ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-15/2022 от 26.08.2022 Дудинского районного суда (Красноярский край)

24RS0056-01-2022-004786-20

РЕШЕНИЕ

26 августа 2022 года г. Дудинка

Судья Дудинского районного суда Красноярского края Пигина Н.А., при ведении протокола судебного заседания Лырминой В.Г., с участием защитника АО «Таймырнефтегаз» Надмитовой О.В., выступающей на основании доверенности от 20.10.2021 года,

рассмотрев с соблюдением требований статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материал № 12-15 по жалобе защитника АО «Таймырнефтегаз» Надмитовой О.В. на постановление № 1062/2 от 08.06.2022 года специалиста – эксперта Красноярского отдела государственного экологического надзора и охраны атмосферного воздуха, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора Махнутиной Ю.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 КоАП РФ в отношении АО «Таймырнефтегаз»,

УСТАНОВИЛ(

Постановлением № 1062/2 от 08.06.2022 года специалиста – эксперта Красноярского отдела государственного экологического надзора и охраны атмосферного воздуха, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора Махнутиной Ю.Г. АО «Таймырнефтегаз» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Защитник Надмитова О.В., выступающий на основании доверенности от 20.10.2021 года, не согласившись с данным постановлением, подала на него жалобу, где просит постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, по следующим основаниям. Объект негативного воздействия на окружающую среду (далее-объект НВОС) «Площадка – база Таналау» поставлен на государственный учет 09.02.2018 года, свидетельство о постановке на учет № 2358304. Нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объектов НВОС «База Таналау» и «Скважина Зпх-1» утверждены с учетом перспективы ввода новых объектов, что соответствует постановлению Правительства РФ № 2055 от 09.12.2020 года. Согласно п.2 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» постановка на учет объектов НВОС осуществляется не позднее, чем в течении 6 месяцев со дня начала эксплуатации объекта НВОС. В связи с тем, что источники выбросов, для которых разработаны нормативы допустимых выбросов, не введены в эксплуатацию, в заявках № 23583004 от 29.01.2018 года и № 2437103 от 08.08.2017 года данные источники выбросов не учитывались. Кроме того, случаи актуализации сведений объектов НВОС установлены п.6 указанной статьи Федерального закона № 7-ФЗ, где приведение сведений об объекте НВОС в соответствии с утвержденными нормативами выбросов загрязняющих веществ, не указано в качестве основания для актуализации сведений. 01.12.2021 года Обществом направлена заявка на снятие объекта НВОС с учета в связи с отсутствием фактической деятельности на объекте. Однако в связи с отсутствием акта о консервации или ликвидации объекта НВОС, такая заявка была отклонены. После повторной подачи заявки об актуализации сведений выданы свидетельства № 6840236 и № 6840269 от 25.04.2022 года. В связи с чем защитник полагает, что постановление о привлечении Общества к ответственности было вынесено в отсутствии сведений, подтверждающих бесспорный вывод о виновности Общества в совершении административного правонарушения. В связи с чем, защитник просит отменить постановление № 1062/2 от 08.06.2022 года, и на основании пп. 3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ производство по делу прекратить.

В судебном заседании защитник Надмитова О.В. доводы жалобы полностью поддержала, по основаниям, указанным в ней, также защитник пояснила, что объект НВОС был законсервирован, о чем обществом было подано заявление в Енисейское межрайонное управление 01.12.2021 года. Однако в связи с отсутствием акта о консервации данное заявление принято не было. Вместе с тем, с 2020 года данный объект не эксплуатируется, в связи с чем не имелось воздействия на окружающую среду. С учетом этого, защитник просит прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с малозначительностью правонарушения.

Должностное лицо Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора в судебном заседании участия не принимала, о дне и времени рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом, ходатайствует о рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в свое отсутствие.

Изучив доводы жалобы, выслушав защитника лица, привлеченного к административной ответственности АО «Таймырнефтегаз», проверив представленные материалы, прихожу к следующему.

