Дело № 12-15/2021
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
Судья Советского районного суда города Липецка Амбарцумян Н.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя управления – начальника отдела защиты конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы России по Липецкой области ФИО2 о прекращении производства по делу об административном правонарушении №048/04/9.21-598/2020 от 04.08.2020 года, возбужденному в отношении АО «Газпром газораспределение Липецк» в лице филиала АО «Газпром газораспределение Липецк» в г. Липецке по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя управления – начальником отдела защиты конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы России по Липецкой области ФИО2 от 04.08.2020 года прекращено производство по делу об административном правонарушении №048/04/9.21-598/2020, возбужденному в отношении АО «Газпром газораспределение Липецк» в лице филиала АО «Газпром газораспределение Липецк» в г. Липецке по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратилась в Арбитражный суд Липецкой области с жалобой на указанное постановление, ссылаясь на то, что УФАС по Липецкой области не правильно пришел к выводу о том, что подключению к сетям газораспределения подлежат проектируемые, строящиеся, реконструированные или построенные, но не подключенные к сетям газораспределения объекты капитального строительства, поскольку в соответствии с п.10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ к объектам капитального строительства относятся здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка, полагает, что нормы права в своем системном толковании относят жилые помещения (квартиры) к объектам недвижимого имущества и объектам капитального строительства. Согласно постановлению о прекращении производства по делу об административном правонарушении УФАС по Липецкой области следует, что заявка ФИО1, зарегистрированная 17.04.2020 года не является заявкой о заключении договора о подключении объекта капитального строительства к сетям газораспределения, поскольку согласно оспариваемого постановления АО «Газпром газораспределение Липецк» ответил на заявку о заключении договора о подключении объектов капитального строительства к сети газораспределения, а не на выдачу технических условий на изменение схемы газоснабжения. Полагает, что вывод, указанный в ответе АО «Газпром газораспределение Липецк» о том, что действующее законодательство не предусматривает возможности перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид отопления, в связи с чем заявителю в выдаче технических условий отказано, не основан на действующем законодательстве. Тот факт, что заявитель не обращался в органы местного самоуправления за согласованием перепланировки, по мнению ФИО1, не может являться основанием отказа на заявку на выдачу технических условий и прекращения производства по делу об административном правонарушении. Кроме того, выводы УФАС по Липецкой области относительного того, что действующим законодательством установлен запрет на переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденным Правительством РФ при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения не соответствует действительности, поскольку п. 51 Постановления Правительства РФ №878 от 05.07.2018 года «О подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения, недискриминационном доступе к услугам в сфере теплоснабжения, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ» к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения», «Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя»), в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие требованиям о наличии закрытой (герметичной) камеры сгорания; наличия автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также нарушении дымоудаления температура теплоносителя до 95 градусов Цельсия, давления теплоносителя до 1 Мпа. В данном случае при установке газового котла АО «Газпром газораспределение Липецк» не установлено наличие перечисленных исключений. Полагает, что разъяснение Минстроя России от 15.10.2014 года № 22588-ОД/04 не запрещают, а только рекомендуют переводить на индивидуальное отопление все помещения в многоквартирном доме. Просит суд постановление заместителя руководителя управления – начальника отдела защиты конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы России по Липецкой области ФИО2 о прекращении производства по делу об административном правонарушении №048/04/9.21-598/2020 от 04.08.2020 года, возбужденному в отношении АО «Газпром газораспределение Липецк» в лице филиала АО «Газпром газораспределение Липецк» в г. Липецке по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, дело вернуть на новое рассмотрение.
Определением Арбитражного суда Липецкой области от 03.11.2020 года дело по жалобе ФИО1 было передано в Липецкий областной суд для направления в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.
Определением Липецкого областного суда от 04.12.2020 года дело по жалобе ФИО1 было передано для рассмотрения в Советский районный суд г. Липецка.
Представитель заявителя ФИО1 по доверенности ФИО3 в судебном заседании жалобу поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в ней. Высказал довод о не извещении ФИО1 о дате и времени рассмотрения заявления ФИО1 и не направлении ей копии обжалуемого постановления от 04.08.2020 года.
Представитель УФАС России по Липецкой области по доверенности ФИО4 просила в удовлетворении жалобы отказать, указывая, что действующей системой теплоснабжения г. Липецка переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов не предусмотрен. Так же указала, что пунктом 1 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 установлено, что настоящие Правила определяют порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства. Как следует из обжалуемого постановления о прекращении производства по делу, жилой <адрес> имеет технологическое присоединение к сетям газораспределения АО «Газпром газораспределение Липецк».
