ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-15/2022 от 23.03.2022 Енотаевского районного суда (Астраханская область)

№12-15/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 марта 2022 г. село Енотаевка

Енотаевский районный суд Астраханской области в составе:

Председательствующего судьи Семёновой Елены Михайловны

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кирилловой С.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Муниципального информационно-полиграфического предприятия (далее – МИПП) «Издатель» на постановление государственного инспектора по Астраханской области, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора Межрегионального Управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской области ФИО1 от 07.02.2022 по делу об административном правонарушении №06-108/2022 в отношении МИПП «Издатель», привлеченного к административной ответственности по ст. 8.41.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

установил:

постановлением государственного инспектора по Астраханской области, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора Межрегионального Управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской области ФИО1 от 07.02.2022 по делу об административном правонарушении №06-108/2022 в отношении МИПП «Издатель», вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по статье 8.41.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.

МИПП «Издатель», не согласившись с вышеуказанным постановлением, обратилось в суд с жалобой, не оспаривая вины юридического лица в совершении правонарушения, указали, что размер назначенного наказания для юридического лица является чрезмерно суровым, с учётом тяжелого финансового его положения. Просят снизить размер штрафа до минимального, в виде предупреждения, либо ограничиться устным замечанием.

В судебном заседании представитель МИПП «Издатель» исполняющая обязанности директора - ФИО2, поддержала доводы, изложенные в жалобе, указывает, что сумма экологического сбора является незначительной, позже, но была уплачена.

Должностное лицо, составившее протокол в судебное заседание не явился, представили возражения на жалобу, в которой просят оставить её без удовлетворения.

Выслушав представителя юридического лица, изучив доводы жалобы и представленные документы, проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объёме, в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд приходит к следующему.

В силу статьи 8.41.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата в установленный срок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее двухсот пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее пятисот тысяч рублей.

В соответствии со статьей 24.2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории Российской Федерации (далее - производители товаров), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза (далее - импортеры товаров), обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации (пункт 1).

Производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно (пункт 3 статьи 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ).

Производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены статьей 24.5 настоящего Федерального закона (пункт 7 статьи 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ).

Обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации может быть исполнена на территории Российской Федерации вне зависимости от того, в каком субъекте Российской Федерации осуществляется деятельность данных производителя, импортера товаров (пункт 8 статьи 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ).

Обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной: со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации; со дня уплаты экологического сбора (пункт 9 статьи 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ).

В отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность выполнения нормативов утилизации возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке (пункт 10 статьи 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ).

В силу пункта 2 статьи 24.5 Федерального закона № 89-ФЗ экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров по каждой группе товаров, группе упаковки товаров согласно перечню, указанному в пункте 2 статьи 24.2 настоящего Федерального закона, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом. В отношении упаковки товаров экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров в этой упаковке.

Основанием для привлечения МИПП «Издатель» постановлением должностного лица административного органа от 7 февраля 2022 г. к административной ответственности, предусмотренной названной нормой, явилась несвоевременная уплата экологического сбора и представление расчета суммы экологического сбора за 2020 год в срок до 15 апреля года, следующего за отчётным периодом. Фактически оплата произведена 9 ноября 2021 г..

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения МИПП «Издатель» к административной ответственности по статье 8.41.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения МИПП «Издатель» административного правонарушения, предусмотренного статьи 8.41.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтвержден материалами дела: служебной запиской заместителя начальника межрегионального отдела государственной экологической экспертизы, разрешительной деятельности и администрирования платежей ФИО3 о предоставлении МИПП «Издатель» отчетности по экологическому сбору позже установленного срока, требованием на имя МИПП «Издатель» о необходимости предоставления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров в отношении товаров, упаковки товаров, включенных в перечень, подлежащих утилизации, расчета сумм экологического сбора, платежное поручение №235 от 09.11.2021 об уплате экологического сбора в сумме 228,29 рублей.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Таким образом, МИПП «Издатель» обоснованно привлечено к административной ответственности по статье 8.41.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Утверждения заявителя о том, что оплата экологического сбора хоть и не в установленные сроки, но была осуществлена, является незначительной, не свидетельствует об отсутствии в действиях МИПП «Издатель» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объективную сторону которого образует неуплата экологического сбора в установленный законом срок.

В данном случае угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в пренебрежительном отношении МИПП «Издатель» к исполнению своих публично-правовых обязанностей, возложенных на него Федеральным законом №89-ФЗ.

Таким образом, МИПП «Издатель», имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

Приведенные в жалобе доводы сводятся к несогласию с содержащимися в обжалуемых процессуальных актах выводами, при принятии вывода о назначении наказания, получили надлежащую правовую оценку, не согласиться с которой оснований не имеется. Событие и состав административного правонарушения установлены на основании совокупности доказательств, что соответствует статьям 28.1 и 26.2, 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правонарушителем не оспариваются.

По факту нарушения составлен протокол об административных правонарушениях, отвечающий требованиям ст. 28.2 КоАП РФ.

Действия МИПП «Издатель» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Порядок привлечения МИПП «Издатель» к административной ответственности не нарушены.

Между тем, обжалуемое постановление подлежит изменению в части назначенного наказания по следующим основаниям.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 № 4-П меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; применение одинаковых мер ответственности за различные по степени опасности административные правонарушения без надлежащего учета характеризующих виновное в совершении административно-противоправного деяния лицо обстоятельств, имеющих объективное и разумное обоснование, противоречит конституционному запрету дискриминации и выраженным в Конституции Российской Федерации идеям справедливости и гуманизма и несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения.

Согласно ч.3.2 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.3 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного правонарушения для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание назначено МИПП «Издатель» в размере 500 000 рублей.

При принятии решения о назначении наказания, должностное лицо не приняло во внимание обстоятельства дела, о том, что МИПП «Издатель» ранее к административной ответственности за однородные правонарушения не привлекалось, учитывает его имущественное и финансовое положение, отсутствие наступивших последствий, что необходимо признать исключающим обстоятельством по делу, позволяющим суду назначить юридическому лицу - МИПП «Издатель» наказание с применением положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что будет являться обоснованным и отвечать принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.

Руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Постановление государственного инспектора по Астраханской области, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора Межрегионального Управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской области ФИО1 от 07.02.2022 по делу об административном правонарушении №06-108/2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.41.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении МИПП «Издатель» - изменить, снизить размер назначенного наказания, с применением положений ч.3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, до 250 000 (двухсот пятидесяти тысяч) рублей 00 коп., в остальной части постановление оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение десяти суток со дня получения решения.

Судья: подпись Е.М.Семёнова