Дело № 12-15/2021
Р Е Ш Е Н И Е
г. Духовщина 25 мая 2021 года
Духовщинский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего судьи Миглина А.Э.,
при секретаре Байрамалиевой Ю.А.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), возбужденном в отношении заместителя Главы муниципального образования «Духовщинский район» Смоленской области ФИО1 (далее заместитель Главы),
с жалобой заместителя Главы на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (далее УФАС России по Смоленской области) от 01.04.2021 года о назначении административного наказания,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель Главы муниципального образования «Духовщинский район» Смоленской области ФИО1 постановлением руководителя УФАС по Смоленской области от 01.04.2021 года за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ был подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Заместитель Главы обратился в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, указав, что хотя в его действиях формально и присутствует состав административного правонарушения, однако, при решении вопроса о наказании не в полной мере оценены конкретные обстоятельства дела, а так же не установлены смягчающие обстоятельства, характер правонарушения, его последствия, сведения о имущественном положении лица. Полагает, что имеются основания для прекращения производства по делу в виду малозначительности совершенного административного правонарушения, в связи с чем просит вышеуказанное постановление отменить.
В судебное заседание Заместитель Главы не явился, представив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, доводы жалобы поддержал в полном объёме.
Представитель Департамента не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса.
Согласно материалам дела в адрес УФАС России по Смоленской области 14.05.2020 года поступила жалоба ООО «<данные изъяты> (далее Заявитель) на положения документации об аукционе муниципального заказчика – Администрации МО «Духовщинский район» Смоленской области (далее Администрация) при проведении электронного аукциона: «Ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Духовщинского городского поселения Духовщинского района Смоленской области» (извещение №). Муниципальным заказчиком по данному аукциону являлась Администрация.
В ходе рассмотрения жалобы и проведенной внеплановой проверки Комиссией Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) установлено следующее.
ДД.ММ.ГГГГ Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок <адрес> размещены извещение № о проведении электронного аукциона «Ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Духовщинского городского поселения <адрес>» и документация об аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта <данные изъяты> рублей.
Согласно ч.1 ст.59 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее ФЗ) под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
1. В соответствии с п.п.1 и 2 ч.1 ст.64 ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги (пункт 1); требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч.3 - 6 ст.66 ФЗ и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе (пункт 2).
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен указывать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.66 ФЗ заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
В соответствии с ч.3 ст.66 Закона первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного ч.3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В п.9.3 Инструкции участникам закупки указано, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать информацию, предусмотренную п.15 Информационной карты.
Пунктом 11 Информационной карты электронного аукциона предусмотрено, что в составе первой части заявки на участие в данном аукционе должны быть представлены:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Объектом закупки является выполнение ремонтных работ автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Инструкция по заполнению первой части заявки представлена в Приложении №.
В Техническом задании – Приложении № к Информационной карте, представлены основные применяемые материалы, изделия, оборудование и их характеристики: эмульсия битумная дорожная по ГОСТ Р 52128-2003 «Эмульсии битумные дорожные» и асфальтобетонная смесь плотная мелкозернистая по ГОСТ 9128-2013 «Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия».
Как указано выше, в соответствии с ч.3 ст.66 ФЗ (в редакции ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 449-ФЗ, действующей с ДД.ММ.ГГГГ) первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного ч.3.1 статьи 66 ФЗ, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Вместе с тем, в действующей до 01.01.2020 редакции ФЗ ч.3 ст.66 ФЗ были установлены следующие требования к содержанию первой части заявки на участие в аукционе:
«Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 данного закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе».
Таким образом, законодатель изменил регулирование правоотношений в спорной части, определив, что первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать конкретные показатели только того товара, который будет поставляться при выполнении работ, разделяя понятия «используемого» при выполнении работ товара» и «поставляемого» при выполнении таких работ товара.
Комиссия установила, что материалы, указанные в Приложении № 2 к Информационной карте документации об электронном аукционе, будут использоваться для выполнения работ, при этом поставка какого-либо товара не предполагается, таким образом, согласно требований ч.3 ст.66 ФЗ, участнику закупки необходимо было представить только согласие на выполнение ремонтных работ.
Следовательно, при формировании аукционной документации Заказчиком были нарушены требования ч.3 ст.66 Закона.
2. В соответствии с ч.4 ст.34 ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 5 ст.34 ФЗ определено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.8 ст.34 ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Подпунктом «и» п.2 Изменений, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 №1042, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1011, (далее Изменения) установлено в п.п.11 и 12 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 №1042 (далее Правила), слова «начисленной неустойки (штрафов, пени)» заменить словами «начисленных штрафов».
В соответствии с п.1 Правил определения размера штрафа данные Правила устанавливают порядок определения в контракте размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом и размера штрафа, начисляемого за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом.
В силу п.11 указанных Правил общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
Пунктом 12 Правил определения размера штрафа определено, что общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
При этом Заказчиком в п.п.9.8 и 9.9 проекта контракта установлено, что общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение «Подрядчиком» обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта, и общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение «Заказчиком» обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
Как указано выше, в Изменениях слова «начисленной неустойки (штрафов, пени)» заменены на слова «начисленных штрафов», однако в проекте контракта они присутствуют, что свидетельствует о нарушении Заказчиком требований ч.ч.5 и 8 ст.34 и ч.4 ст.64 ФЗ.
С учётом выщеизложенного Комиссия пришла к выводу о том, что муниципальным заказчиком – Администрацией муниципального образования «Духовщинский район» Смоленской области при проведении электронного аукциона: «Ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Духовщинского городского поселения Духовщинского района Смоленской области» были нарушены требований п.1 ч.1 ст.31, ч.ч.5, 8 ст.34, п.2 ч.1, ч.ч.3, 4 ст.64, ч.3 и п.2 ч.5 ст.66 ФЗ.
В соответствии с ч.4.2. ст.7.30 КоАП РФ утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела в действиях ФИО1 содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ, т.к. являясь должностным лицом заказчика – заместителем Главы муниципального образования «Духовщинский район» Смоленской области, он обязан был выполнять императивные требования законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия, направленные на утверждение документации об аукционе с нарушением требований ФЗ.
В соответствии со ст.107 ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Событие административного правонарушения указано в данном постановлении выше, подтверждается материалами дела об административном правонарушении.
Исследованные в судебном заседании доказательства с точки зрения относимости и допустимости соответствуют требованиям КоАП РФ.
Процедура привлечения к ответственности соблюдена.
В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
По смыслу данной статьи малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, которое хотя формально и содержит признаки состава правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения, роли правонарушителя, размера и тяжести наступивших последствий не представляет собой существенного нарушения охраняемых общественных отношений. При этом сама по себе, санкция, предусмотренная законом за совершенное административное правонарушение, не является безусловным основанием для не применения положений ст.2.9 КоАП РФ.
Согласно п.21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 (ред. от «19.12.2013 года) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Учитывая характер совершенного правонарушения, связанного с существенным нарушением должностным лицом муниципального заказчика требований закона и создания условий для развития добросовестной конкуренции, а также обеспечение эффективного использования бюджетных средств, оно не может быть признано малозначительным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 и 30.8 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление руководителя УФАС России по Смоленской области от 01.04.2021 года о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, возбужденном в отношении заместителя Главы муниципального образования «Духовщинский район» Смоленской области Федорова ФИО5 по ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу, - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления через Духовщинский районный суд.
Судья А.Э. Миглин