ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-15/2017 от 12.01.2017 Октябрьского районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

Дело № 12-15/2017

РЕШЕНИЕ

12 января 2017 г. г. Новороссийск

Судья Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края Головин А.Ю.,

при секретаре Семененко С.А.,

с участием генерального директора ООО «Юг-Мехстрой» ФИО6, его защитника – адвоката по ордеру ФИО5, представителя Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора по доверенности ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело жалобе генерального директора ООО «Юг-Мехстрой» ФИО6 на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора ФИО4 от 24.11.2016 г. о привлечении генерального директора ООО «Юг-Мехстрой» ФИО6 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора ФИО4 от 24.11.2016 г. № 0100/03/5220/419/ПП/2016 генеральный директор ООО «Юг-Мехстрой» ФИО6 привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

В суд поступила жалоба генерального директора ООО «Юг-Мехстрой» ФИО6 на указанное постановление. В обоснование жалобы указано, что постановление вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, спустя восемь с лишним месяцев после обнаружения, что является самостоятельным основанием для прекращения производство по делу об административном правонарушении. Генеральный директор ООО «Юг-Мехстрой» ФИО6 не был извещен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

В судебном заседании генеральный директор ООО «Юг-Мехстрой» ФИО6, адвокат ФИО5 настаивали на удовлетворении жалобы и отмене постановления. Дополнительно пояснили, что субъект правонарушения определен административным органом неправильно. ООО «Юг-Мехстрой» является подрядчиком, права аренды на земельный участок не имеет. На данной стадии земляных работ ООО «Юг-Мехстрой» не нарушило законодательство об охране окружающей среды, поскольку установить сооружения и системы для отведения сточных вод при рытье котлована технически невозможно. Ответственность за выявленное нарушение должен нести застройщик ЗАО «Роснефтесервис». Также просили в силу ст. 4.1.1 заменить административный штраф на предупреждение, поскольку отсутствует причинение вреда и возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, объектам животного и растительного мира, окружающей среде.

В судебном заседании представитель Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора ФИО3 посчитал вину в совершении административного правонарушения доказанной, не возражал против замены административного штрафа на предупреждение в силу ст. 4.1.1 КоАП РФ.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 8.45 КоАП РФ невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Из постановления по делу об административном правонарушении от 24.11.2016 г. № 0100/03/5220/419/ПП/2016, вынесенного старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора ФИО4 в отношении генерального директора ООО «Юг-Мехстрой» ФИО6, следует, что 03.03.2016 г. Азово-Черноморской природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований водного законодательства ООО «Юг-Мехстрой» при осуществлении работ по разработке котлована в границах земельного участка, расположенного по <адрес> в <адрес> (ЖК «Регата»). В результате данной проверки установлено, что на основании договора на выполнение подрядных работ от 20.11.2015 г. № 54-17-007, заключенного между ЗАО «Роснефтесервис» и ООО «Юг-Мехстрой», последнее в водоохранной зоне Черного моря осуществляет комплекс земляных работ с использованием тяжелой строительной техники.

В соответствии с пунктом 6.1.14 данного договора ООО «Юг-Мехстрой» обязуется обеспечить в ходе строительства выполнение на строительной площадке мероприятия по охране окружающей среды и рациональному использованию территории.

На основании пункта 14.1 данного договора ООО «Юг-Мехстрой» при выполнении работ обязано руководствоваться нормативными актами и нормами законодательства РФ.

Земельный участок с кадастровым номером 23:47:0305021:004 расположен в водоохранной хоне Черного моря, что подтверждается измерением (около 250 метров), полученными с публичной кадастровой карты.

На момент проверки, земельный участок не имеет подключения к централизованной системе водоотведения (канализации), централизованной ливневой системе водоотведения.

Сооружениями системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные и дренажные воды), локальные очистные сооружения для очистки сточных вод, обеспечивающие их очистку, исходя из нормативов, установленных в соответствии требованиями законодательства в области охраны окружающей среды отсутствуют. Организована стоянка и движение тяжелой техники в границах строительной площадки вне твердого покрытия.

По окончанию проверки в отношении генерального директора ООО «Юг-Мехстрой» ФИО6 Азово-Черноморской природоохранной прокуратурой вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 10.03.2016 г. по ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ.

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлены принципы осуществления хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, которые устанавливают, в том числе и

обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;

допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды;

обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов;

запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В силу ч. 1 ст. 65 Водного кодекса российской Федерации (далее – ВК РФ) водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

На основании п. 4 ч. 15 ст. 65 ВК РФ в границах водоохранных зон запрещаются движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

Согласно ч. 16 ст. 65 ВК РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:

1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;

2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;

3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;

4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.