Представитель АО «Газпром газораспределение Липецк» по доверенности ФИО5 не согласился с доводами, изложенными в жалобе ФИО1, сославшись на доводы, изложенные в отзыве на жалобу.
Свидетель заместитель руководителя управления – начальник отдела защиты конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы России по Липецкой области ФИО2 в судебном заседании сослался на обстоятельства, изложенные в постановлении о прекращении производства по делу от 04.08.2020 года № 048/04/9.21-598/2020 года. Указал, что процедура рассмотрения заявки не нарушена, так же требования закона при ответе на заявку не нарушены. Указал, что основным доводом, который был положен в основу постановления о прекращении производства по делу, является то обстоятельство, что объект (квартира), расположенный по адресу: <адрес><адрес> не носит статуса объекта капитального строительства.
Заявитель ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещалась своевременно и надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, свидетелей, изучив доводы жалобы и материалы дела об административном правонарушении, нахожу жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Ч.2 ст. 9.21 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за повторное нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям и влечен административную ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с п. 51 Постановления Правительства РФ от 5 июля 2018 г. N 787 «О подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения, недискриминационном доступе к услугам в сфере теплоснабжения, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям:
а) наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания;
б) наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления;
в) температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия;
г) давление теплоносителя - до 1 МПа.
Согласно письму Минстроя России №22588-ОД/04 от 15.10.2014 года «Об отоплении жилых помещений в многоквартирных домах» процедура перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии достаточно сложная и дорогостоящая, целесообразнее такой переход осуществлять не отдельно взятого помещения, а в целом многоквартирного дома.
В соответствии с п. 12 Постановления Правительства РФ от 5 июля 2018 г. N 787 «О подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения, недискриминационном доступе к услугам в сфере теплоснабжения, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» в случае предоставления заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 настоящих Правил, не в полном объеме, а также в случае поступления запроса о предоставлении технических условий в отношении объекта капитального строительства, газификация которого запрещена законодательством Российской Федерации, исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня поступления запроса о предоставлении технических условий возвращает ему указанный запрос с приложенными к нему документами без рассмотрения.
Отказ исполнителя принять к рассмотрению от заявителя запрос о предоставлении технических условий в отношении объекта капитального строительства, газификация которого допускается законодательством Российской Федерации, при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 настоящих Правил, не допускается.
Согласно п. 1 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 установлено, что настоящие Правила определяют порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства.
Установлено, что ФИО1 обратилась в АО «Газпром газораспределение Липецк» с заявкой о выдачи технических условий для установки в квартире, расположенной по адресу: <адрес> газового котла с целью перевода системы отопления квартиры на индивидуальное газовое отопление.
Письмом заместителя генерального директора АО «Газпром газораспределение Липецк» №06-1490 от 23.04.2020 года ФИО1 было отказано в удовлетворении ее заявки со ссылкой, в числе прочего на необходимость перевода всего многоквартирного дома на индивидуальные источники тепловой энергии, при этом АО «Газпром газораспределение Липецк» указало о готовности рассмотреть возможность перевода на индивидуальное отопление всего многоквартирного жилого дома после урегулирования всех требований действующего законодательства по данному вопросу. Так же было указанно, что в соответствии с п. 1 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 установлено, что возможно подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства.
ФИО1 обратилась в УФАС по Липецкой области с заявлением о проведении проверки по факту отказа АО «Газпром газораспределение Липецк» в удовлетворении ее заявки о заключении договора о подключении (технологическом) присоединении объекта капитального строительства.
Постановлением заместителя руководителя управления – начальником отдела защиты конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы России по Липецкой области ФИО2 от 04.08.2020 года прекращено производство по делу об административном правонарушении №048/04/9.21-598/2020, возбужденному в отношении АО «Газпром газораспределение Липецк» в лице филиала АО «Газпром газораспределение Липецк» в г. Липецке по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> газифицировано и оснащено только газовой плитой, изменение схемы газоснабжения дома потребует изменение параметров ранее выданных технических условий, а следовательно потребуется заключение договора на техническое подключение. Так же из материалов дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении усматривается, что ФИО1 обратилась в АО «Газпром газораспределение Липецк» с заявкой о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения, в связи с чем вывод, изложенный в постановлении о прекращении производства по делу от 04.08.2020 года о том, что АО «Газпром газораспределение Липецк» был дан ответ на заявку о заключении вышеназванного договора обоснован. При этом довод ФИО1 о том, что АО «Газпром газораспределение Липецк» следовало рассматривать заявку на выдачу технических условий на изменение схемы газоснабжения судом не принимается ввиду следующего.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2013 г. N 1314 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в следующем порядке: в) заключение договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее - договор о подключении) с приложением технических условий, являющихся неотъемлемым приложением к договору о подключении, по типовым формам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 г. N 713…
С учетом указанного выше, рассмотрение вопроса о выдаче технических условий не дифференцированно от рассмотрения вопроса о заключении договора о технологическом присоединении газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям.
