ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-15/2022 от 07.04.2022 Чебаркульского городского суда (Челябинская область)

Дело

Дело

РЕШЕНИЕ

07 апреля 2022 года

Судья Чебаркульского городского суда Мохначёва С.Л., при секретаре ФИО1, рассмотрев жалобы представителя ООО «Чебаркульская птица» - Н.А. Захаровой, действующей на основании доверенности на Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Невинного К.Б. от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Чебаркульская птица» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 ст.8.2 КоАП РФ и на Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Невинного К.Б. от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Чебаркульская птица» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 ст.8.2 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Невинного К.Б. от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Чебаркульская птица» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 рублей (л.д.20-32).

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Невинного К.Б. от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Чебаркульская птица» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 рублей (л.д.109-121).

Представителем ООО «Чебаркульская птица» - Захаровой Н.А., действующей на основании доверенности поданы жалобы, в которых просят отменить постановления по делам об административных правонарушениях, указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ выдано предписание -О о возложении обязанности разработать и утвердить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и получить документ об утверждении до ДД.ММ.ГГГГ, приказом -Ч от ДД.ММ.ГГГГ срок исполнения предписания продлен до ДД.ММ.ГГГГ. Предписание исполнено, разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и получен документ об их утверждении сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Постановлениями старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Невинного К.Б. от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что нарушения имели место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, однако в это время не истек срок для выполнения предписания -О от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем юридическое лицо не может быть привлечено дважды к административной ответственности (л.д.2-4, 92-94).

В судебное заседание представитель ООО «Чебаркульская птица», должностное лицо - старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Невинный К.Б. не явились, извещены.

Изучив жалобы с представленными документами и материалы дел об административных правонарушениях, судья пришел к следующим выводам.

Согласно ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон №89-ФЗ).

В силу ст. 11 Федерального закона №89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами, в том числе разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно положениям п.1 ст.18 указанного Федерального закона в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (п. 2 ст. 18 Федерального закона №89-ФЗ).

Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды (п. 3 ст. 18 Федерального закона №89-ФЗ).

В целях реализации п.7 ст.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в соответствии с подпунктом ДД.ММ.ГГГГ пункта 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Такой Порядок был утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (действовал на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ).

Пунктом 2 указанного Порядка предусмотрено, что в случае наличия у юридического лица филиала(ов) и обособленных подразделений, расположенных в пределах одного субъекта Российской Федерации, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение может (по усмотрению хозяйствующего субъекта) разрабатываться отдельно для филиала(ов) и обособленного подразделения.

Пунктом 4 указанного Порядка определено, что проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.

В силу п.1 ст.24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

В Постановлении старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Невинного К.Б. от ДД.ММ.ГГГГ указано, что юридическое лицо ООО «Чебаркульская птица» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ допущено неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на объекте НВОС -П Тимирязевское центральное отделение ООО «Чебаркульская птица» по адресу: . Дата совершения (выявления) правонарушения – ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20-32).

При этом указано, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ООО «Чебаркульская птица» осуществляло хозяйственную деятельность на объекте НВОС П Тимирязевское центральное отделение ООО «Чебаркульская птица» по адресу: , сопровождающуюся образованием отходов, в отсутствие Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и Документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (л.д.20-32).

В Постановлении старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Невинного К.Б. от ДД.ММ.ГГГГ указано, что юридическое лицо ООО «Чебаркульская птица» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ допущено неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на объекте объект НВОС -П, Цех выращивания кур мясных пород ООО «Чебаркульская птица» по адресу: . Дата совершения (выявления) правонарушения – ДД.ММ.ГГГГ (л.д.109-121).

При этом указано, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ООО «Чебаркульская птица» осуществляло хозяйственную деятельность на объекте НВОС -П, Цех выращивания кур мясных пород ООО «Чебаркульская птица» по адресу: , сопровождающуюся образованием отходов, в отсутствие Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и Документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (л.д.109-121).

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по выдано предписание -О об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, а именно разработать и утвердить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и получить документ об утверждении до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14).

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по выдано предписание -О об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, а именно разработать и утвердить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и получить документ об утверждении до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13).

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по выдано предписание -О об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, а именно разработать и утвердить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и получить документ об утверждении до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11).

Приказом -Ч от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом пункта 1 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ, поручения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №ММ-П36-1945, писем Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ-О/10/П-2261, от ДД.ММ.ГГГГ-О/10/П-2382, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ №СР-11-00-31/8637, в связи с реализацией органами государственной власти комплекса мероприятий, направленных на нераспространение новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), срок исполнения предписания -О от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, а именно разработать и утвердить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и получить документ об утверждении, продлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12).

Актом проверки Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ-Ч установлено, что предписание -О от ДД.ММ.ГГГГ выполнено ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15-19).

В ходе проведения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ плановой выездной проверки должностными лицами Росприроднадзора установлено, что ООО «Чебаркульская птица», на объекте НВОС -П, расположенном по адресу: , и на объекте НВОС -П, Цех выращивания кур мясных пород ООО «Чебаркульская птица», расположенном по адресу: , допустило неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что отражено в акте (л.д.54-74).

