Судья Тарасова Л.А. дело № 12-15/2022
Р Е Ш Е Н И Е
18 января 2022 года г. Пенза
Судья Пензенского областного суда Камынин Ю.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФИО1 – Куликова А.В. на постановление судьи Первомайского районного суда г. Пензы № 5-3038/2021 от 30 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Первомайского районного суда г. Пензы № 5-3038/2021 от 30 декабря 2021 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения.
В жалобе, поданной в Пензенский областной суд, защитник ФИО1 – Куликов А.В. просит постановление по делу об административном правонарушении отменить.
В обоснование жалобы указывает, что до 31 августа 2021 года ФИО1 состоял на миграционном учете по адресу: <адрес>.
Согласно приказа «ФГБОУ ВО «Пензенский государственный аграрный университет» от 17 августа 2021 года ФИО1 зачислен на 1 курса очной формы обучения за счет бюджетных ассигнований по образовательной программе высшего образования-бакалавриата направлению подготовки «35.03.04 Аграномия».
Полагает, что на основании части 7 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания в Российской Федерации ФИО1 должен был быть продлен «ФГБОУ ВО «Пензенский государственный аграрный университет», что образовательным учреждением не было выполнено.
ФИО1, участие которого в судебном заседании было обеспечено посредством использования системы видео-конференц связи, доводы жалобы поддержал по основаниям, в ней изложенным, дополнительно пояснил, что является гражданином <данные изъяты>, в 2019 году прибыл в Российскую Федерацию для обучения. В этом же году поступил на очное обучение в ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» по специальности радиотехника, в 2021 по собственному желанию перестал учиться в данном учебном заведении и поступил учиться по программе бакалавриата на очное отделение по специальности агрономия в «ФГБОУ ВО «Пензенский государственный аграрный университет». Образовательное учреждение предлагало поставить его на миграционный учет в общежитии, но он жил с девушкой на съемной квартире и отказался от этого. С 1 сентября 2021 года он находился на территории Российской Федерации без постановки миграционный учет.
Защитник Куликов А.В. доводы жалобы поддержал по обстоятельствам, в ней изложенным, заявил ходатайство о приобщении к делу архивной справки «ФГБОУ ВО «Пензенский государственный аграрный университет» от 13 января 2022 года, которое считаю необходимым удовлетворить.
Представитель ОП № 5 УМВД России по г. Пензе в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, прихожу к следующим выводам.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее- Федеральный закон N 115-ФЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона N 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, перечисленных в части 2 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ.
Согласно пункту 7 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в целях обучения и поступившего в образовательную организацию для получения образования по очной форме по образовательной программе бакалавриата продлевается до окончания срока обучения.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в целях обучения и поступившего в образовательную организацию для получения образования по очной образовательной программе бакалавриата, в случае перевода данного иностранного гражданина в другую образовательную организацию для продолжения обучения по очной форме по соответствующей образовательной программе продлевается до окончания срока обучения данного иностранного гражданина по очной форме по образовательной программе в образовательной организации, в которую он переводится для продолжения обучения.
Образовательная организация, в которой проходит обучение иностранный гражданин обязана обратиться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел с ходатайством о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации данного иностранного гражданина не позднее чем за двадцать дней до окончания срока его временного пребывания в Российской Федерации.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 29 декабря 2021 года в 16 часов, гражданин <данные изъяты> ФИО1, въехавший на территорию Российской Федерации 28 августа 2019 года через КПП «Домодедово», состоявший на миграционном учете сроком до 31 августа 2021 года, после окончания срока действия регистрации для ее продления в органах миграционного контроля не обращался, до настоящего времени находится незаконно на территории Российской Федерации, мер для продления регистрации не предпринял, в органы миграционного контроля не обращался.
Факт совершения указанного правонарушения и виновность ФИО1 подтверждаются совокупностью исследованных по делу доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении № от 29 декабря 2021 года, в котором изложены обстоятельства совершения административного правонарушения; протоколом об административном задержании ФИО1 от 29 декабря 2021 года; рапортом УУП ОУУП и ПДН ОП № 5 УМВД России по г. Пензе Я.А.О. от 29 декабря 2021 года; объяснениями ФИО1; сведениями АС ЦБДУИГ; копией паспорта ФИО1, имеющего гражданство <данные изъяты>; копией миграционной карты; копией бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.
Таким образом, совершенное ФИО1 деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно и объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективных и достоверных данных, подтверждающих законность пребывания ФИО1 на территории Российской Федерации на момент выявления правонарушения, материалы дела не содержат.
Наоборот из объяснений ФИО1 следует, что он отказался от предложения ФГБОУ ВО «Пензенский государственный аграрный университет» от постановки на миграционный учет в общежитии учебного заведения.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств без наличия на то оснований и не ставят под сомнение законность и обоснованность вынесенного по делу постановления.
Вместе с тем, по настоящему делу имеются основания для изменения вынесенного по делу постановления в части назначения наказания в виде административного принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в силу следующего.
Согласно приказу «ФГБОУ ВО «Пензенский государственный аграрный университет» № от 17 августа 2021 года и архивной справки данного учреждения от 13 января 2022 года, ФИО1 с 1 сентября 2021 года зачислен на первый курс очной формы обучения по образовательной программе высшего образования-бакалавриата по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований по направлению подготовки «35.03.04 Аграномия» и, как на момент составления протокола об административном правонарушения так и на момент рассмотрения дела, обучался в «ФГБОУ ВО «Пензенский государственный аграрный университет».
Согласно статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 года) вмешательство со стороны публичных властей в осуществление прав на уважение личной и семейной жизни не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Статьёй 2 этой же Конвенции установлено, что никому не может быть отказано в праве на образование; государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать такое образование и такое обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям.
Между тем исполнение административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации влечет невозможность получения ФИО1 образования, в связи с чем не исключено нарушение его права на образование.
При изложенных обстоятельствах, необходимость применения к ФИО1 столь суровой меры ответственности как административное выдворение за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства, не обоснована.
С учетом изложенного, постановление судьи Первомайского районного суда г. Пензы № 5-3038/2021 от 30 декабря 2021 года подлежит изменению путем исключения из него указания на назначение административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения, а ФИО1 освобождению из Центра временного содержания иностранных граждан УМВД России по Пензенской области.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Первомайского районного суда г. Пензы № 5-3038/2021 от 30 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина <данные изъяты> ФИО1, <данные изъяты> года рождения, изменить, исключив назначенное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения.
Освободить ФИО1 из Центра временного содержания иностранных граждан УМВД России по Пензенской области.
В остальной части постановление по делу об административном правонарушении оставить без изменения.
Жалобу защитника ФИО1 – Куликова А.В. удовлетворить частично.
Судья Пензенского областного суда Ю.П. Камынин