ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-15/2021 от 15.07.2021 Ольского районного суда (Магаданская область)

12-15/2021

Р Е Ш Е Н И Е

п. Ола 15 июля 2021 года

Судья Ольского районного суда Магаданской области Жаворонков И.В.,

с участием заявителя – ФИО1,

лица, вынесшего постановление по делу, – начальника ОГИБДД ОтдМВД России по Ольскому району ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ольского районного суда Магаданской области жалобу ФИО1 на постановление № 18810349210020000573 начальника ОГИБДД ОтдМВД России по Ольскому району от 18 июня 2021 года,

у с т а н о в и л:

Постановлением начальника ОГИБДД ОтдМВД России по Ольскому району от 18 июня 2021 года № 18810349210020000573 ФИО1 привлечён к ответственности по ч. 4 ст. 12.23 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.

В поданной жалобе ФИО1 просит отменить данное постановление и прекратить производство по делу. Указывает, что в описательной части названного постановления имеются сведения о нарушении им 4 июня 2021 года Правил перевозки детей, выразившемся в отсутствии списка сопровождающих лиц, в то время, как из мотивировочной части постановления следует, что он при указанных обстоятельствах нарушил п. 22.6 Правил дорожного движения, поскольку управлял автобусом, не обозначенном опознавательными знаками «Перевозка детей». Полагает, что обязанность по составлению и наличию при себе списка детей и сопровождающих их лиц возлагается не на водителя, а на организатора перевозки. Отмечает, что перевозка детей при указанных в постановлении обстоятельствах осуществлялась им в полном соответствии с действующими правилами.

Участвующий в судебном заседании ФИО1 жалобу поддержал по изложенным в ней доводам. Дополнительно пояснил, что при изложенных в постановлении о назначении административного наказания обстоятельствах не являлся лицом, ответственным за организацию перевозки детей, список перевозимых лиц, а также их сопровождающих ему никто не передавал.

Лицо, вынесшее постановление по делу об – начальник ОГИБДД ОтдМВД России по Ольскому району ФИО2 в судебном заседании полагал, что вынесенное постановление является законным и обоснованным. Пояснил, что исходя из содержания п. 22.6 Правил дорожного движения, а также ч. 4 ст. 12.23 КоАП РФ, именно на водителя возлагается обязанность иметь при перевозке детей список перевозимых лиц вместе со списком сопровождающих. Полагал, что вынесенное постановление неустранимых сомнений не содержит, вопреки доводам жалобы нарушение требований Правил, предъявляемых к самому транспортному средству, ФИО1 не вменялось.

Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Как следует из материалов дела, 4 июня 2021 года инспектором ГИБДД УМВД России по Магаданской области в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении 49ТА № 236406, из содержания которого следует, что в 13 часов 30 минут 4 июня 2021 года ФИО1, управляя транспортным средством «Фиат Дукато», государственный регистрационный знак , осуществляя организованную перевозку 15‑ти детей, допустил нарушение п. 22.6 Правил дорожного движения, а также постановления Правительства РФ от 23 сентября 2020 года № 1527, выразившееся в отсутствии списка сопровождающих лиц.

Постановлением начальника ОГИБДД ОтдМВД России по Ольскому району от 18 июня 2021 года (с учётом определения об исправлении описки от 8 июля 2021 года) ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.23 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Из содержания п.п. 1, 3, 7 ст. 26.1 КоАП РФ следует, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, помимо прочего, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. При этом в соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Статья 12.23 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил перевозки людей. В частности, часть 4 названной статьи устанавливает ответственность за организованную перевозку группы детей автобусами, не соответствующими требованиям Правил организованной перевозки группы детей автобусами, либо водителем, не соответствующим требованиям указанных Правил, либо без договора фрахтования, если наличие такого документа предусмотрено указанными Правилами, либо без программы маршрута, либо без списка детей, либо без списка назначенных сопровождающих, предусмотренных указанными Правилами.

Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2020 года № 1527 утверждены Правила организованной перевозки группы детей автобусами (далее по тексту – Правила перевозки). В соответствии с п. 13 названных Правил перевозки организатор перевозки составляет список лиц (помимо водителя), которым разрешается находиться в автобусе в процессе перевозки, включающий в том числе детей, включённых в состав группы, и сопровождающих лиц с указанием их фамилии, имени, отчества (при наличии) и номера контактного телефона.

