Дело № 12-15/2016
РЕШЕНИЕ
г.Владимир «01» марта 2016 года
Судья Октябрьского районного суда г.Владимира Агафонова Е.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление государственного инспектора отдела по надзору за промышленной безопасностью по Владимирской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ, которым должностное лицо – председатель ТСЖ «На Октябрьском» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, за что подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей,
УСТАНОВИЛ:
постановлением по делу председатель ТСЖ «На Октябрьском» ФИО1 признан виновным в допущении нарушений требований промышленной безопасности, а именно:
1. лицензия №### от ДД.ММ.ГГГГ на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов не отвечает требованиям п.12 ст.12 ФЗ №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011, а именно: в строке наименования вида деятельности не указан вид деятельности в соответствии с п.12 ст.12 ФЗ №99-ФЗ, в связи с чем лицензия подлежит переоформлению в соответствии с п.4 ст.22, ч.9 ст.18 ФЗ №99-ФЗ, чем нарушены требования ст.9 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», чем п.12 ст.12, п.6.1 ст.22 п.4 ст.22, ч.9 ст.18 ФЗ №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; п.2 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, и III классов опасности утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 №492 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, и III классов опасности»;
2. в организации не разработан и не утвержден техническим руководителем перечень газоопасных работ, в том числе выполняемых без оформления наряда-допуска, чем нарушены требования ст.9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 №116-ФЗ; п.141 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления» Утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 ноября 2013 года №542;
3. не разработаны производственные инструкции, соблюдение требований которых обеспечивает безопасное проведение газоопасных работ по техническому обслуживанию газопроводов, в том числе выполняемых без оформления наряда-допуска, чем нарушены требования ст.9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 №116-ФЗ; п.141, 143 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления» Утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 ноября 2013 года №542;
4. не разработаны производственные инструкции, соблюдение требований которых обеспечивает безопасное проведение газоопасных работ по техническому обслуживанию запорной арматуры, в том числе выполняемых без оформления наряда-допуска, чем нарушены требования ст.9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 №116-ФЗ; п.141, 143 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления» Утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 ноября 2013 года №542;
5. сведения об организации производственного контроля за предыдущий год не представлены в текущем году до 1 апреля, в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или в его территориальный орган в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, чем нарушены требования ст.9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 №116-ФЗ; п.14.1 «Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте» Утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 года №263;
6. При эксплуатации надземных газопроводов эксплуатирующая организация не обеспечивает мониторинг и устранение:
б) перемещения газопроводов за пределы опор;
в) вибрации, сплющивания и прогиба газопроводов;
г) повреждения и изгиба опор, нарушающих безопасность газопровода;
д) неисправностей в работе трубопроводной арматуры;
е) повреждений изоляционного покрытия (окраски) и состояния металла трубы;
ж) повреждений электроизолирующих фланцевых соединений, средств защиты от падения электропроводов, креплений газопроводов и габаритных знаков в местах проезда автотранспорта, чем нарушены требования ст.9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 №116-ФЗ; п.4 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления» Утверждённых приказом Ростехнадзора от 15 ноября 2013 года №542; п.70 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления (Утвержден постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 года №870);
7. Не прошел периодическую аттестацию Председатель правления ТСЖ «На Октябрьском» ФИО1, чем нарушены требования ст.9 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.13 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (утв. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007 года №37);
8. Руководитель организации не прошел проверку знания нормативных правовых и технических документов, регулирующих вопросы рационального и эффективного использования газа. В порядке определяемом Министерством энергетики Российской Федерации, чем нарушены требования ст.9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 №116-ФЗ; п.7 «Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в РФ»;
9. При проведении идентификации опасного производственного объекта «система газопотребления предприятия» рег. ### по адресу: <...>, <...>, <...>, неверно определены качественные характеристики опасного производственного объекта. (Свидетельство о регистрации ОПО №###. Дата выдачи свидетельства - ДД.ММ.ГГГГ). В представленных сведениях, указана дата ввода в эксплуатацию двух отопительных водогрейных котлов Unical Prex-al 600 зав. №###, 2 с газовой горелкой Giersch MG2-Z-L-N.-2002, что не соответствует действительности. Дата ввода в работу согласно акта приемки законченного строительством системы газоснабжения <...>, <...>, <...> – ДД.ММ.ГГГГ, чем нарушены требования ст.2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 №116-ФЗ (с изменениями); приложение 8 п.п.6, 12 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденного Приказом Федеральной службы от 04.09.2007 №606;
10. Отсутствует проектная документация на опасном производственном объекте «система газопотребления предприятия» рег. ###, а именно на газовое и газоиспользующее оборудование котельной, чем нарушены требования ст.9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 №116-ФЗ; раздел II Федеральных норм и Правил «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления» от 15 ноября 2013 года №542 (Зарегистрировано в Минюсте России 31 декабря 2013 года №30929);
11. Более трех лет не проводились режимно-наладочные испытания автоматики безопасности газовых горелок котельной №1 и №2, чем нарушены требования ст.9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 №116-ФЗ; п.4 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления» Утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 ноября 2013 года №542; п.34 «Правил использования газом и предоставления услуг по газоснабжению в РФ»; п.71 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления (Утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 года №870);
12. Отсутствуют режимные карты, составленные на основании результатов проведения режимно-наладочных работ, чем нарушены требования ст.9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 №116-ФЗ; п.4 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления» Утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 ноября 2013 года №542; п.49 п.п.е) «Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в РФ».
