о приоритете сведений из ЕГРН, установленное для общего имущества, и применяться оно должно по аналогии, что допускается в гражданских правоотношениях. Следовательно, в данном случае имеются неустранимые сомнения относительно виновности должностного лица.

Помимо ГКН и ЕГРП сведения о площади объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон о ГИС ЖКХ) содержатся в ГИС ЖКХ.

Согласно Закону о ГИС ЖКХ (ч. 6 ст. 7) и совместному Приказу Минкомсвязи России N 311 и Минстроя России N 612/пр от 24.08.2015 (пп. 5 п. 1) в ГИС ЖКХ сведения о площади объектов недвижимости и вносятся Росреестром.

В соответствии с Законом о ГИС ЖКХ ответственность за внесение сведений в ГИС ЖКХ возложена на поставщиков информации (ст. 11), а КоАП РФ предусматривает специальную ответственность за внесение некорректной информации в ГИС ЖКХ (ст. 13.19.1 и 13.19.2). Причем в Законе о ГИС ЖКХ прямо указано, что информация, содержащаяся в ГИС ЖКХ является официальной (п. 2 ст. 9), в связи с чем так же, как и информация ГКН или ЕГРП может использоваться в юридически значимых целях.

В соответствии с п. 4 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, далее - Правила N 491) при определении состава общего имущества в случае расхождения (противоречия) сведений о составе общего имущества, содержащихся в ЕГРН, документации государственного технического учета, бухгалтерского учета управляющих или иных организаций, технической документации на многоквартирный дом, приоритет имеют сведения, содержащиеся в ЕГРН.

Площадь общего имущества, определяемая в соответствии с приведенными выше нормами, напрямую зависит от площади жилых и нежилых помещений, расположенных в МКД. Следовательно, для определения площади жилых и нежилых помещений, расположенных в МКД, необходимо также руководствоваться сведениями, содержащимися в ЕГРН.

Судом не принято к сведению, что Главное управление «Государственная жилищная инспекция» Тверской области в своем электронном письме от 27.02.2019, направленном по адресу ynpaBdoMJludep@yandex.ru рекомендует для целей определения долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, а также при подсчете голосов и подведении итогов голосования составлять реестр собственников, посредством обращения на сайт www.reestrdoma.ru

Исходя из полученных сведений от рекомендованного Главным управлением поставщика информации (www.reestrdoma.ru) усматривается, что указанные сведения поставщик получает из Росреестра и предоставляет их за плату заказчикам в виде реестра МКД.

На основании изложенного, с учетом того, что доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом дома пропорциональна размеру общей площади указанного помещения, общая площадь жилого помещения определяется исходя из данных Росреестра, причем обратной судебной практики не существует, а также пунктом 6 Требований к определению площади здания, помещения, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30.09.2011 N 531,в котором сказано, что общая площадь жилого помещения, жилого дома состоит из суммы площади всех частей такого помещения, жилого дома, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

В своих расчетах ООО УК «Управдом» использовало достоверные данные о площади помещения расположенного по адресу: <адрес> полученные из государственного органа и отраженные в выписке из ЕГРН от 03.10.2018, которая была представлена в контролирующий орган при проведении проверки.

В соответствии со статьей 1.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Следовательно, обязанность по доказательству доводов, подтверждающих вину лица. Закон возлагает на контролирующий государственный орган. Из материалов проверки следует, что предписание внесено на основании технического паспорта жилого помещения от 08.01.2003 без учета следующего.

На основании Положения от 04.12.2000 № 921 «Об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства» (далее - Положение) техническая инвентаризация подразделяется на первичную, плановую и внеплановую. Плановая техническая инвентаризация объектов учета проводится в целях выявления произошедших после первичной технической инвентаризации изменений и отражения этих изменений в технических паспортах и иных учетно-технических документах. Плановая техническая инвентаризация проводится не реже одного раза в пять лет. Внеплановая техническая инвентаризация объектов учета проводится при изменении технических или качественных характеристик объекта учета (перепланировка, реконструкция, возведение, разрушение и т.п), а также в случае предоставления плана объекта учета для государственной регистрации прав в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации).

