ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-15/2018 от 16.02.2018 Азовского городского суда (Ростовская область)

12-15/2018

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

16 февраля 2018 года г. Азов, ул. Ленинградская, 36

Судья Азовского городского суда Ростовской области Манаева Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административ­ном правонарушении, по жалобе директора МП «Азовводоканал» Картамышева Дмитрия Михайловича на постановление №489/13-РГ от 15.12.2017 года о привлечении директора МП «Азовводоканал» Картамышева Дмитрия Михайловича к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением главного государственного инспектора Рогожкинской инспекции Нижнедонского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Дулогло И.К. №489/13-РГ от 15.12.2017 года директор МП «Азовводоканал» Картамышев Дмитрий Михайлович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ, и под­вергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Директор МП «Азовводоканал» Картамышев Д.М. обратился в суд с жалобой на указанное постановление, просит его отменить, а производство по делу прекратить. В обоснование доводов указал, что МП «Азовводоканал» не осуществляло в водоохраной зоне р. Дон какой-либо деятельности, указанной в ст. 50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004г. №166-ФЗ и расположенные в данной зоне объекты (ковшевой водозабор, насосную станцию и КПП) не возводило, а производит лишь водозабор для водоснабжения г. Азова и Азовского района на основании договора водопользования, который не требует согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Ознакомившись с доводами жалобы, исследовав доказательства, имеющиеся в деле об административном правонарушении, прихожу к следующему выводу.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

При рассмотрении каждого административного правонарушения суд обязан согласно положениям ст. ст. 26.1, 29.10 КоАП РФ производить оценку доказательств основываясь на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.Пунктом 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения (приказа) №61 от 25.07.2017 года 08.09.2017 года в 12 часов 00 минут была проведена плановая проверка МП «Азовводоканал», по результатам которой установлено, что МП «Азовводоканал» на основании договора водопользования №61-05.0105009-Р-ДХВХ-С-2016-01405/00 от 05.05.2016 года осуществляет забор (изъятие) водных ресурсов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, предприятий, организаций и собственных нужд предприятия из водного объекта – река Дон, посредством ковшевого водозабора, производительностью 122 тыс.м3/сут., оборудованного рыбозащитным сооружением, на 18,0 км от устья, с левого берега, в границах Азовского района Ростовской области, (Производственная площадка №10 Водопроводная насосная станция I подъема (ВНС-1) – пойма р. Дон, г. Азов). Данная производственная площадка расположена в водоохраной зоне реки Дон (согласно Водного кодекса РФ водоохранная зона реки Дон составляет 200 м). По окончании проверки в отношении директора МП «Азовводоканал» Картамышева Д.М. составлен протокол №13/103066/489-РГ от 08.09.2017 года.

Постановлением главного государственного инспектора Рогожкинской инспекции Нижнедонского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Дулогло И.К. №489/13-РГ от 15.12.2017 года директор МП «Азовводоканал» Картамышев Дмитрий Михайлович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ, и под­вергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Признавая директора МП «Азовводоканал» Картамышева Д.М. виновным в совершении инкриминируемого административного правонарушения главный государственный инспектор Рогожкинской инспекции Нижнедонского отдела государственного контроля и охраны водных биологических ресурсов Дулогло И.К. пришел к выводу о том, что Картамышев Д.М., являясь директором МП «Азовводоканал», должен был согласовать осуществление хозяйственной деятельности по забору (изъятию) водных ресурсов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, предприятий, организаций и собственных нужд предприятия из водного объекта - река Дон на производственной площадке №10, которая расположена в водоохранной зоне реки Дон с Азово-Черноморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству, однако, этого сделано не было.

Судом также установлено, что 22.09.2017 года главным государственном инспектором Рогожкинской инспекции Нижнедонского отдела государственного контроля и охраны водных биологических ресурсов Дулогло И.К. было вынесено постановление №489/13-РГ о признании директора МП «Азовводоканал» Картамышева Д.М. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, с назначением ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей. Решением Азовского городского суда Ростовской области от 22.11.2017 года по административному делу №12-315/2017 данное постановление было отменено в связи с процессуальными нарушениями, дело возвращено на новое рассмотрение в Рогожкинскую инспекцию Нижнедонского отдела государственного контроля и охраны водных биологических ресурсов.

Суд не находит оснований для отмены постановления надзорного органа о привлечении к административной ответственности должностного лица от 15 12 2017г.

В соответствии с частью 1 статьи 50 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Согласно части 2 данной статьи указанная в части 1 названной статьи деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Реализуя предоставленные полномочия, Правительство Российской Федерации издало Постановление № 384 от 30 04 2013г. об утверждении Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.

Пункт 1 вышеуказанного Постановления соответствует части 2 статьи 50 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", наделяющей Правительство Российской Федерации полномочиями по определению порядка согласования Росрыболовством (его территориальными органами) строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.