По информации, имеющейся в Уральском межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ООО «Чебаркульская птица» в 2012 году был разработан Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ООО «Чебаркульская птица», Комплекс выращивания цыплят бройлеров , Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ООО «Чебаркульская птица» (комплекс выращивания цыплят-бройлеров ) от ДД.ММ.ГГГГ, выдан Управлением Росприроднадзора по . Лимит на размещение отходов установлен с ДД.ММ.ГГГГ сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья, срок действия которого закончился ДД.ММ.ГГГГ, а также был разработан Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ООО «Чебаркульская птица», , Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ООО «Чебаркульская птица» ( административный корпус, комплекс выращивания кур мясных пород, комплекс по убою и переработке мяса птицы, комплекс выращивания кур мясных пород, комплекс по убою и переработке мяса птицы, комплекс животноводства и растениеводства) от ДД.ММ.ГГГГ, выдан Управлением Росприроднадзора по . Лимит на размещение отходов установлен с ДД.ММ.ГГГГ сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья, срок действия которого закончился ДД.ММ.ГГГГ.

Документ -Ч об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ООО «Чебаркульская птица», на объекте I категории негативного воздействия на окружающую среду рег.-П «Тимирязевское (центральное) отделение», по адресу: , утвержден приказом Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ-Ч, со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6-10).

Документ -Ч об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ООО «Чебаркульская птица», на объекте I категории негативного воздействия на окружающую среду рег.-П «Цех выращивания кур мясных пород», по адресу: , утвержден приказом Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ-Ч, со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.96-99).

ООО «Чебаркульская птица» фактически требование об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, а именно разработать и утвердить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и получить документ об утверждении исполнило ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные обстоятельства зафиксированы и подтверждаются: протоколами об административных правонарушениях (л.д.33-37, 122-130), актом выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.54-74), Документами -Ч и -Ч; предписанием -О об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13); предписанием -О об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11); приказом -Ч от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12).

Учитывая изложенное, должностное лицо пришло к правильному выводу, что действия ООО «Чебаркульская птица» - неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на объекте I категории негативного воздействия на окружающую среду рег.-П «Тимирязевское (центральное) отделение», по адресу: и на объекте I категории негативного воздействия на окружающую среду рег.-П «Цех выращивания кур мясных пород», по адресу: образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.8.2 КоАП РФ.

Вместе с тем, полагаю, что в данном случае имеются основания для изменения вынесенных должностным лицом Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Невинным К.Б. постановлений по делам об административных правонарушениях и от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Чебаркульская птица» по ч.7 ст.8.2 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Частью 5 статьи 4.1 КоАП РФ в свою очередь установлено, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

В силу части 1 статьи 4.4 КоАП РФ административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение при совершении лицом двух и более административных правонарушений.

Частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ установлено, что при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Исходя из приведенных правовых норм, если лицом совершено одно противоправное действие, содержащее состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена одной частью одной статьи КоАП РФ, это лицо не может быть дважды подвергнуто административному наказанию за его совершение независимо от количества объектов посягательства.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в абз. 9 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если из протоколов об административных правонарушениях усматривается наличие оснований для назначения одного административного наказания по правилам части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, то следует вынести определение об объединении таких материалов и рассмотреть их в одном производстве с вынесением одного постановления.

Полагаю, что приведенная правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации об основаниях для объединения дел об административных правонарушениях применима и в случае совершения лицом одного действия (бездействия), содержащего состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена одной частью одной статьи КоАП РФ, что и послужило основанием для объединения производства по указанным выше делам и .

Таким образом, поскольку вышеизложенные обстоятельства должностным лицом Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования при рассмотрении дела были оставлены без внимания, принятые по делу акты подлежат изменению путем исключения двойного привлечения ООО «Чебаркульская птица» к административной ответственности за совершение одного административного правонарушения, что не противоречит положению пункта 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, так как не ухудшает положение лица, привлеченного к административной ответственности.

При назначении административного наказания следует исходить из того, что уполномоченным должностным лицом надзорного органа оно назначено в минимальном размере за совершение одного административного правонарушения.

Довод ООО «Чебаркульская птица» о том, что юридическое лицо не может быть дважды привлечено за одно и то же правонарушение, поскольку привлечение к административной ответственности по ч.7 ст.8.2 КоАП РФ было осуществлено в период, когда не истек срок для выполнения предписания -О от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом приказа -Ч от ДД.ММ.ГГГГ обязывающего ООО «Чебаркульская птица» разработать и утвердить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и получить документ об утверждении, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, не может быть принят во внимание, поскольку ООО «Чебаркульская птица» в данном случае привлечено к административной ответственности не за неисполнение предписания должностного лица, а за неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, при этом наличие неистекшего срока, установленного для исполнения предписания не исключает возможности для привлечения к административной ответственности по ч.7 ст.8.2 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановления старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Невинного К.Б. и от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Чебаркульская птица» об административных правонарушениях, предусмотренных частью 7 статьи 8.2 КоАП РФ, изменить, исключив двойное привлечение к административной ответственности за совершенное административное правонарушение и назначить ООО «Чебаркульская птица» административное наказание по части 7 статьи 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 200000 (двести тысяч) рублей.

В остальной части состоявшиеся по делу постановления оставить без изменения, а жалобы представителя ООО «Чебаркульская птица» – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии в Челябинский областной суд через Чебаркульский городской суд.

Судья: