Дело № 12-15/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.-к. Анапа «01» февраля 2021 г.
Анапский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Салий О.Н.
при секретаре Михайловой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» (ИНН <***>), на постановление о назначении административного наказания от 00.00.0000 года 000 старшего государственного инспектора Краснодарского края в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Краснодарского края ФИО1,которым юридическое лицо –ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей,
УСТАНОВИЛ:
00.00.0000 старший государственный инспектор Краснодарского края в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Краснодарского края ФИО1 вынес постановление о назначении административного наказания 000.20/778Н, которым юридическое лицо - ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей в связи с нарушением правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях.
ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» с данным постановлением не согласно, считает его незаконным о подлежащем отмене, в связи с чем обратилось в суд с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить и производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование жалобы и дополнениях к жалобе что, постановление 000 о назначении административного наказания от 00.00.0000 вынесено на основании рассмотрения протокола об административном правонарушении от 00.00.0000000 в отношении юридического лица - ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш». Из описательной части постановления также следует, что 00.00.0000 ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» допущено нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях. Данные выводы в постановлении сделаны на основании информации (акта), поступившей из Новороссийского лесничества - Филиала государственного казенного учреждения Краснодарского края «Комитет по лесу».В постановлении утверждается, что согласно этой информации 00.00.0000 совместно с представителями ГКУ КК «Управления особо охраняемыми природными территориями Краснодарского края» в ходе рейдового патрулирования территории государственного лесного фонда в квартале 69 части выдела 9 Анапского участкового лесничества Новороссийского лесничества в зоне рекреации государственного природного комплексного заказника регионального значения «Большой Утриш» (далее - заказник) обнаружена организованная группа граждан в количестве 10 человек, в сопровождении волонтера в форме сотрудника ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш». На территории заказника установлен факт размещения 4 информационных щитов, вывески и деревянной лестницы, ширина лестницы 70 см, длинна 30 м, конструкции установлены с помощью асбестовых труб и бетона. Кроме того, в постановлении также утверждается, что указанные сведения подтверждаются также информацией ГКУ КК «Управление особо охраняемыми природными территориями Краснодарского края», и в ходе в ходе изучения информации установлено, что 00.00.0000 в точке с географическими координатами 000 обнаружена организованная группа в количестве 10 граждан, которую сопровождал волонтер в форме сотрудника ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» с эмблемой государственного заповедника «Утриш». Волонтер пояснил, что с периодичностью два раза в неделю оказывает экскурсионные услуги, проводит людей по территории государственного природного комплексного заказника регионального значения «Большой Утриш» и государственного заповедника «Утриш» - по туристическому маршруту «Каньон». Оплата за экскурсионные услуги производится по адресу: (...), в дирекции ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш». У граждан при себе имелись экскурсионные путевки ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» эко маршрут «Каньон». В постановлении также утверждается, что точках с географическими координатами: 000 в.д. установлены 4 информационных стенда и вывеска. Основание конструкций закреплено на поверхности земли с использованием асбестовых труб и забетонировано. На указанных стендах размещены эмблемы ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш», сведения о государственном природном заповеднике «Утриш», правила безопасного поведения туристов при посещении заповедника, информация об экскурсионном маршруте «Каньон» по территории заповедника, схема маршрута «Каньон», согласно которой маршрут проходит, в том числе, по территории заказника. Вывеска представляет собой деревянную конструкцию с выполненной из деревянных брусьев с надписью: «Утриш ФГБУ». Кроме того, согласно текста постановления, также утверждается, что в точках с географическими координатами: 000 в.д. установлена деревянная лестница, ширина лестницы 70 см., длина 30 м. При этом, так как ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» согласование на создание экскурсионного маршрута в границах участка 000 заказника (в рекреационной зоне) от Министерства природных ресурсов Краснодарского края не получало, а территория заказника, которая эксплуатируется в качестве экскурсионного маршрута для этих целей не выделялась, разрешений на организацию и соответствующее оборудование туристических маршрутов и экологических троп не выдавалось, то Определением от 00.00.0000000 возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» (ИНН <***>) по ст. 8.39 КоАП РФ. На основании проведенного расследования в постановлении сделан вывод о том, что ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» в границах государственного природного