Пунктом 15 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрено, что запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
В соответствии ответом на запрос Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Липецка №3702-01-09 от 15.07.2020 года в администрацию г.Липецка - обращение от ФИО1 по вопросу перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> для перехода на индивидуальное отопление с использованием индивидуального теплогенератора на газовом топливе не поступало. Существующей схемой теплоснабжения перевод указанного жилого помещения в многоквартирном <адрес> и самого многоквартирного дома на индивидуальные источники теплоснабжения не предусмотрен.
Данное обстоятельство подтверждено показаниями свидетеля ФИО8 являющегося главным инженером АО «Газпром газораспределение Липецк», который в судебном заседании 12.02.2021 года указал, что технические условия выдаются для того, что бы подключить квартиру к поставке газа, это означает, что произойдёт подключение нового оборудования, установленного в жилом помещении к сетям газораспределения. При подготовке технических условий устанавливают параметры давления газа к точке подключения. В доме № <адрес> согласно технической документации, давление газа в точке присоединения 130 мм/ВС, в настоящее время измерения производятся в МПа. При разработке технической документации для газификации дома рассчитывается коэффициент одновременности работы, это тот фактор, который показывает, сколько квартир могут зажечь газ (духовой шкаф и 4 конфорки) в доме одновременно. Этот показатель был от 0,25 до 0,3. Эти данные показывают, что четыре квартиры в доме могут сразу зажечь духовку и четыре конфорки в квартире. Указал, что в связи с этим проектировщики закладывали диаметр труб для газификации многоквартирного дома. В доме <адрес> установлены разные газовые плиты. Давление газа перед горелкой - 120 мм, подача газа - 130 мм, разница давления объясняется потерей давления газа при подаче. В случае подключения нового оборудования давление в сети может просесть, т.к. новый источник будет потреблять газа больше, чем положено по нормативу. При этом если не достаточно газа в системе, при проседании давления он будет оставаться в конфорке, не поднимаясь к рассекателю горелки. Установка газового котла в одной из квартир многоквартирного дома приведет к тому, что давление в газораспределительной системе пропадет. Это может привести к порче газового оборудования в одной из квартир многоквартирного дома. Более того, указал, что если будет установлен газовый котел в одной из квартир многоквартирного дома, то будет необходимо оборудовать дымоход, который должен находиться выше кровли дома на 1 метр. Дымоход прокладывается по наружной стене дома, которая является общим имуществом многоквартирного дома. Если одна из квартир установит газовый котел, то остальные квартиры будут лишены возможности установить дымоход по наружной стене дома, так как там не останется для этого места. Поэтому и необходимо переводить сразу все жилые помещения в многоквартирном доме на газовое отопление. При этом объяснил, что прокладывается один общий дымоход, который устанавливается без ущерба для архитектурного облика дома. В связи с этим указал, что одну квартиру в многоквартирном доме переводить на газовое отопление нельзя, поскольку это будет нарушать права остальных жителей многоквартирного дома. Более того объяснил, что газовый котел потребляет газа в два раза больше, а для отопления всей квартиры требуется газа в несколько раз больше, чем предусмотрено нормативом поставки газа в жилое помещение. В связи с чем указал, что существующий газопровод который осуществляет газоснабжение в доме № <адрес> не рассчитан на подключение газового котла в жилом помещении. Поэтому выдача технических условий, которые рассчитывают все риски при переустройстве квартиры, не может быть произведена при сложившейся ситуации. Вся проектная документация, которая представлена на указанный дом, говорит о том, что данный дом можно оборудовать только 12 газовыми плитами, на другое газовое оборудование проект не рассчитан.
Таким образом, с учетом изложенного, технологическое присоединение нового газового оборудования к сети газораспределения возможно только при наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) и при наличии свободной мощности газа в соответствующей точке подключения (технологического присоединения), которая в данной ситуации отсутствует, поскольку указанный многоквартирный дом рассчитан на определенное потребление газа, что и было указанно в ответе АО «Газпром газораспределение Липецк». Более того, суд полагает необходимым отметить, что соблюдение требований законодательства, регулирующего вопросы газоснабжения и газораспределения имеет высокую социальную значимость и находится под постоянным особым контролем со стороны государства, в связи с этим при рассмотрении обращений граждан необходимо просчитывать все возможные риски, связанные с установкой газового оборудования.