ФИО1 обжаловал данное постановление, просит признать его незаконным и отменить. Считает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ. Выражает полное несогласие с указанными в постановлении нарушениями. Считает, что сеть газопотребления жилого дома (внутридомовое газовое оборудование) не относится к категории особо опасных производственных объектов, ТСЖ «На Октябрьском» не эксплуатирует сети газопотребления, которые в жилом доме имеют название «внутридомовое газовое оборудование», он не имеет права вмешиваться в работу газоиспользующего оборудования, а с целью обеспечения безопасности газоиспользующего оборудования и сетей газопровода заключило договор со специализированными организациями.
В судебном заседании ФИО1 и его защитник Кадыкова Т.А. поддержали доводы жалобы и просили отменить вынесенное постановление ввиду отсутствия в действиях ФИО1 состава правонарушения. Кроме того также выразили несогласие с вмененными нарушениями.
Государственный инспектор отдела по надзору за промышленной безопасностью по Владимирской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО5 высказал позицию о законности принятого решения, представив письменные объяснения.
Изучив поданную жалобу, проверив истребованные материалы дела об административном правонарушении, выслушав позицию участников процесса, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов установлена административная ответственность.
Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также – организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий. Положения данного Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Согласно статье 1 Закона 116-ФЗ промышленная безопасность опасных производственных объектов – состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В соответствии со статьей 2 Закона № 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с данным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении № 1 к закону.
Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в Приложении № 2 к закону, на четыре класса опасности: I класс опасности – опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности; II класс опасности – опасные производственные объекты высокой опасности; III класс опасности – опасные производственные объекты средней опасности; IV класс опасности – опасные производственные объекты низкой опасности.
Присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре. Руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Приложению № 1 к Закону № 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых: 1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в Приложении № 2 к закону количествах опасные вещества, в том числе воспламеняющиеся вещества – газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже.
В соответствии с пунктом 1 Приложения № 2 к Закону № 116-ФЗ классы опасности опасных производственных объектов, указанных в пункте 1 Приложения № 1 (за исключением объектов, указанных в пунктах 2, 3 и 4 настоящего приложения), устанавливаются исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте, в соответствии с таблицами 1 и 2 данного приложения.
В первой строке таблицы 2 Приложения № 2 к Закону № 116-ФЗ указано, что в случае нахождения на опасном производственном объекте воспламеняющихся и горючих газов в количестве 2000 т и более опасный производственный объект относится к I классу опасности; 200 т и более, но менее 2000 т – опасный производственный объект относится ко II классу опасности; 20 т и более, но менее 200 т – опасный производственный объект относится к III классу опасности; 1 т и более, но менее 20 т – опасный производственный объект относится к IV классу опасности.
Таким образом, в случае если на объекте одновременно находится или может находиться газ в количестве менее 1 т, такой объект к опасным производственным объектам не относится.
В силу пункта 4 Приложения № 2 к Закону № 116-ФЗ для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления устанавливаются следующие классы опасности: 1) II класс опасности – для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 мегапаскаля или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 мегапаскаля; 2) III класс опасности – для опасных производственных объектов, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта.
На основании изложенного к опасным производственным объектам относятся объекты, на которых одновременно находятся или могут находиться газы в количестве более 1 т, классификация опасных производственных объектов, предусмотренная пунктом 4 Приложения № 2 к Закону № 116-ФЗ, применяется в случае, если на объекте одновременно находятся или могут находиться газы в количестве более 1 т.
Следовательно, определяющим (первичным) критерием опасного производственного объекта является именно количество опасного вещества (более 1 т), тогда как давление является вторичным критерием.
Как следует из материалов дела, сеть газопотребления ТСЖ «<данные изъяты>» зарегистрирована в государственном реестре ОПО под номером ###ДД.ММ.ГГГГ с присвоением III класса опасности.
Товарищество ДД.ММ.ГГГГ прошло обязательную перерегистрацию ОПО, о чем в государственном реестре сделана соответствующая запись.
В связи с изменениями в законодательстве ТСЖ «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ обратилось в Управление с заявлением об исключении из государственного реестра ООПО сети газопотребления ТСЖ «<данные изъяты> регистрационный номер ###.
Управление отказало в исключении сети газопотребления из государственного реестра ООПО.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 870 утвержден Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления.
Согласно пункту 2 Регламента его действие распространяется на сеть газораспределения и сеть газопотребления, а также на связанные с ними процессы проектирования (включая инженерные изыскания), строительства, реконструкции, монтажа, эксплуатации (включая техническое обслуживание, текущий ремонт), капитального ремонта, консервации и ликвидации.
В соответствии с пунктом 3 Регламента требования к сети газораспределения и сети газопотребления, установленные настоящим техническим регламентом, за исключением требований, установленных разделами I, II, VI – VIII, пунктами 14 и 15 раздела III, а также пунктом 18 раздела IV регламента, вплоть до реконструкции или капитального ремонта объекта, входящего в состав сети газораспределения или сети газопотребления, не применяются: а) к сети газораспределения и сети газопотребления, введенным в эксплуатацию до вступления в силу настоящего технического регламента; б) к сети газораспределения и сети газопотребления, строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых осуществляется в соответствии с проектной документацией, утвержденной или направленной на государственную экспертизу до вступления в силу настоящего технического регламента; в) к сети газораспределения и сети газопотребления, заявление о выдаче разрешения на строительство которых подано до вступления в силу настоящего технического регламента.
На основании пункта 4 Регламента его требования не распространяются на сеть газопотребления жилых зданий.
Настоящий технический регламент не применяется в отношении объектов, которые не идентифицированы в качестве объекта технического регулирования регламента (пункт 5 Регламента).
В пункте 7 Регламента предусмотрено, что «сеть газораспределения» – единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя наружные газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, расположенные на наружных газопроводах, и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, установленного на выходе из газораспределительной станции, до отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления (в том числе сети газопотребления жилых зданий); «сеть газопотребления» – единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя наружные и внутренние газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, газоиспользующее оборудование, размещенный на одной производственной площадке и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления, до отключающего устройства перед газоиспользующим оборудованием; «эксплуатация сети газораспределения и сети газопотребления» – использование сети газораспределения и сети газопотребления по назначению, определенному в проектной документации.
Применение данного технического регламента возможно только после проведения идентификации объекта технического регулирования (пункт 8 Регламента).
В соответствии с пунктом 8 Регламента в целях применения настоящего технического регламента сети газораспределения и газопотребления идентифицируются по следующим существенным признакам, рассматриваемым исключительно в совокупности: а) назначение; б) состав объектов, входящих в сети газораспределения и газопотребления; в) давление природного газа, определенное в пункте 11 настоящего технического регламента, а также в Приложениях № 1 и 2.
Согласно пункту 10 Регламента объект технического регулирования может быть идентифицирован в качестве сети газораспределения, если транспортирует природный газ:
а) по территориям населенных пунктов – с давлением, не превышающим 1,2 мегапаскаля;
б) по территориям населенных пунктов исключительно к производственным площадкам, на которых размещены газотурбинные и парогазовые установки, и по территориям указанных производственных площадок – с давлением, превышающим 1,2 мегапаскаля;
в) между населенными пунктами – с давлением, превышающим 0,005 мегапаскаля.