комплексного заказника регионального значения «Большой Утриш» осуществлена рекреационная деятельность за пределами специально предусмотренных для этого мест, самовольно проложен туристический маршрут, организовано проведение массовых спортивных, зрелищных и иных мероприятий вне специально выделенных для этих целей мест и без согласования с уполномоченным органом, размещены на земельных участках заказника рекламные и информационные щиты, не связанные с функционированием заказника, в связи с чем в действиях ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» имеются признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.39 КоАП РФ, то есть нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях. Доказательствами по делу являются: протокол об административном правонарушении от 00.00.0000000 в отношении юридического лица ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» о привлечении к ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ и другие материалы дела об административном право нарушении. Однако, из постановления следует, что событие правонарушения было обнаружено 00.00.0000. В соответствии со ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 КоАП РФ. После выявления факта правонарушения 00.00.0000 протокол составлен не был. По указанным в постановлении фактам и обстоятельствам государственным инспектором Краснодарского края Министерства природных ресурсов Краснодарского края Д.С.А.00.00.0000 было вынесено Определение 000 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении юридического лица – ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш». В связи с проводимым административным расследованием по делу Определением от 00.00.0000000 в ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» были истребованы сведения, которые предоставлены учреждением в административное производство письмом от 00.00.0000000. В рамках данного административного производства производились и процессуальные действия в отношении юридического лица - ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш». Таким образом, производство по делу велось в форме фактического административного расследования. Как следует из постановления, протокол об административном правонарушении 000 в отношении юридического лица ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» о привлечении к ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ был составлен 00.00.0000. После проведенного расследования дело об административном правонарушении было рассмотрено старшим государственным инспектором Краснодарского края Министерства природных ресурсов Краснодарского края ФИО1 00.00.0000 и вынесено Постановление о назначении административного наказания 000
В судебное заседаниепредставитель по доверенности ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» ФИО2 не явился, предоставил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором поддержал доводы жалобы и просил их удовлетворить.
Министерство природных ресурсов Краснодарского края, будучи извещенным о месте и времени рассмотрения дела, путем направления заказной корреспонденции, своего представителя в судебное заседание не направило.
Исследовав письменные материалы дела, суд находит производство по делу подлежащим прекращению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с ч.2 ст. 1.6 КоАП РФ применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.
Согласно ч. 2 п. 3 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов.
В соответствии с п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии иных предусмотренных настоящим КоАП РФ обстоятельствах, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.
Государственным инспектором Краснодарского края Министерства природных ресурсов Краснодарского края Д.С.А.00.00.0000 было вынесено определение 000 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении юридического лица – ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш».
Постановление о назначении административного наказания от 29.10.2020 года №1.20/778Н старшего государственного инспектора Краснодарского края в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Краснодарского края ФИО1, юридическое лицо –ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей,
Вместе с тем, согласно требованиям абз.2 части 3 ст. 23.1 дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 - 2 настоящей статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования рассматриваются судьями районных судов.
Таким образом, в полномочия и компетенцию старшего государственного инспектора Краснодарского края Министерства природных ресурсов Краснодарского краяФИО1 не входило рассмотрение дела об административном правонарушении, производство по которому осуществлялось в форме административного расследования, т.е. административным органом нарушена процедура привлечения лица к административной ответственности.
Кроме того, в постановлении о назначении административного наказания 000 от 00.00.0000 указано, что нарушения выявлены в квартале 69 части выдела 9 Анапского участкового лесничества Новороссийского лесничества.
Однако, государственный природный заповедник «Утриш» учрежден распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 г. № 1436-р, отнесен к ведению Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) и является особо охраняемой природной территорией федерального значения.
Приказом Минприроды России от 03.03.2011 г. №145утверждено Положение о государственном природном заповеднике «Утриш», которым утверждены границы государственного природного заповедника «Утриш».
