ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-15/2022 от 21.01.2022 Мегионского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

дело

86RS0-09

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

21 января 2022 года <адрес>

Судья Мегионского городского суда <адрес> - ФИО1ФИО4, с участием представителя заявителя ПАО "СН-МНГ" ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ПАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" на постановление Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) -ОН от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника отдела государственного экологического надзора в городе Нижневартовске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2-ОН от ДД.ММ.ГГГГ ПАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ПАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" (далее по тексту - ПАО "СН-МНГ"), в лице представителя по доверенности ФИО3 подана жалоба на вышеуказанное постановление, в которой она указывает, что основанием для привлечения к административной ответственности послужил факт эксплуатации ПАО "СН-МНГ" объектов капитального строительства в составе проверяемых объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду 1 категории, в отсутствии заключений государственного экологического надзора. Полагает, что в действиях ПАО "СН-МНГ" отсутствует состав административного правонарушения, ввиду следующего: должностным лицом установлено несоблюдение ПАО "СН-МНГ" экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капительном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, а именно: должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов; проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды; при выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства должны быть разработаны и реализованы мероприятия по охране окружающей среды, в том числе мероприятия по восстановлению природной среды, мероприятия по рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации. Административный орган ссылается на нарушение норм Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым, в отношении объектов 1 категории, при их строительстве, реконструкции осуществляется экологический надзор; результатом проведенного экологического надзора в отношении строящихся/ реконструируемых объектов будет являться получение заключения уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Прохождение экологического надзора в рамках строительства объектов капитального строительства и получение соответствующего заключения является требованием Градостроительного кодекса Российской Федерации, что не составляет объективную сторону события административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, и не является нарушением экологических требований. Объекты капитального строительства эксплуатируются ПАО "СН-МНГ" в соответствии с нормами законодательства об охране окружающей среды и градостроительного законодательства; государственный экологический надзор осуществлен в рамках государственного строительного надзора; Градостроительным кодексом не предусмотрено осуществление административным органом федерального государственного экологического надзора в отношении объектов 1 категории, уже введенных в эксплуатацию; разрешения на ввод объектов капитального строительства получены в период апреля 2021 - 2019 года. В отношении объектов капитального строительства, перечисленных в постановлении должностного лица, проведены проверки при осуществлении государственного строительного надзора, объекты эксплуатируются на основании разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, они выданы уполномоченным органом во исполнение государственной функции по осуществлению федерального строительного надзора по результатам проверочных мероприятий, что свидетельствует о проведении государственного экологического надзора, в противном случае, было бы отказано в выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию. Росприроднадзору на дату строительства объектов строительства не были представлены полномочия по проведению федерального государственного экологического надзора на объектах 1 категории в области охраны окружающей среды; Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, которым Росприроднадзор наделен полномочиями по проведению государственного экологического надзора на объектах 1 категории и выдаче заключений, вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Объекты, указанные в постановлении должностного лица, расположенные в границах на Аганского, Ватинского лицензионных участках <адрес> не относятся к 1 категории; они могут быть отнесены к объектам II, III, либо IV категории, в частности в таблице на стр.2-5 постановления указано 77 объектов, среди которых присутствуют автодороги, водоводы и прочее, без указания категории; согласно постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГобъекты ПАО "СН-МНГ" нефтегазопроводы, нефтесборые трубопроводы и так далее можно отнести ко II категории; объекты - водоводы высоконапорные, автодороги, не связаны с обращением нефти и нефтепродуктов. Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду соответствующей категории осуществляется при постановке его на государственный учет в течение 6 месяцев со дня начала эксплуатации объекта; на этапе строительства объектам не предусмотрено присвоение I категории в области охраны окружающей среды, соответственно, объектам, указанным в Постановлении может быть присвоена II, III и IV категория. Таким образом, получение заключения органа федерального государственного экологического надзора на указанные в Постановлении объекты не требуется, что исключает состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ. Законодательством Российской Федерации не предусмотрено осуществление федерального государственного экологического надзора в отношении строящихся объектов I категории опасности, проектная документация которых не прошла государственную экологическую экспертизу. Проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, относится к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня. Если такие объекты введены в эксплуатацию или разрешение на их строительство выдано до 01.01.20219 года, не применяются к проектной документации объектов капитального строительства, относящихся к объектам I категории. При осуществлении федерального государственного экологического надзора в отношении объектов капитального строительства, предметом проверки является соответствие такого объекта документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы. При изложенных обстоятельствах, осуществление федерального государственного экологического надзора в отношении объектов, проектная документация которых не подлежала государственной экологической экспертизе, недопустимо. Кроме того, в ходе рассмотрения административного дела, инспектором не дана правовая оценка каждому доводу, заявленному в возражении на протокол об административном правонарушении -ОН от ДД.ММ.ГГГГ, что нарушает требования ст.24.1 КоАП РФ. На основании изложенного, ПАО "СН-МНГ" полагает, что вмененный состав административного правонарушения в действиях (бездействиях) ПАО "СН-МНГ" отсутствует, поскольку Общество не совершало вмененное административное правонарушение, поскольку неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, просит постановление отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании представитель ПАО "СН-МНГ" ФИО3 поддержала жалобу по доводам, изложенным в ней, и просила постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить.