Статьей 8.46 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

Как следует из обжалуемого постановления АО «Таймырнефтегаз», основанием для привлечения к административной ответственности за указанное административное правонарушение, послужили следующие факты, выявленные в ходе плановой выездной проверки в отношении данного юридического лица, отраженные в акте № 14.12.2021 года № АТР-1062, а именно:

- В соответствии с заявлением АО «Таймырнефтегаз» от 29.01.2018 года № 2358304 о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений об объекте НВОС № 2358304 на объекте НВОС «Площадка – база «Таналау» задекларировано 8 стационарных источников выбросов, в том числе 5 организованных и 3 неорганизованных источников выбросов с суммарным валовым выбросом 1, 891 т/год. Указанные данные не соответствуют данным, представленным в нормативах предельно допустимых выбросов в атмосферу (25,12017292 т/год), утвержденных и.о. генерального директора АО «Таймырнефтегаз» М.С.Н. в 2019 году.

- В соответствии с заявлением АО «Таймырнефтегаз» от 23.08.2017 года года № 2437103 о постановке на государственный учет объекта НВОС на объекте НВОС «Площадка поисково – оценочной скважины ЗПх-1» задекларирован 1 организованный стационарный источников выбросов с суммарным валовым выбросом 0,133270869060 т/год. Указанные данные не соответствуют данным, представленным в нормативах предельно допустимых выбросов в атмосферу (25,12017292 т/год), утвержденных и.о. генерального директора АО «Таймырнефтегаз» М.С.Н. в 2019 году.

В связи с чем с 2019 года и до момента проверки не проведена актуализация учетных сведений об объектах, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, включенных в государственный реестр в соответствии с фактическими характеристиками источников загрязнения окружающей среды, а именно: в связи с изменением количества источников выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также суммарного валового выброса в соответствии с нормативами предельно допустимых выбросов, приложенных к декларации о воздействии на окружающую среду (вх. № 7571 от 05.07.2019 года), чем АО «Таймырнефтегаз» нарушены п. 6 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и п.1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

В силу пункта 1 статьи 69 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.

В соответствии с п.п. 1, 2 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ установлено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Постановка на учет осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Требованиями п.6 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ установлено, что сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений, в числе которых сведения об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды.

При актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющему хозяйственную и (или) иную деятельность на таком объекте, выдается свидетельство об актуализации учетных сведений (пункт 9 этой статьи).

Кроме того, в соответствии с п.1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 96-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны, в том числе предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха.

Из представленных материалов следует, что на основании решения руководителя Енисейского межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 11.11.2021 года, проведена плановая выездная проверка в отношении объектов негативного воздействия на окружающую среду, эксплуатируемых АО «Таймырнефтегаз»: Площадка – база «Таналау» и Площадка поисково – оценочной скважины ЗПх-1. Предметов проверки определено, в числе прочего соблюдение юридическим лицом требований ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ, а также ст. 30 Закона № 96-ФЗ.

Как установлено при производстве по делу об административном правонарушении, АО «Таймырнефтегаз» эксплуатирую площадка – база «Таналау» и площадка поисково – оценочной скважины ЗПх-1, которые отнесены к объектам негативного воздействия на окружающую среду второй категории.

Площадка – база «Таналау» постановлена на государственный учет в качестве объекта НВОС 09.02.2018 года, о чем выдано свидетельство № 2358304, присвоен код объекта № 04-0124-001138-П.

В заявлении от 29.01.2018 года о постановке данного объекта на учет АО «Таймырнефтегаз» указано о 8 стационарных источниках выбросов с суммарным валовым выбросом 1, 891т/год.

Однако, как следует из декларации о воздействии на окружающую среду, поданной АО «Таймырнефтегаз» 05.07.2019 года, суммарный валовый выброс 8 стационарных источников площадки – базы «Таналау» составляет 25, 12017292 т/год, что соответствует нормативам допустимых выбросов, и не соответствует сведениям, содержащимся в государственном реестре.