В силу пункта 11 Регламента объект технического регулирования может быть идентифицирован в качестве сети газопотребления, если транспортирует природный газ:
а) к газоиспользующему оборудованию газифицируемых зданий и газоиспользующему оборудованию, размещенному вне зданий, – с давлением, не превышающим 1,2 мегапаскаля;
б) к газотурбинным и парогазовым установкам – с давлением, не превышающим 2,5 мегапаскаля.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее – Правила № 410), которые устанавливают порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, в том числе порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Согласно пункту 2 Правил № 410 «бытовое газоиспользующее оборудование» – оборудование, предназначенное для использования газа в качестве топлива для бытовых нужд потребителей газа (газовые плиты, автоматические газовые проточные и емкостные водонагреватели, газовые конвекторы и др.); «внутридомовое газовое оборудование»: в многоквартирном доме – являющиеся общим имуществом собственников помещений газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующее оборудование (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, коллективные (общедомовые) приборы учета газа, а также приборы учета газа, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги; в домовладениях – находящиеся в пределах земельного участка, на котором расположено домовладение, газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до газоиспользующего оборудования, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в одно домовладение, индивидуальные баллонные установки сжиженных углеводородных газов, газоиспользующее оборудование, технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений и приборы учета газа; «заказчик» – юридическое лицо (в том числе управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный потребительский кооператив (далее – товарищество или кооператив), индивидуальный предприниматель, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению, и физическое лицо (гражданин), являющееся собственником (пользователем) помещения в многоквартирном доме или домовладения, выступающие стороной договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заказывающей выполнение работ (оказание услуг) по такому договору, обязанной принять и оплатить выполненные работы (оказанные услуги); «исполнитель» – специализированная организация, которая на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, являющегося комплексным договором, содержащим элементы договора подряда и возмездного оказания услуг, приняла на себя обязательства по выполнению работ (оказанию услуг), предусмотренных договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; «поставщик газа» – газоснабжающая организация, являющаяся стороной договора, предусматривающего поставку газа в качестве коммунального ресурса, необходимого для предоставления коммунальной услуги по газоснабжению; «ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования» – работы по восстановлению исправности внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования или его составных частей; «специализированная организация» – газораспределительная организация, осуществляющая по договору о транспортировке газа с поставщиком газа транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, являющимся элементом внутридомового газового оборудования, получившая в установленном порядке допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу.
В случае, когда в качестве топлива используется сжиженный газ, специализированной организацией, с которой может быть заключен договор на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, может выступать любая газораспределительная организация, имеющая допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу; «техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования» – работы и услуги по поддержанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в техническом состоянии, соответствующем предъявляемым к нему нормативным требованиям; «техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования» – определение технического состояния внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования либо их составных частей, поиск и определение неисправностей указанного оборудования, а также определение возможности его дальнейшего использования.
На основании пункта 3 Правил № 410 взрывобезопасность, механическая, пожарная, термическая, химическая, экологическая и электрическая безопасность, а также исправность внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в процессе их использования и содержания достигаются путем технического обслуживания и ремонта указанного оборудования, выполняемых на основании договора, заключаемого между заказчиком и исполнителем, а также соблюдения указанными сторонами договора иных требований, предусмотренных настоящими Правилами и инструкцией по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд.
В пункте 4 Правил № 410 определено, что безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления следующего комплекса работ (услуг): а) техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; б) аварийно-диспетчерское обеспечение; в) техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; г) замена оборудования.
Работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем (пункт 6 Правил № 410).
Согласно пункту 16 Правил № 410 техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 17 Правил № 410 заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в отношении внутридомового газового оборудования многоквартирного дома – управляющая организация, товарищество или кооператив, индивидуальный предприниматель, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме – собственники таких помещений.