После проведения межевания, земли лесного фонда государственного природного заповедника «Утриш» общей площадью 9065, 23 гектара поставлены на кадастровый учет, кадастровые номера земельных участков 000 и 000 в системе координат МСК 23. На данные земельные участки зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
В целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минприроды России на территории государственного природного заповедника «Утриш» распоряжением Правительства России от 17.12.2010 г. № 2286-р создано федеральное государственное бюджетное учреждение «Государственный природный заповедник «Утриш» (ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш»), которое также отнесено к ведению Минприроды России и действует на основании устава.
В соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) от 29.02.2008 г. № 59 «Об определении количества лесничеств на территории государственных природных заповедников и национальных парков и установлении их границ» с изменениями внесенными приказом Рослесхоза от 19.12.2012 года №517, создано лесничество «Государственный природный заповедник «Утриш» на землях лесного фонда, включенных в границы государственного природного заповедника «Утриш» в соответствии с распоряжением Правительства России от 02.09.2010 г. № 1436-р.
30.04.2013 года Минприроды России утвердило Лесохозяйственный регламент лесничества «Государственный природный заповедник «Утриш», с изменениями от 30.10.2019 года.
В соответствии с разделом 6 приложения 2 к Положению о государственном природном заповеднике «Утриш» и таблицей 5 Лесохозяйственного регламента лесничества «Государственный природный заповедник «Утриш» квартал 69 Анапского участкового лесничества Новороссийского лесничества является частью лесничества «Государственный природный заповедник «Утриш» и полностью отнесен к участкам, выделенным для организации и устройства экскурсионных экологических троп и маршрутов.
Кроме того, в 2012 году Минприроды России согласовало для ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» Паспорт экскурсионного маршрута 000 «Каньон. Знакомство с основными видами растительности заповедника и геолого-географическими особенностями», маршрут проходит, в том числе, и в квартале 69 Анапского участкового лесничества Новороссийского лесничества.
В то же время, государственный комплексный (ландшафтно-флористический и морской) заказник «Большой Утриш» (далее – заказник) создан Постановлением главы администрации Краснодарского края от 02.03.1994 года № 116 «Об организации государственного заказника «Большой Утриш». В территорию заказника были включены различные земли, территории, морская акватория и т.д. При этом границы и географические координаты границ заказника утверждены не были.
В декабре 2017 года Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.12.2017 года № 1010 «Об утверждении Положения о государственном природном комплексном заказнике регионального значения «Большой Утриш» и его границ» были утверждены границы действующего заказника. Положение о заказнике содержит координаты поворотных точек границ государственного природного комплексного заказника регионального значения «Большой Утриш» и его функциональных зон, а также каталог координат точек государственного природного комплексного заказника регионального значения «Большой Утриш» в системе МСК 23.
До настоящего времени вынос границ в натуру Государственного комплексного (ландшафтно-флористического и морского) заказника «Большой Утриш» не произведен. Информационные указатели о границах заказника отсутствуют.
В акте проверки, протоколе об административном правонарушении, постановлении о назначении административного наказания и в других документах, имеющихся в деле об административном правонарушении, указаны лишь географические координаты предполагаемого места совершения правонарушения.
Данные координаты указаны на основании неизвестного прибора измерения. Паспорт и сертификат, поверка и погрешность измерений данного прибора в процессуальных документах отсутствуют. Указанные географические координаты в систему МСК 23 не переведены, что не позволяет установить место совершения правонарушения на основании указанных «географических» координат.
Кроме того, указанные в процессуальных документах лица из группы граждан в количестве 10 человек, в сопровождении волонтера в форме сотрудника ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш», якобы, обнаруженные в квартале 69 части выдела 9 Анапского участкового лесничества Новороссийского лесничества, в зоне рекреации государственного природного комплексного заказника регионального значения «Большой Утриш», а также сам волонтер ни 00.00.0000, ни в ходе административного расследования установлены не были. Кто были эти лица, были ли они вообще на указываемой территории, и в какой период времени, имеют ли они какое-либо отношение к ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» - по делу не установлено и не доказано. Данное обстоятельство не позволяет считать юридическое лицо – ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш», а также должностное лицо – исполняющего обязанности директора ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» субъектами дела об административном правонарушении.