В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Как предусмотрено ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Материалами дела в совокупности подтверждается, что ООО «Юг-Мехстрой» в лице генерального директора ФИО6 при осуществлении подрядных работ на земельном участке с кадастровым номером , расположенном в водоохранной хоне Черного моря, не оборудовало земельный участок и объекты строительства, возводимые на нем, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.

Данным бездействием генеральный директор ООО «Юг-Мехстрой» ФИО6, на которого как на законного представителя юридического лица, как законом, так и гражданско-правовым договором возложена обязанность по организации мероприятий в целях охраны окружающей среды, нарушил водное законодательство и законодательство в области охраны окружающей среды.

Событие административного правонарушения подтверждается имеющимся в деле материалами, постановлением о возбуждении дела от 10.03.2016 г., которыми зафиксированы обстоятельства вышеперечисленных нарушений генеральным директором ООО «Юг-Мехстрой» ФИО6 норм законодательства РФ в области охраны окружающей среды.

Данные обстоятельства установлены постановлением Азово-Черноморской природоохранной прокуратуры от 10.03.2016 г., составленным по результатам проверки, собранными по делу доказательствами в совокупности.

Таким образом, контролирующий орган пришел к обоснованному выводу о том, что генеральный директор ООО «Юг-Мехстрой» ФИО6 при выполнении вышеописанных работ нарушил требования и ограничений предусмотренных действующим законодательством РФ в области охраны окружающей среды.

Указанными действиями генеральный директор ООО «Юг-Мехстрой» ФИО6 нарушил требования ч. 1, п. 4 ч. 15, ч. 16 ст.65 Водного кодекса РФ, а также ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. ФЗ-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В жалобе генеральный директор ООО «Юг-Мехстрой» ФИО6 по существу не оспаривает событие и состав вмененного административного правонарушения, ссылаясь на то, что постановление вынесено за пределами срока давности.

Между тем, в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования составляет один год.

В силу ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Срок давности по настоящему делу начал свое течение с момента его обнаружения (постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 10.03.2016 г.), соответственно, истекает 10.03.2017 г., т.е. срок давности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.

Довод генерального директора ООО «Юг-Мехстрой» ФИО6 о том, что он не был извещен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, отклоняется судом, поскольку определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 27.10.2016 г. направлено руководителю ООО «Юг-Мехстрой» по юридическому адресу (<адрес>) заказным письмом с уведомлением и получено адресатом

В случае непринятия лицом мер по получению почтовой корреспонденции оно самостоятельно несет риск наступления неблагоприятных последствий, вызванным несовершением юридически значимых действий.

С учетом изложенного, административный орган пришел к обоснованному выводу о том, что в действиях генерального директора ООО «Юг-Мехстрой» ФИО6 установлена вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ.

Ссылка директора ООО «Юг-Мехстрой» ФИО6 на то, что общество не является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ, признается судом несостоятельной, в силу пунктов 6.1.14 и 14.1 договора 20.11.2015 г. № 54-17-007, заключенного с ЗАО «Роснефтесервис», согласно которым ООО «Юг-Мехстрой» обязалось обеспечить в ходе строительства выполнение на строительной площадке мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию территории, а также при выполнении работ обязано руководствоваться нормативными актами и нормами законодательства РФ.

Указание директором ООО «Юг-Мехстрой» на то, что общество не имело возможности установить сооружения и системы для отведения сточных вод при рытье котлована технически не является основанием для прекращения производства по делу, так как независимо от порядка осуществления технических работ юридическое лицо обязано соблюдать законодательство об охране окружающей среды.

Рассмотрев ходатайство генерального директора ООО «Юг-Мехстрой» ФИО6 о замене штрафа на предупреждение в соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ, с учетом мнения административного органа, суд считает возможным заменить генеральному директору ООО «Юг-Мехстрой» ФИО6 административный штраф на предупреждение.

Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Суд при замене вида административного наказания учитывает, что генеральный директор ООО «Юг-Мехстрой» ФИО6 привлекается к ответственности за впервые совершенное административное правонарушение, отсутствие последствий, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах суд считает, что в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ назначенное генеральному директору ООО «Юг-Мехстрой» ФИО6 административное наказание в виде штрафа следует изменить на предупреждение.

Основания для полной отмены оспариваемого постановления старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора ФИО4 от 24.11.2016 г. № 0100/03/5220/419/ПП/2016 отсутствуют.

Руководствуясь ст.30.8-30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

постановление № 0100/03/5220/419/ПП/2016 от 24.11.2016 г. старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора ФИО4 о привлечении генерального директора ООО «Юг-Мехстрой» ФИО6 к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ, изменить – заменить административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.

Настоящее решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Новороссийска в течение 10 дней со дня вынесения или получения копии решения.

Судья Головин А.Ю.