В силу пункта 43 Правил № 410 исполнитель обязан:
а) осуществлять техническое обслуживание наружных газопроводов, входящих в состав внутридомового газового оборудования, и производить следующие операции: обход трасс надземных и (или) подземных газопроводов – не реже 1 раза в год; приборное обследование технического состояния газопроводов – не реже 1 раза в 3 года;
б) осуществлять техническое обслуживание внутренних газопроводов, входящих в состав внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, – не реже 1 раза в 3 года;
в) осуществлять техническое обслуживание бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутридомового газового оборудования домовладения или внутриквартирного газового оборудования. Техническое обслуживание бытового газоиспользующего оборудования осуществляется не реже 1 раза в 3 года, если иное не установлено изготовителем этого оборудования.
По истечении установленного изготовителем срока службы бытового газоиспользующего оборудования это оборудование может быть использовано при наличии положительного заключения по результатам технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в течение срока, указанного в этом заключении, и при его техническом обслуживании не реже 1 раза в год либо заменено по желанию заказчика на новое оборудование. Техническое обслуживание бытового газоиспользующего оборудования включает в себя: регулировку процесса сжигания газа на всех режимах работы бытового газоиспользующего оборудования; проверку работоспособности, наладку и регулировку предусмотренных изготовителем в конструкции бытового газоиспользующего оборудования устройств, позволяющих автоматически отключить подачу газа при отклонении контролируемых параметров за допустимые пределы; проверку герметичности оборудования; очистку горелок отопительного оборудования от загрязнений при сезонном включении оборудования в работу в целях подготовки к пользованию в отопительный период; г) при очередном техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования проводить инструктаж заказчика по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд, который осуществляется в устной форме с передачей (непосредственно после проведения инструктажа) заказчику инструкции по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд. Факт передачи инструкции и проведения инструктажа фиксируется в акте, подписываемом заказчиком и исполнителем; д) при очередном техническом обслуживании внутридомового или внутриквартирного газового оборудования осуществлять техническое обслуживание резервуарной, групповой или индивидуальной баллонной установки сжиженных углеводородных газов, а также проверку наличия тяги в дымовых и вентиляционных каналах, состояния соединительных труб с дымовым каналом; е) осуществлять техническое обслуживание резервуарной (для одного домовладения) и групповой баллонной установки сжиженных углеводородных газов, входящей в состав внутридомового газового оборудования, - не реже 1 раза в 3 месяца; ж) выполнять работы по ремонту внутридомового или внутриквартирного газового оборудования на основании заявок заказчика; з) обеспечивать заказчику возможность ознакомиться с нормативно-технической документацией, регламентирующей проведение технологических операций, входящих в состав работ (услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
Как установлено судом, ТСЖ «<данные изъяты>» (заказчик) и общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (исполнитель) заключили договор от ДД.ММ.ГГГГ### по техническому обслуживанию теплотехнического оборудования, согласно пункту 1.1 которого заказчик предоставляет, а исполнитель принимает на техническое обслуживание и ремонт теплотехническое оборудование котельной, расположенное по адресу: <...>А.
ТСЖ «<данные изъяты>» (заказчик) и общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (исполнитель) заключили договор от ДД.ММ.ГГГГ### об оказании услуг по техническому обслуживанию газоиспользующего оборудования, согласно пункту 1.1 которого заказчик предоставляет, а исполнитель принимает на техническое обслуживание и ремонт газоиспользующее оборудование котельной, расположенное по адресу: <...>.
Кроме того, ТСЖ «<данные изъяты>» (заказчик) и филиал открытого акционерного общества «<данные изъяты>» в <...> (исполнитель) заключили договор от ДД.ММ.ГГГГ### о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, согласно пункту 1.1 предметом договора является выполнение работ (оказание услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, согласно приложению № 1, являющимся неотъемлемой частью договора, находящегося в ведении и эксплуатируемого заказчиком.
Таким образом, исследовав и оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства прихожу к выводу о том, что в рассматриваемом случае газовое оборудование располагается на крыше жилого дома и является внутридомовым, следовательно, оно не относится к особо опасным производственным объектом и на него не распространяются требования Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
В этой связи должностное лицо ФИО1 не может быть привлечен к административной ответственности за нарушения требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, и производство по делу подлежит прекращению ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
жалобу ФИО1 удовлетворить.
Постановление государственного инспектора отдела по надзору за промышленной безопасностью по Владимирской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, в отношении председателя ТСЖ «На Октябрьском» ФИО1 отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии данного решения.
Судья Е.В.Агафонова