В то же время, исходя из абзаца 2 названного пункта Правил перевозки список лиц, которым разрешается находиться в автобусе в процессе перевозки детей, должен находиться у лица, ответственного за организованную перевозку группы детей или старшего ответственного за организованную перевозку группы детей.

Пунктом 2.1.1 Правил дорожного движения, утверждённых постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 установлен исчерпывающий перечень документов, которые водитель обязан иметь при себе и предъявлять по требованию сотрудника полиции. Кроме того, пункт 18 приведённых Правил перевозки предусматривает дополнительную обязанность водителя иметь при себе при перевозке детей договор фрахтования (если такая перевозка осуществляется по договору фрахтования) и документ, составленный в произвольной форме, содержащий сведения о маршруте перевозки, в том числе о пункте отправления, промежуточных пунктах посадки (высадки) (если имеются) детей и иных лиц, участвующих в организованной перевозке группы детей, пункте назначения, местах остановок для приема пищи, кратковременного отдыха, ночного отдыха (при многодневных поездках) - в случае организованной перевозки группы детей в междугородном сообщении.

Соответственно, ни Правилами дорожного движения, ни Правилами перевозки не предусмотрена обязанность водителя иметь при себе список лиц, которым разрешается находиться в автобусе в процессе перевозки детей.

Действующими ранее Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2013 года № 1177 соответствующая обязанность возлагалась именно на водителя (пп. «Д» п. 4 Правил), однако с 1 января 2021 года порядок перевозки групп детей определяется приведёнными Правилами перевозки, утверждёнными постановление Правительства РФ от 23 сентября 2020 года № 1527, п. 13 которых прямо возлагает обязанность иметь данный список не на водителя, а на лицо, ответственное за перевозку

Достаточных и убедительных доказательств того, что ФИО1 являлся лицом, ответственным за перевозку детей, в материалах дела не имеется. Напротив, из пояснений самого ФИО1, а также допрошенного в судебном заседании свидетеля Я.Г.А. следует, что таким лицом при обстоятельствах, изложенных в обжалуемом постановлении, являлась сотрудник Комитета образования МО «Ольский городской округ» Ч.О.В., которая и представила список перевозимых детей (без списка сопровождающих лиц) сотрудникам ГИБДД. При этом данное обстоятельство при производстве по делу не выяснялось, Ч.О.В. допрошена не была.

Доводы лица, вынесшего обжалуемое постановление, о наличии в санкции ч. 4 ст. 12.23 КоАП РФ водителя как специального субъекта рассматриваемого административного правонарушения и, следовательно, правомерности привлечения ФИО1 к ответственности, основаны на неправильном толковании названной правовой нормы, поскольку диспозиция ч. 4 ст. 12.23 КоАП РФ является альтернативной и устанавливает административную ответственность для водителя транспортного средства при перевозке им детей только в тех случаях, когда этот водитель не соответствует требованиям Правил перевозки, либо не имеет договора фрахтования, если наличие такого документа предусмотрено Правилами перевозки, либо не имеет программы маршрута, то есть при нарушении водителем своих обязанностей, прямо предусмотренных названными Правилами перевозки.

С учётом изложенного, вывод должностного лица о нарушении ФИО1 п. 22.6 Правил дорожного движения, выразившимся в отсутствии списка назначенных сопровождающих при перевозке детей, и как следствие – вывод о наличии в его действиях состава вменяемого административного правонарушения, является необоснованным.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся, в частности, противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

В свою очередь, имеющиеся материалы дела, а также обстоятельства вменяемого правонарушения свидетельствуют об отсутствии в действиях ФИО1 вины как обязательного признака состава вменяемого административного правонарушения, в связи с чем, прихожу к убеждению, что вынесенное в отношении ФИО1 постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, а производство по делу – прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

р е ш и л:

Удовлетворить жалобу ФИО1

Отменить постановление начальника ОГИБДД ОтдМВД России по Ольскому району ФИО2 от 18 июня 2021 года № 18810349210020000573 о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч. 4 ст. 12.23 КоАП РФ в виде административного штрафа.

Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 12.23 КоАП РФ, в отношении ФИО1, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд непосредственно или через Ольский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения, лицами, указанными в ст. 30.1, ч. 5 ст. 30.9 КоАП РФ.

Судья И.В. Жаворонков