ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-15/2022 от 08.07.2022 Красночикойского районного суда (Забайкальский край)

Мировой судья Дело №12-15/2022

судебного участка Карчебная Н.В. УИД-

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном

правонарушении

8 июля 2022 года

Судья Красночикойского районного суда Забайкальского края Виноградова Ю.А., при секретаре Быковой Ю.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка Красночикойского судебного района от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка Красночикойского судебного района от ДД.ММ.ГГГГФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.15.33.2 КоАП РФ, подвергнут административному штрафу в размере 300 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 в пределах срока, установленного ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, подал жалобу, в которой считает вынесенное постановление незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, поскольку отчет по форме СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах» за ДД.ММ.ГГГГ года бухгалтерия ОВО – филиала ФГКУ УВНО ВГ РФ поподала вовремя, ДД.ММ.ГГГГ, но в отчете допустила ошибку, указав в качестве отчетного периода «ДД.ММ.ГГГГ вместо «ДД.ММ.ГГГГ». Опечатка вскрылась ДД.ММ.ГГГГ, корректирующие сведения отправлены незамедлительно. ДД.ММ.ГГГГ поступило письмо Исполнительной дирекции ГУ «Пенсионный фонд Российской Федерации» о рассмотрении возражения ОВО – филиала ФГКУ УВНО ВГ РФ пона решение отделения ПФР от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что действия отделения ПФР по привлечению страхователя к ответственности являются неправомерными.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу ФИО1 и должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, заместитель начальника Управления персонифицированного учета – начальник отдела взаимодействия со страхователями ГУ ОПФР поФИО2 в судебное заседание не явились, уведомлены о нем надлежащим образом. При таких обстоятельствах судья читает возможным рассмотреть жалобу на постановление по делу об административном правонарушении при данной явке.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.

Письмо Исполнительной дирекции ГУ «Пенсионный фонд Российской Федерации» о рассмотрении возражения ОВО – филиала ФГКУ УВНО ВГ РФ пона решение отделения ПФР от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что действия отделения ПФР по привлечению страхователя к ответственности являются неправомерными, не свидетельствуют о необоснованности обжалуемого решения, поскольку реализация страхователем права дополнять и уточнять переданные им ранее сведения о застрахованных лицах может иметь правовое значение при решении вопроса о наличии или отсутствии оснований для привлечения к страхователя к финансовой ответственности, но не исключает установленную КоАП РФ административную ответственность должностного лица, не выполнившего надлежащим образом предусмотренную указанной нормой обязанность по представлению сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в установленный срок.

Соответственно, приведенные доводы апелляционной жалобы не основаны на законе.

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья проверяет дело в полном объеме.

Задачами административного судопроизводства, в соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ предусмотрена административная ответственность: виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении. Сведения, которые должны быть указаны в нем, предусмотрены ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.

В соответствии с указанной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе событие административного правонарушения. Несоблюдение требований, предъявляемых ст. 28.2 КоАП РФ к содержанию протокола об административном правонарушении, неправильное описание события административного правонарушения может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу вменяемого правонарушения.

Требования указанных норм КоАП при рассмотрении дела не учтены.

Согласно ст. 15.33.2 КоАП РФ (здесь и далее нормы приведены в редакции, действовавшей по состоянию на сентябрь 2021 года) непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (далее – сведения индивидуального персонифицированного учета), а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 той же статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

В указанной норме объединены три альтернативных деяния:

- непредставление сведений индивидуального персонифицированного учета в установленный законодательством Российской Федерации срок;

- отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений индивидуального персонифицированного учета

- представление сведений индивидуального персонифицированного учета в неполном объеме или в искаженном виде.

Из протокола об административном правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 вменялось административное наказуемое деяние, выразившееся в нарушении срока представления отчетности форме СЗВ-М за ДД.ММ.ГГГГ года на 17 дней.

Исходя из положений ст. 26.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение, выходить за пределы которого недопустимо.

Однако мировой судья признала ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ, квалифицировав его действия одновременно как непредставление сведений индивидуального персонифицированного учета в установленный срок, отказ от представления сведений индивидуального персонифицированного учета, представление сведений индивидуального персонифицированного учета в неполном объеме или в искаженном виде.

При этом отказ от предоставления сведений индивидуального персонифицированного учета, представление их в неполном объеме или в искаженном виде ФИО1 не инкриминированы.

Кроме того, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении мировой судья пришел к противоречивому выводу о том, что должностное лицо ФИО1 не представил отчет по форме СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах» за ДД.ММ.ГГГГ года в установленные сроки, отчетность представлена ДД.ММ.ГГГГ при необходимости представления не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 1 ФЗ от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователями являются, в том числе, и юридические лица, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 настоящего Федерального закона) обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Документы в электронной форме, содержащие указанные сведения, должны быть подписаны электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи". Вид электронной подписи и порядок ее проверки устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.

Согласно п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения по форме СЗВ-М.

В соответствии с положениями ст. 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах.

Как следует из п. 5 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Соответственно, срок представления отчетности по форме СЗВ-М за ДД.ММ.ГГГГ года истекал ДД.ММ.ГГГГ.

Из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 отчетность по форме СЗВ-М «Исходная» за ДД.ММ.ГГГГ года представлена ДД.ММ.ГГГГ.

Установленные мировым судьей обстоятельства не свидетельствуют о нарушении ФИО1 сроков предоставления отчетности.

ФИО1 в апелляционной жалобе указывает, что отчет СЗВ-М за ДД.ММ.ГГГГ года представлен в органы Пенсионного фонда Российской Федерации своевременно, ДД.ММ.ГГГГ, но в нем допущена техническая ошибка, недостоверно указан отчетный период – ДД.ММ.ГГГГ года. ДД.ММ.ГГГГ указанная ошибка устранена путем направления исправленного отчета.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ОПФР поФИО3 указывает, что страхователем ДД.ММ.ГГГГ были представлены сведения по форме «СЗВ-М» по типу «исходная» с указанием отчетного периода ДД.ММ.ГГГГ года. Указанный отчет орган ПФР принял как сведения за ДД.ММ.ГГГГ года, поскольку представление отчета за ДД.ММ.ГГГГ года ДД.ММ.ГГГГ не исключено. Страхователь имел возможность и был обязан проверить представляемые сведения на предмет их достоверности.

Вместе с тем, как указано выше, нарушение в виде представления сведений по форме «СЗВ-М» в неполном объеме или в искаженном виде ФИО1 не вменялось.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

То обстоятельство, что орган ПФР сведения по форме «СЗВ-М», представленные ОВО ДД.ММ.ГГГГ, принял как сведения за ДД.ММ.ГГГГ года, не опровергают доводы ФИО1 и не свидетельствует о том, что ОВО – филиалом ФГКУ УВНО ВГ РФ поотчет за ДД.ММ.ГГГГ года представлен ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах привлечение ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ нельзя признать законным и обоснованным.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу, в том числе при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст.30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка Красночикойского судебного районаот ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.15.33.2 КоАП РФ, отменить.

Производство по делу прекратить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Решение вступает в законную силу с момента его вынесения и подлежит немедленному исполнению. Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Ю.А. Виноградова