Площадка поисково – оценочной скважины ЗПх-1 постановлена на государственный учет в качестве объекта НВОС 23.08.2017 года, о чем выдано свидетельство № 2437103, присвоен код объекта № 04-0124-001139-П.

В заявлении от 08.08.2017 года о постановке данного объекта на учет АО «Таймырнефтегаз» указано об одном стационарном источнике выбросов с суммарным валовым выбросом 0,133270869060 т/год.

Однако, как следует из декларации о воздействии на окружающую среду, поданной АО «Таймырнефтегаз» 05.07.2019 года, суммарный валовый выброс 9-ти стационарных объектов площадки поисково – оценочной скважины ЗПх-1 составляет 19,53230232 т/год.

Декларации, представлены АО «Таймырнефтегаз» по каждому объекту НВОС отдельно, в связи с чем не имеется оснований для вывода о том, что в поданных декларациях указаны данные о выбросах по всем объектам НВОС в совокупности.

Сведений о том, что АО «Таймырнефтегаз» было подано заявление об актуализации сведений об источниках негативного воздействия на окружающую среду на момент вынесения обжалуемого постановления, суду не представлено.

О выявленных фактах по результатам проведенной проверки составлен акт № АТР-1062 от 14.12.2021 года, где содержатся факты вышеуказанных нарушений.

Доводы защитника о том, что в действиях АО «Таймырнефтегаз» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ, поскольку нормативы допустимых выбросов были разработаны Обществом для источников выбросов, не введенных в эксплуатацию, судом не принимаются, ввиду того, что изменение количества источников выбросов и их суммарный выброс на объекте НВОС относится к сведениям о данном объекте, которые подлежали актуализации при их изменении.

Кроме того, в соответствии с п.п.1,2 ст.22 Закона № 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.

Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 31.2 настоящего Федерального закона, кроме случаев, предусмотренных статьей 23.1 настоящего Федерального закона.

При этом нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для выброса в атмосферный воздух стационарными источниками. (ст. 1 Закона № 7-ФЗ).

Таким образом, фактические сведения о суммарных выбросах стационарных источников, отраженные в представленных 05.07.2019 года декларациях, свидетельствуют об изменении характеристик технологических процессов источников загрязнения окружающей среды, а следовательно о неисполнении АО «Таймырнефтегаз» обязанности по актуализации данных сведений в государственном реестре.

В соответствии с ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Каких-либо доказательств того, что юридическим лицом предпринималась меры по актуализации сведений в отношении эксплуатируемых объектов, материалы дела не содержат.

Доказательств того, что объект НВОС не эксплуатировался с 2020 года, суду не представлено. Кроме того, изменение характеристик объектов имело место в 2019 году, что следует из вышеописанных деклараций.

При таких обстоятельствах прихожу к выводу о необоснованности доводов защитника, изложенных в жалобе и при рассмотрении данной жалобы.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, которые были всесторонне и полно исследованы должностным лицом при рассмотрении дела.

Порядок привлечения АО «Таймырнефтегаз» к административной ответственности соблюден. Административное наказание назначено в минимальном размере предусмотренным санкцией ст.8.46 КоАП РФ.

Оснований для признания административного правонарушения малозначительным не имеется, поскольку совершенное АО «Таймырнефтегаз» административное правонарушение посягает на порядок охраны атмосферного воздуха, являющегося жизненно важным компонентом окружающей природной среды, и содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Обстоятельств, которые в силу статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемого постановления не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление № 1062/2 от 08.06.2022 года специалиста – эксперта Красноярского отдела государственного экологического надзора и охраны атмосферного воздуха, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора Махнутиной Ю.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 КоАП РФ, в отношении АО «Таймырнефтегаз», оставить без изменения, жалобу защитника АО «Таймырнефтегаз» Надмитовой О.В. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в 10-дневный срок с момента получения его копии, путем подачи жалобы через Дудинский районный суд Красноярского края.

Судья Н.А. Пигина