Указанный в процессуальных документах факт размещения 4 информационных щитов, вывески и деревянной лестницы, ширина лестницы 70 см, длинна 30 м, установленных с помощью асбестовых труб и бетона на территории заказника так же не имеет подтверждения в материалах дела, так как географические координаты, указанные в процессуальных документах также в систему МСК 23 не переведены, что не позволяет установить место совершения правонарушения на основании указанных географических координат. Паспорт и сертификат, поверка и погрешность измерений прибора в процессуальных документах не указаны.
00.00.0000 Министерством природных ресурсов Краснодарского края в адрес ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» направлено Предписание 000 о согласовании экскурсионного маршрута 000 Каньон: «Знакомство с основными видами растительности заповедника и геолого-географическими особенностями» и демонтаже 4 информационных стендов, вывески и деревянной лестницы в вышеназванных географических координатах.
Однако, письмом от 00.00.0000 Минприроды Краснодарского края согласовало маршрут 000, а письмом от 00.00.0000 отозвало предписание от 00.00.0000 и в части демонтажа вышеназванного имущества.
Таким образом, доказательств места совершения административного правонарушенияв постановлении не содержится, в ходе судебного разбирательства такие доказательства не представлены.
Согласно ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В соответствии со ст. 26.8 КоАП РФ под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку.
Показания специальных технических средств отражаются в протоколе об административном правонарушении или постановлении по делу об административном правонарушении, вынесенном в случае, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ.
В протоколе об административном правонарушении и постановлении по делу об административном правонарушении указаны географические координаты, но какими специальными техническими средствами они производились не указано. Какими приборами были определены географические координаты их размещения и нахождения, указанные в постановлении, в материалах дела не указано, какой тип этих приборов, имеют ли они сертификат соответствия, проводилась ли метрологическая поверка этих измерительных приборов, каков размер погрешности при измерениях в процессуальных и иных документах дела об административном правонарушении не указано. Таким образом, такие доказательства получены органами государственного надзора с нарушением закона.
Кроме того, в постановлении о назначении административного наказания указано, что ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» совершены нарушения, которые выразились в несоблюдении норм действующего законодательства, а именно ст. 34, ч. 2 ст. 59 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.1,3,5 ст. 24 Федерального закона от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» в связи с размещением ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» на территории заказника объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществлением хозяйственной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, осуществлением деятельности, противоречащей целям создания заказника и причиняющей вред природным комплексам заказника.
Однако, какие объекты, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, какая хозяйственная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, и какая деятельность, противоречащая целям создания заказника, а также причиняющая вред природным комплексам заказника, конкретно совершена ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» в постановлении не указано. Конкретный вред, причиненный природным комплексам заказника и их компонентам в постановлении не доказан. Расчет суммы причиненного вреда не произведен. Таким образом, объективна сторона правонарушения доказательств не имеет.
Таким образом, постановление вынесено неполномочным лицом, место совершения административного правонарушения, а такженесоблюдение норм действующего законодательства, является недоказанным, субъективная и объективная сторона правонарушения в постановлении о назначении административного наказания доказательств не имеют. Состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.39 КоАП РФ, то есть нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях – отсутствует. Имеются обстоятельства, полностью исключающие производство по данному делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 1, 2 ст. 1.6, ч. 2 п. 3 ст. 23.1, ч. 1 ст. 24.5, - п.3 ч.1 ст. 30.7. КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу юридического лица – ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» (ИНН <***>) на постановление о назначении административного наказания от 00.00.0000000 старшего государственного инспектора Краснодарского края в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Краснодарского края ФИО1, которым юридическое лицо – ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей, удовлетворить.
Постановление о назначении административного наказания от 00.00.0000000 старшего государственного инспектора Краснодарского края в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Краснодарского края ФИО1, которым юридическое лицо – ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица – ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» по ст. 8.39 КоАП РФ прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения и вынесения постановления о назначении административного наказания неполномочным лицом.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Анапский районный суд Краснодарского края в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения суда.
Судья
Анапского районного суда О.Н. Салий