Должностное лицо, извещенное о дате и времени, в судебное заседание не явилось.

Заслушав представителя ПАО "СН-МНГ" ФИО3, изучив доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

В соответствии со статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно статье 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

На основании статьи 39 Федерального закона № 7-ФЗ эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

Согласно ч.5 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса и в отношении которых осуществляется государственный строительный надзор, не осуществляется государственный экологический контроль (надзор), за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора) при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.

Как следует из постановления -ОН от ДД.ММ.ГГГГ ПАО "СН-МНГ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, из которого следует, что Обществом нарушены ст.39 ФЗ 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч.5 ст.54, ст.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

На основании проведенной плановой проверки ПАО "СН-МНГ", составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, исходя из которого, Общество получило заключения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства в составе проверяемых объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду 1 категории в отсутствие заключений федерального государственного экологического надзора.

Как следует из п.9 ч.3 ст.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса требованиям проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 настоящего Кодекса частью такой проектной документации), заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти (далее - орган федерального государственного экологического надзора), выдаваемое в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 54 настоящего Кодекса.

Обществом представлена информация по объектам капитального строительства ПАО "СН-МНГ" за период с 2018-2021 годы, согласно которой с 2019 года по настоящее время Обществу выданы разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства.

На странице 2 обжалуемого постановления указано 77 объектов, включая нефтепроводы, нефтегазопроводы, водоводы, автодороги, ВЛ.

Согласно ст.4.2 ФЗ "Об охране окружающей среды" к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия относятся объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории.

Согласно п.2,4 ст.69.2 ФЗ "Об охране окружающей среды" постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, а уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан осуществить постановку на государственный учет объекта, с присвоением ему кода и категории объекта.

Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий") к объектам I категории относятся осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, хозяйственной и (или) иной деятельности по добыче сырой нефти и (или) природного газа, включая переработку природного газа; ко II категории относятся объекты, которые оказывают умеренное негативное воздействие на окружающую среду (п. 1 ст. 4.2 Закона об охране окружающей среды), то есть ряд таких же объектов, что и к I категории, но с меньшей проектной мощностью или производительностью (п. 2 Критериев отнесения объектов НВОС к I, II, III и IV категории), а именно: по транспортированию по трубопроводам газа, продуктов переработки газа, нефти и нефтепродуктов с использованием магистральных трубопроводов, межпромысловых трубопроводов, а также по перегрузке нефти и нефтепродуктов, по сливу (наливу) нефти и нефтепродуктов на сливоналивных железнодорожных путях.

Контрольный орган осуществляет государственный экологический контроль в отношении производственных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и согласно критериям, установленным в соответствии со статьей 4.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды", относящимся к объектам I категории (Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)" (вместе с "Положением о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)").

Исходя из указанных выше критериев нефтегазопроводы, нефтесборные трубопроводы можно отнести ко II категории объектов; прочие же объекты: ВЛ, водоводы, автодороги не связаны с обращением нефти и нефтепродуктов, и соответственно, к I категории объектов также не относятся.

Строительство и ввод объектов в эксплуатацию осуществляется по этапам строительства на основании проектной документации. Учитывая изложенное, на этапе строительства объектам не предусмотрено присвоение I категории в области охраны окружающей среды, следовательно, объектам, указанным в обжалуемом постановлении не может быть присвоена данная категория, и не требуется получение заключения органа федерального государственного экологического надзора.

Кроме того, как верно отмечено представителем ПАО "СН-МНГ" Градостроительным кодексом Российской Федерации не предусмотрено осуществление надзора в отношении объектов I категории, уже введенных в эксплуатацию.

Как указано выше, Обществом представлена информация по объектам капитального строительства ПАО "СН-МНГ" за период с 2018-2021 годы, согласно которой с 2019 года по настоящее время Обществу выданы разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства. То есть на момент выездной проверки и вынесения постановления, объекты уже введены в эксплуатацию и не являются строящимися.

В отношении объектов, указанных в обжалуемом постановлении, проведены проверки при осуществлении государственного строительного надзора; от уполномоченного органа получены разрешения на ввод в эксплуатацию, в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, ФЗ "Об охране окружающей среды", Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)" (вместе с "Положением о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)".

Соответственно, при установленных обстоятельствах, суд находит доводы, изложенные в жалобы, состоятельными и полагает, что в действиях ПАО "СН-МНГ" отсутствует состав вменяемого административного правонарушения.

Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

При таких обстоятельствах постановление должностного лица нельзя признать законными и обоснованными, оно подлежат отмене, а производство по делу - прекращению в связи с отсутствием в действиях ПАО "СН-МНГ" состава административного правонарушения.

Руководствуясь п.2 ч.1 ст.24.5, п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

РЕШИЛ:

Жалобу ПАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" - удовлетворить.

Постановление начальника отдела государственного экологического надзора в городе Нижневартовске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2-ОН от ДД.ММ.ГГГГ о признании ПАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей- отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в суд <адрес>-Югры в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения, путём подачи жалобы через Мегионский городской суд <адрес>-Югры.

Судья подпись ФИО4

Копия верна.

Судья ФИО4