Судья Бавиева Л.И. Дело № 7-163/2022
№ 12-15/2022
Р Е Ш Е Н И Е
4 марта 2022 года г. Астрахань
Судья Астраханского областного суда Стёпин А.Б. при помощнике судьи Шнейдмиллер Л.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Альвари-Рус» на решение Приволжского районного суда Астраханской области от 3 февраля 2022 года, постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Астраханской области Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям от 29 декабря 2021 года о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Астраханской области Межрегионального Управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям № № от 29 декабря 2021 года общество с ограниченной ответственностью «Альвари-Рус» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.
Решением Приволжского районного суда Астраханской области от 3 февраля 2022 года жалоба общества с ограниченной ответственностью «Альвари-Рус» оставлена без удовлетворения.
В жалобе обществом с ограниченной ответственностью «Альвари-Рус» ставится вопрос об отмене решения суда и постановления административного органа ввиду их незаконности и необоснованности, прекращении производства по делу по основаниям отсутствия состава и события административного правонарушения.
Выслушав защитника Ишмуратову Д.Р. поддержавшую жалобу, представителей Межрегионального Управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям Календирову Т.В., Власова Ю.П. не согласившихся с жалобой, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены решения районного суда и постановления административного органа.
В соответствии с частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды (часть 1). При выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства должны быть разработаны и реализованы мероприятия по охране окружающей среды, в том числе мероприятия по восстановлению природной среды, мероприятия по рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2).
Статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2).
На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (пункт 3 статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почв (статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как видно из материалов дела 24 ноября 2021 года в рамках внеплановой выездной проверки в отношении общества с ограниченной ответственностью «Альвари-Рус» по поручению Центрального аппарата Росприроднадзора, проведенной на основании Решения от 9 ноября 2021 года № 1993, проведен осмотр территории объекта № 12-0130-000498-П «Производственная база (терминал для перевалки грузов)» общества с ограниченной ответственностью «Альвари-Рус» по адресу: Астраханская область, Приволжский район, п. Ассадулаево, ул. Зеленая, 9а.
По указанному адресу на момент осмотра обществом с ограниченной ответственностью «Альвари-Рус» осуществлялась деятельность по накоплению (хранению) нефтесодержащих отходов в ёмкости (открытого типа, круглой формы, представленное в виде кирпичной стены, наличие дна не установлено), оборудованной на земельном участке №
В ходе осмотра 24 ноября 2021 года специалистами аккредитованной лаборатории ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Астраханской области отобраны пробы отхода из вышеуказанной ёмкости, а также пробы почвы на земельном участке, прилегающем к емкости с нефтесодержащим отходом (для сравнения отобраны фоновые пробы почвы в местах, расположенных за пределами объекта и лишённых негативного воздействия в виде загрязнения нефтеотходами).
Согласно заключению по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний от 30 ноября 2021 года № 232 ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Астраханской области, в пробах почвы на земельном участке, прилегающем к емкости с нефтесодержащим отходом, выявлены превышения по содержанию нефтепродуктов в 3,66 раз в точках № 1 по отношению к фоновой точке № 3; в 4,09 раз в точках № 2 по отношению к фоновой точке № 4; в 2,23 раз в точках № 5 по отношению к фоновой точке № 3; в 2,24 раза в точках № 6 по отношению к фоновой точке № 4. Согласно Заключению от 1 декабря 2021 года № 235 отобранный отход относится к III классу опасности. Согласно Выписки из ЕГРН от 19 ноября 2021 года № № земельный участок с кадастровым номером № находится в собственности общества с ограниченной ответственностью «Альвари-Рус» с 14 марта 2019 года, чем нарушены требования частей 1, 2 статьи 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статей 12, 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 21 декабря 2021 года, актом внеплановой проверки от 10 декабря 2021 года № 1993/22021, фотоматериалами, протоколом осмотра от 17 ноября 2021 года, протоколом и актом отбора проб, протоколом испытаний, экспертным заключением № 232 от 30 ноября 2021 года, оцененными в совокупности с другими собранными по делу доказательствами в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах действия общества с ограниченной ответственностью «Альвари-Рус»» правильно квалифицированы по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что общество не согласно с представлением об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения, акт о загрязнении земель не составлен, не допрошен эксперт Рац Е.В., являются несостоятельными, поскольку не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения.
Доводы жалобы о том, что экспертное заключение является недопустимым доказательством по делу, не установлена личность эксперта, не подтверждено, что обществом допущено уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земли и каким способом, также несостоятельны, поскольку не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Не может служить основанием для отмены вынесенного судом решения и довод жалобы о том, что постановление не содержит точной квалификации правонарушения, не указано, какие меры по соблюдению правил и норм не выполнены обществом, не установлена причинная связь между действиями (бездействием) общества и наступлением последствий, поскольку указанные обстоятельства рассматривались судом первой инстанции и им дана правовая оценка, оснований не согласиться с которой не имеется.
Сведений о том, что нарушены порядок и методика отбора проб в материалы дела не представлено.
Доводов, свидетельствующих о том, что судом при рассмотрении дела были допущены существенные нарушения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли явиться основанием к отмене обжалуемого судебного акта, жалоба не содержит.
Административное наказание назначено в соответствии с санкцией части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом всех обстоятельств, установленных по делу.
Руководствуясь статьями 30.1 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
решение Приволжского районного суда Астраханской области от 3 февраля 2022 года оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Альвари-Рус» – без удовлетворения.
Судья Астраханского
областного суда А.Б. Стёпин