В соответствии с п.п. 61, 61.1 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2013 г. N 1314 заявка о подключении (технологическом присоединении) подается заявителем в случае:
а) необходимости подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения объекта капитального строительства;
б) увеличения объема потребления газа, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 61.1 настоящих Правил;
В случае изменения схемы газоснабжения подключенного объекта капитального строительства в границах земельного участка, на котором расположен объект капитального строительства, не влекущего изменение параметров ранее выданных технических условий, и отсутствия необходимости фактического присоединения, кроме случая, указанного в абзаце втором настоящего пункта, заявитель направляет исполнителю уведомление о предстоящем изменении схемы газоснабжения подключенного объекта капитального строительства не позднее чем за 10 рабочих дней до начала работ по изменению схемы газоснабжения с указанием характера изменений.
В случае проведения замены (реконструкции) газоиспользующего оборудования, при которой его максимальный часовой расход газа не превышает параметров, указанных в выданных технических условиях, заявитель направляет исполнителю уведомление о предстоящей замене не позднее чем за 10 рабочих дней до начала работ по замене (реконструкции) газоиспользующего оборудования с указанием максимального часового расхода газа устанавливаемого газоиспользующего оборудования.
Так же суд полагает обоснованным вывод, сделанный в ответе АО «Газпром газораспределение Липецк» относительно того, что указанные правила определяют порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства.
Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации ОКС - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Согласно ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования).
В Национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 51929-2014 "Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения" (утвержден и введен в действие приказом Росстандарта от 11 июня 2014 г. N 543-ст) содержится более широкое определение: многоквартирный дом - это оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющий надземную и подземную части, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения, помещения общего пользования, не являющиеся частями квартир, иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам, и жилые помещения, предназначенные для постоянного проживания двух и более семей, имеющие самостоятельные выходы к помещениям общего пользования в таком доме (за исключением сблокированных зданий); в состав многоквартирного дома входят встроенные и (или) пристроенные нежилые помещения, а также придомовая территория (земельный участок) (пункт 3.21).
Как видно из содержания приведенных норм, они не относят к объектам капитального строительства жилые и нежилые помещения, в том числе квартиры.
Проанализировав выводы, изложенные в жалобе на постановление о прекращении производства по делу, относительно понятия ОКС, суд приходит к выводу, что они основаны на неправильном толковании закона, в связи с чем судом отклоняются.
Более того, с учетом анализа вышеприведённых норм, суд приходит к выводу, что действующее законодательство не предусматривает возможности перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления.
В постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении сделан правильный вывод о том, что поскольку квартиры не относятся к объектам капитального строительства, соответственно подключение квартиры, расположенной в многоквартирном доме к сетям газораспределения не регулируется Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2013 г. N 1314, в связи с чем заявка ФИО1 от 17.04.2020 года ни по содержанию, ни по прилагаемым документам не является заявкой о заключении договора о подключении объекта капитального строительства к сетям газораспределения.
Довод представителя ФИО1 по доверенности ФИО3 о том, что обращение в АО «Газпром газораспределение Липецк» в лице филиала АО «Газпром газораспределение Липецк» в г. Липецке было относительно устройства системы газоснабжения, а не системы теплоснабжения, как указанно в обжалуемом постановлении, не принимается судом в качестве основания к отмене обжалуемого постановления, поскольку установка газового котла в квартире приведет к изменению системы теплоснабжения, как отдельного жилого помещения, так и системы теплоснабжения всего многоквартирного дома, что и было отражено в обжалуемом постановлении и ответе на заявку.
При этом суд принимает во внимание, что при обращении ФИО1 в АО «Газпром газораспределение Липецк» ею было указанно, что технические условия ей необходимо согласовать для установки в квартире газового котла с целью перевода системы отопления квартиры на индивидуальное газовое, более того, в судебном заседании ее представитель по доверенности ФИО6 указал на возможность последующего отключения данного жилого помещения от источника центрального отопления. При этом суд полагает необходимым отметить следующее.
В соответствии со ст. ст. 25, 26 Жилищного кодекса Российской Федерации установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования являются переустройством жилого помещения, которое проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо обязано представить в орган, осуществляющий согласование, предусмотренный законом пакет документов.