Технический паспорт, положенный в основу предписания, не соответствует признакам актуальности, поскольку в нем отсутствует отметка о плановых инвентаризациях, произведенных во исполнение действующего до 2013 года Положения, и не является документом, подтверждающим право собственности на объект. При проведении проверки ГУ ГЖИ не приняло во внимание то, что на дату проведения указанной проверки единственным документом, подтверждающим право собственности на недвижимое имущество, является выписка из ЕГРН, и не запросило у обратившегося лица правоустанавливающий документ в отношении спорной квартиры с указанием обшей площади объекта.

Данный довод принят судом (л. 13 постановления), однако суд дает ему ошибочную оценку, указав, что данный довод не освобождает лицо от административной ответственности. Следовательно, сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, не устранены. Кроме того, ГУ ГЖИ Тверской области не представило доказательств того, что в спорной квартире имели место какие-то мероприятия, доказывающие то, что площадь именно балкона включена в общую площадь квартиры.

Кроме того, до введения в действие нормы ч. 5 ст. 15 ЖК РФ, в соответствии с Приложением В к "СНиП 31-01-2003. Здания жилые многоквартирные" площадь квартиры и другие технические показатели, подсчитываемые для целей статистического учета и технической инвентаризации, определяются по правилам, установленным в "Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации". Такая инструкция, утверждена Приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно - коммунальному хозяйству от 4 августа 1998 г. N 37 и в п. 3.37 говорит о том, что общая площадь квартиры определяется как сумма площадей ее помещений, встроенных шкафов, а также площадей лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, подсчитываемых со следующими понижающими коэффициентами: для лоджий - 0,5, для балконов и террас - 0,3, для веранд и холодных кладовых - 1,0.

Следовательно, в соответствии с указанным пунктом инструкции общая площадь спорной квартиры должна была исчисляться следующим образом: 33,1 + 1.6*0.3=33,58 м2.

Исходя из этого, усматривается, что изначально данные Росреестра в отношении спорной квартиры сдержат техническую ошибку, за исправлением которой в силу ч. ч. 1, 4 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" может обратиться только собственник жилого помещения.

Невыполнение собственником указанной квартиры обязательств по представлению в управляющую организацию документов, подтверждающих право собственности на квартиру нельзя вменять в вину должностному лицу. Тем более, что для исполнения своих обязательств по управлению МКД управляющая организация запросила в отношении указанной квартиры данные из ЕГРН. 03.10.2018 была получена выписка из ЕГРН, на основании которой управляющая организация производила расчет платы собственнику в его доле в общем имуществе за жилищную услугу. Какие-либо иные действия управляющей организацией в данной ситуации Законом не предусмотрены. В судебное заседание ФИО1 не явился, им было представлено заявление с просьбой рассмотреть данное дело в его отсутствие.

Представитель - ГУ «Государственная жилищная инспекция» Тверской области в судебное заседание не явился, хотя современно и надлежащим образом был извещен о времени и месте рассмотрения данного дела.

Судом было определено рассмотреть данное дело в отсутствие указанных выше лиц.

Исследовав материалы дела в полном объеме, судья приходит к следующим выводам.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении судья не связан с доводами жалобы, проверяет дело в полном объеме. В целях проверки вынесенного постановления судья заслушивает объяснения лица в отношении, которого ведется дело об административном правонарушении, заслушивает объяснения других лиц, исследует доказательства и материалы, как имеющиеся в деле, так и дополнительно представленные.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со статьёй 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.

Частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона N 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Подпунктом «б» пункта 3 вышеуказанного Положения, к числу лицензионных требований отнесено исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть управляющая организация, как сторона по договору управления многоквартирным домом, обязана в течение согласованного срока за плату выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В пункте 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме), закреплено, что расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов, указанных в данной норме.

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 № 416, управление многоквартирным домом обеспечивается управляющей организацией, в том числе путем организации и осуществления расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе:

- начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Вышеизложенное позволяет прийти к выводу о том, что соблюдение порядка осуществления расчетов является лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиатам, и, следовательно, подлежит лицензионному контролю.

Как установлено в судебном заседании, ООО УК «Управдом» осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: <адрес>, на основании лицензии № 000042 от 24.04.2015 г. и договора управления многоквартирным домом от 31.12.2015 года (далее - договор управления).

В соответствии с договором управления, заключенным в соответствии с Жилищным кодексом РФ и иными положениями законодательства РФ, к обязанностям управляющей компании ООО УК «Управдом» отнесено оказание услуг и выполнение работ по содержанию общего имущества, обеспечение предоставления коммунальных услуг, осуществление ведения, хранения технической документации на многоквартирный дом.

04 февраля 2019 года в отношении ООО УК «Управдом» проведена проверка на предмет соблюдения лицензионных требований по обращению ФИО2, проживающей по адресу: <...>, по вопросу неправомерного увеличения с 33,1 кв.м. до 34,7 кв. м общей площади жилого помещения, используемой в расчетах при установлении размера платы за жилищные услуги с ноября 2018 года, а именно: в платежном документе за сентябрь 2018 года отражен расчет размера платы за жилое помещение (текущий ремонт, накопительная плата, коммунальные ресурсы на общедомовые нужды, сбор и транспортирование отходов), выполненный исходя из общей площади жилого помещения 33,1 кв.м. В платежном документе за ноябрь 2018 года отражен расчет размера платы за жилое помещение, выполненный исходя из площади жилого помещения 34,7 кв.м. Увеличение размера общей площади жилого помещения с 33,1 кв.м до 34,597 кв.м (октябрь 2018 года), 34,7 кв.м (ноябрь 2018 года) привело к увеличению размера платы за содержание жилого помещения.

Согласно ч.1 ст. 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Согласно ч. 9.1. ст. 156 Жилищного кодекса РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 37 Жилищного кодекса РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Согласно ч. 5 ст. 15 Жилищного кодекса РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом.

Стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом утверждены постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 № 416 (далее - Правила № 416). В соответствии с Правилами № 416 управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов:

- прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 №491.

- организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.

Согласно п. 24 Правил № 491 сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя документы технического учета жилищного фонда.

Таким образом, сведения об общей площади жилого помещения хранятся у управляющей компании, ответственной за осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и жилищно-коммунальные услуги, в том числе в соответствии с договором управления.

Согласно ч. 5 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

Процедура проведения технической инвентаризации объектов жилищного фонда установлена Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя России от 04.08.1998 N 37 (далее - Инструкция N 37).

Сведения об общей площади помещений многоквартирного дома, входящих в состав общего имущества этого дома, отражаются в техническом паспорте, составленном специализированной государственной (муниципальной) организацией технической инвентаризации в порядке, установленном Инструкцией N 37.

В силу п. 27 Правил N 491 ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.

Содержащаяся в техническом паспорте информация должна иметь актуальный характер, поскольку она необходима для расчета платы за коммунальные ресурсы и коммунальные услуги, в том числе предоставляемые для общедомовых нужд.

Кроме того, перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен в пункте 26 Правил N 491 и пункте 1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, которые содержат перечень технической документации долговременного хранения и документации, заменяемой в связи с истечением срока ее действия.

В соответствии с пунктом 1.5.1 Правил N 170 в состав технической документации длительного хранения входят: а) план участка в масштабе 1:1000-1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем; б) проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на каждый дом; в) акты приемки жилых домов от строительных организаций; г) акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику; д) схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др.; е) паспорта котельного хозяйства, котловые книги; ж) паспорта лифтового хозяйства; з) паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок; и) исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление).

Основой для определения состава общего имущества многоквартирного дома становятся данные государственного технического учета и инвентаризации жилищного фонда.

Технический паспорт здания содержит следующие сведения, необходимые для определения состава общего имущества многоквартирного дома: строительный объем здания; число лестниц, их уборочная площадь; уборочная площадь коридоров и мест общего пользования; площадь здания (с лоджиями, балконами, шкафами, коридорами и лестничными клетками); общая площадь квартир; физический износ здания; описание конструктивных элементов здания: фундамента, капитальных стен, перегородок, перекрытий, крыши, внутреннего сантехнического и электротехнического оборудования, крылец и прочих элементов. Документы технического учета здания являются важнейшим источником сведений об общем имуществе многоквартирного дома.

В пункте 8 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301, указано, что техническая инвентаризация жилищного фонда осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

Исходя из письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 следует, что используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг значения общей площади жилого помещения (квартиры), нежилого помещения в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в документе, подтверждающем право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме, передаточном акте или ином документе о передаче застройщиком помещения в многоквартирном доме, техническом паспорте жилого помещения (квартиры) или техническом паспорте многоквартирного дома, а значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.

В данном случае при расчете размера платы за жилищные услуги ООО УК «Управдом» учитывало сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), в соответствии с которыми общая площадь квартиры N 138 <адрес> по ул. <адрес> составляет 34,7 кв. м.

Однако, в техническом паспорте жилого помещения <адрес> многоквартирном доме по адресу: <адрес>, указаны площади: - прихожая, жилая комната, кладовая, кухня, ванная: 33,1 кв.м, балкон 1,6 кв.м. Итого площадь жилого помещения составляет 34,7 кв.м, в том числе площадь балкона 1,6 кв.м, таким образом, общая площадь жилого помещения составляет 33,1 кв.м.

Согласно выкопировке из поэтажного плана дома размер площадей <адрес> - жилая 17,9 кв.м, прихожая 4,6 кв.м,, кладовая 1,2 кв.м, ванная 2,9 кв.м, кухня 6,5 кв.м: итого 33,1 кв.м.

Согласно экспликации площади квартиры технического паспорта дома размер площадей, <адрес>: жилая 17,9 кв.м, прихожая 4,6 кв.м., кладовая 1,2 кв.м, ванная 2,9 кв.м, кухня 6,5 кв.м: итого 33,1 кв.м.

Поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о допущенной при составлении указанных выше документов ошибок в определении общей площади квартиры N 138 по <адрес>, об осуществлении каких-либо действий по ее перепланировке (реконструкции), доводы лица, привлекаемого к административной ответственности о необходимости осуществления расчета платы за коммунальные услуги в отношении названного помещения исходя из общей жилой площади 34,7 кв. м. являются несостоятельными.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет.

Основу государственного учета жилищного фонда составляет технический учет, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (именуются - БТИ).

Пунктами 9, 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301 установлено, что инвентаризационные сведения и иные данные технического учета жилищного фонда обязательны для применения в случаях определения технического состояния и физического износа жилых строений и жилых помещений. Также сведения могут подтверждаться выписками и выкопировками из отдельных видов информации технического паспорта.

В силу пункта 6 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, установлена обязанность исполнителя приложить к заявке (оферте) на заключение договора ресурсоснабжения документы, содержащие сведения о размере площади каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме, а также об общей площади помещений в многоквартирном доме, включая помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, или о размере площади жилого дома и отапливаемых помещений надворных построек, а также размере площади земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками.

Следовательно, в случае наличия каких-либо споров и разногласий по вопросу правильности определения площади, разрешить этот спор могут только объективные точные сведения специально уполномоченного органа - БТИ.

Справка Торжокского отделения ГБУ «Центр кадастровой оценки» является документом, отражающим актуальные сведения, имеющиеся в органах БТИ о площади спорной квартиры /л.д.191/.

При этом, до введения в действие положений части 5 статьи 15 Жилищного кодекса (01.03.2005) площадь балконов, лоджий, веранд и террас не подлежала исключению из общей площади жилых помещений.

Принимая во внимание дату заключения договора приватизации собственниками <адрес> по ул. <адрес>, дату государственной регистрации права на спорную квартиру, последующее изменение законодательства о порядке исчисления общей площади жилых помещений, у ООО УК «Управдом» при установлении расхождений в сведениях о размере общей площади квартиры не имелось оснований для приоритетного использования данных, полученных из ЕГРН, которые не содержат информации о включении (не включении) в площадь помещения площади балкона.

Вместе с тем, управляющая компания, руководствуясь сведениями взятыми, как он ссылается из ЕГРН, не представила доказательств полноты и достоверности таких сведений, поскольку в Едином государственном реестре недвижимости, как и в ГИС ЖКХ, содержатся только те сведения и документы, которые были предоставлены иными лицами и может не содержать актуальную (с учётом изменения законодательства) информацию.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ и вина ФИО1 в его совершении подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно:

- протоколом об административном правонарушении, в котором отражены обстоятельства совершенного ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ (том 1 л.д. 14-16/;

- копией обращения ФИО3 в ГУ «Государственная жилищная инспекция» Тверской области о нарушении ООО УК «Управдом» норм действующего законодательства /том 1 л.д.71-75/;

- актом № 135/ОГ-19 проверки ГУ «Государственная жилищная инспекция» тверской области от 04 февраля 2019 года согласно которому на основании распоряжения от 18 января 2019 года № 135/ОГ-19 была проведена внеплановая документарная проверка ООО Управляющая компания «Управдом», в ходе которой были выявлены нарушения обязательных требований или требований установленных муниципальными правовыми актами, а именно ч.1 ст.158, ч.1 ст.37, ч.5 ст.15 Жилищного кодекса РФ /том 1 л.д.26-28/;

- копией лицензии № 000042 от 24.04.2015 года на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, /том 1 л.д.29/;

- копией договора управления многоквартирным домом / т.1 л.д.44-55/;

- квитанцией, выставленными ООО УК «Управдом» к оплате ФИО3, собственнику <адрес> за ноябрь 2018 года /том 1 л.д.58/;

- копией технического паспорта на квартиру: площадь жилая составляет 17.9 кв.м; прихожая - 4.6 кв.м; кладовая - 1.2 кв. м; ванная - 2.9 кв.м; кухня - 6.5; итого - 33.1 кв.м. Площадь балкона указана 1.6 кв.м, площадь туалета не указана (л.д. 81-85);

- выпиской из ЕГРН, содержащей сведения о характеристике объекта недвижимости – <адрес> /том 1 л.д.186-187/;

- копиями технических паспортов на жилой <адрес> по ул. <адрес> /том 1 л.д.100-103/;

- информацией, предоставленной Торжокским отделением ГБУ «Центр кадастровой оценки» о том, что с 2002 по 2004 годы в договоре приватизации указывались три площади: общая площадь квартиры, площадь квартиры и жилая площадь квартиры. В жилую площадь входили площади жилых комнат, в площадь квартиры: площади жилых комнат, кухня, прихожая, ванная комната, туалет, встроенные шкафа (т.е. отапливаемая площадь квартиры), в общую площадь квартиры включалась площадь квартиры плюс площади лоджий или балконов с коэффициентом уменьшения ( для лоджий-0,5, для балконов-0,3). С выходом Жилищного кодекса РФ в 2005 году, площадь лоджий и балконов исключалась из общей площади квартир. Квартира по адресу: <адрес> имеет общую площадь 33,1 кв.м, жилую 17,9, площадь балкона, ранее включенная в общую площадь 1,6 кв.м /том 1 л.д.191-193/;

иными документами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании статьи 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащем исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделённое в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооружённых Силах российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица (примечание к статье 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

ФИО1 зарегистрирован в едином государственном реестре юридических лиц как лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица ООО УК «Управдом». Следовательно, ответственность за вышеуказанные нарушение лицензионных требований лежит на должностном лице – ООО УК «Управдом» ФИО1, который действует как законный представитель юридического лица.

Иные доводы жалобы ФИО1 по существу не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных доказательств, опровергаются совокупностью перечисленных выше доказательств, расцениваются как стремление избежать административной ответственности за совершенное заявителем административное правонарушение.

Доводы жалобы направлены на переоценку доказательств, а также установленных в ходе производства по делу обстоятельств и не могут являться правовым основанием к отмене обжалуемого акта.

Фактические обстоятельства дела и наличие события административного правонарушения подтверждаются вышеуказанными доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено ФИО1 в пределах санкции части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы по изложенным в ней доводам не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

р е ш и л:

постановление мирового судьи судебного участка № 58 Тверской области от 18 ноября 2019 года, которым ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Судья подпись Ю.В.Куликова

Копия верна. Подлинник решения хранится в деле № 5-255/2019 на судебном участке № 58 Тверской области.

Судья Ю.В.Куликова