В целях сохранения водных биоресурсов и среды их обитания указанный Федеральный закон предусматривает согласование данных видов деятельности с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в пункте 1 Правил определен предмет правового регулирования нормативного правового акта, который соответствует требованиям названного Федерального закона.

Росрыболовством на основании представленных документов оценивается соответствие планируемых мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания подпунктам "б" - "ж" пункта 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2013 г. N 380.Мерами по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, применяемыми при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности, оказывающей прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания являются:

- оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания;

- производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания;

- предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов;

- установка эффективных рыбозащитных сооружений в целях предотвращения попадания биоресурсов в водозаборные сооружения и оборудование гидротехнических сооружений рыбопропускными сооружениями в случае, если планируемая деятельность связана с забором воды из водного объекта рыбохозяйственного значения и (или) строительством и эксплуатацией гидротехнических сооружений;

- выполнение условий и ограничений планируемой деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания (условий забора воды и отведения сточных вод, выполнения работ в водоохранных, рыбоохранных и рыбохозяйственных заповедных зонах, а также ограничений по срокам и способам производства работ на акватории и других условий), исходя из биологических особенностей биоресурсов (сроков и мест их зимовки, нереста и размножения, нагула и массовых миграций);

- определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия;

Правительство Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 2008 г. N 863 "О Федеральном агентстве по рыболовству" осуществляет руководство деятельностью Росрыболовства и вправе определять его полномочия.

Так, подпункт "б" пункта 2 и подпункт "б" пункта 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ № 384 от 30 04 2013г. предусматривают полномочия Росрыболовства и его территориальных органов по согласованию вопросов, связанных с внедрением новых технологических процессов, и осуществлением иной деятельности в зависимости от территории.

В пункте 4 Правил определены требования к заявке о согласовании, а в подпункте "б" пункта 5 Правил приведен перечень документов, прилагаемых к заявке при внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности (копия проектной документации или программы планируемых работ, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, документ, содержащий сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания). В пункте 8 Правил определены сроки рассмотрения заявки и документации.

Росрыболовством и его территориальными органами согласовывается деятельность, осуществляемая не только в акватории водного объекта, но и на суше, в случае проведения работ в пределах водоохранной и рыбоохранной зон, а также за их пределами, если по результатам оценки воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания, обязательность проведения которой предусмотрена статьей 32 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", установлено, что такая деятельность может на них воздействовать. Рассматриваемая процедура принятия решения о согласовании деятельности хозяйствующих субъектов осуществляется Росрыболовством (его территориальными органами) вне зависимости от наличия права пользования поверхностными водными объектами.

В силу изложенного довод представителя Картамышева Д.М. по доверенности – Евтушенко П.Г., о том, что наличие договора на водопользование и является результатом согласования с Росрыболовством, поскольку сторона по договору Минприроды Ростовской области должен был согласовать данный договор при заключении, суд оценивает критически. Согласно статье 11 Водного кодекса Российской Федерации право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным указанным Кодексом и другими федеральными законами.

На основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях, установленных частью 2 статьи 11 данного Кодекса, в том числе в целях забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов. Процедура заключения договора водопользования определяется Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2008 г. N 165. Росрыболовство и его территориальные органы не являются стороной указанного договора, который заключается между водопользователем и уполномоченным органом, в качестве которого выступает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или Федеральное агентство водных ресурсов.

Таким образом, согласование условий водопользования водного объекта и принятие решения Росрыболовством о согласовании деятельности, оказывающей воздействие на водные биоресурсы и среду их обитания, являются двумя разными процедурами, наличие которых необходимо в соответствии с требованиями водного законодательства и законодательства в области охраны окружающей среды, сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания.

Доказательств тому, что МП «Азовводоканал» не имело возможности обеспечить соблюдение требований природоохранного законодательства РФ, в части касающейся соблюдения требований законодательства РФ в области природопользования и охраны окружающей среды материалы дела не содержат, так же как не содержат сведений о наличии чрезвычайных обстоятельств, препятствующих (затрудняющих) исполнению МП «Азовводоканал» своих обязанностей.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При этом, обстоятельств смягчающих административную ответственность МП «Азовводоканал» государственным инспектором Федеральной службы по надзору установлено не было, а административное наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ.

На основании вышеизложенного суд находит, что принятое по делу об административном правонарушении постановление №489 /13-РГ от 15 12.2017 года о привлечении МП «Азовводоканал» к административной ответственности по ст. ч.1 ст.8.42 КоАП РФ законно и обосновано.

Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление главного государственного инспектора Рогожкинской инспекции Нижнедонского отдела государственного контроля и охраны водных биологических ресурсов Дулогло Игоря Константиновича №489/13-РГ от 15.12.2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ в отношении директора МП «Азовводоканал» Картамышева Дмитрия Михайловича оставить без изменения, а жалобу директора МП «Азовводоканал» Картамышева Дмитрия Михайловича без удовлетворения.Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Манаева Л.А.