В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, а также электрическое (газовое) оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170, устанавливают, что переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускается (пункт 1.7.2).
Федеральным законом от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что система инженерно-технического обеспечения является одной из систем здания или сооружения, предназначенной для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (пп. 21 п. 2 ст. 2).
Параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации, при этом согласно имеющегося ответа департамента ЖКХ администрации г. Липецка от 19.07.2020 года существующая схема теплоснабжения не предусматривает перевод данного многоквартирного дома на индивидуальные источники теплоснабжения.
По смыслу приведенных выше правовых норм любое переустройство жилого помещения затрагивает единую общедомовую инженерную систему, принятие подобного решения без согласия всех собственников жилых помещений в многоквартирном доме может являться нарушением их законных интересов и прав, к тому же, как было указанно свидетелем главным инженером АО «Газпром газораспределение Липецк» ФИО8 устройство дымохода осуществляется по общедомовой стене многоквартирного дома, являющейся общим имуществом многоквартирного дома, в связи с чем без получения соответствующих разрешений и согласия всех собственников многоквартирного дома решение указанного вопроса не допустимо. С учетом изложенного, вывод, указанный в ответе АО «Газпром газораспределение Липецк» о возможности перевода всего многоквартирного жилого дома на индивидуальное отопление, после урегулирования всех требований действующего законодательства является обоснованным.
Согласно ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1и 1.1 статьи 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Частью 5 ст. 28.1 КоАП РФ предусмотрено, что в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в п. 1 и 3 ч. 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Довод ФИО3 о не извещении ФИО1 о дате и времени рассмотрения заявления ФИО1 нахожу несостоятельным, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, согласно ч. 3 ст. 25.2 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего.
Поскольку 04.08.2020 года заместителем руководителя управления – начальником отдела защиты конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы России по Липецкой области ФИО2 принято процессуальное решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, - в связи с отсутствием события административного правонарушения, в отношении АО «Газпром газораспределение Липецк» в лице филиала АО «Газпром газораспределение Липецк» в г. Липецке, извещение заявителя ФИО1 и АО «Газпром газораспределение Липецк» о дате и времени вынесения процессуальных решений не требовалось в связи с отсутствием субъекта административной ответственности, и как следствие, иных юридических оснований административной ответственности.
Не могут послужить основанием к отмене обжалуемого постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении и иные доводы жалобы.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение всех обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Указанные требования закона при вынесении постановления о прекращении производства по делу полностью соблюдены.
В силу п.1 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В соответствии с имеющимися в деле доказательствами, в постановлении заместителя руководителя управления – начальника отдела защиты конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы России по Липецкой области ФИО2 от 04.08.2020 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении №048/04/9.21-598/2020, возбужденному в отношении АО «Газпром газораспределение Липецк» в лице филиала АО «Газпром газораспределение Липецк» в г. Липецке по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сделан обоснованный вывод об отсутствии в действиях АО «Газпром газораспределение Липецк» события административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 9.21 КоАП РФ и необходимости прекращения производства по делу по п.1 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.
При этом суд учитывает, что в силу абзаца 2 пункта 5 Постановления Пленума ВАС РФ № 30 от 30.06.2008 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» вмешательство антимонопольного органа в сферу гражданских отношений, основанных на началах юридического равенства сторон (ст. 2 ГК РФ) и лишь осложненных публичными элементами регулирования не допускается.
Каких-либо нарушений норм материального или процессуального права при прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении АО «Газпром газораспределение Липецк» в лице филиала АО «Газпром газораспределение Липецк» в г. Липецке, являющихся основанием к отмене принятого постановления, не установлено.
Учитывая вышеизложенное, постановление заместителя руководителя управления – начальника отдела защиты конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы России по Липецкой области ФИО2 от 04.08.2020 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении №048/04/9.21-598/2020, возбужденному в отношении АО «Газпром газораспределение Липецк» в лице филиала АО «Газпром газораспределение Липецк» в г. Липецке по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием события административного правонарушения является законным и обоснованным, оснований для отмены, предусмотренных ст. 30.7 КоАП РФ, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя руководителя управления – начальника отдела защиты конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы России по Липецкой области ФИО2 от 04.08.2020 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении №048/04/9.21-598/2020, возбужденному в отношении АО «Газпром газораспределение Липецк» в лице филиала АО «Газпром газораспределение Липецк» в г. Липецке по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием события административного правонарушения оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд города Липецка в течение десяти суток со дня получения копии решения.
Судья (подпись) Н.В.Амбарцумян