ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1600/16 от 24.01.2017 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>

РЕШЕНИЕ

«24» января 2017 года г. Петропавловск-Камчатский

Судья Петропавловск - Камчатского городского суда Камчатского края Лаевская Римма Петровна, при секретаре ФИО2, рассмотрев жалобу военного комиссара Камчатского кая ФИО3 на постановление мирового судьи судебного участка Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края от 30 ноября 2016 года о признании Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Камчатского края» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Камчатского края» (далее – ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.

Не соглашаясь с постановлением, военный комиссар Камчатского кая ФИО3 обратился с жалобой об отмене, ссылаясь на следующие доводы. Предписание должностного лица, осуществляющего государственный пожарный надзор, не представилось возможным исполнить в установленный срок в полном объеме в виду отсутствия финансирования. Военные комиссариаты обеспечиваются техникой, материальными средствами и другими видами довольствия через соответствующие довольствующие органы военного округа в соответствии с установленными нормами снабжения и в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерства обороны Российской Федерации. Финансирование расходов военных комиссариатов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых на ли цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерства обороны РФ (п. 23 Положения). Таким образом, Военный комиссариат Камчатского края не является распорядителем денежных средств и не имеет возможности устранить выявленные нарушения закона в области пожарной безопасности. Военным комиссариатом Камчатского края направлялась заявка в 2015 году на выделение лимитов бюджетных обязательств, для оборудования объектов военного комиссариата Камчатского края автоматической пожарной сигнализацией, в 2016 году - на выделение лимитов бюджетных обязательств, для оборудования объектов военного комиссариата Камчатского края автоматической пожарной сигнализацией. По данным заявка денежные средства не выделялись. По мере возможности военным комиссариатом Камчатского края были исполнены частично некоторые пункты предписания. Должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, не в полном объеме выяснены и установлены обстоятельств, имеющие значение для дела, в части касающейся лица, привлекаемою к ответственности, поскольку согласно Приказа Минфина России от ДД.ММ.ГГГГн «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ» получателя бюджетных средств военного комиссариата отсутствует подстатья 225 работы, услуги по содержанию имущества.

В судебном заседании военный комиссар Камчатского края ФИО3 участия не принимал, извещен, ходатайств не направлял.

Защитник ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила постановление отменить, поскольку инспектором по пожарному надзору, проводившим проверку по исполнению предписания, не в полной мере установлены обстоятельства невозможности его исполнения, не принято во внимание отсутствие у ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» финансовой возможности на устранение нарушений, бюджетной сметой на 2015 год и 2016 год финансирование на исполнение предписания не выделялось. Денежные средства выделялись лишь на содержание и текущий ремонт объектов военного комиссариата, нарушения, не требовавшие финансовых затрат, исполнены, нарушения, указанные в п.п. 1, 4-6, не выполнены из-за отсутствия финансирования. Указала, что здание занимают ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» и ДОСААФ, оборудовать второй и третий этаж вторым эвакуационным выходом не представляется возможным, так как на втором этаже эвакуационный выход не был предусмотрен при постройке здания, выход на третьем этаже осуществляется со стороны ДОСААФ, а на первом этаже – со стороны военного комиссариата. В новом предписании от ДД.ММ.ГГГГ перечислены не устраненные нарушения требований пожарной безопасности, однако их также невозможно исполнить из-за отсутствия финансирования на эти цели. Указала, что в 2015 году дважды направляли заявку на выделение лимитов бюджетных обязательств для оборудования объектов военного комиссариата Камчатского края автоматической пожарной сигнализацией, иных доказательств, подтверждающих принятие мер по исполнению предписания, не имеется.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав защитника ФИО4, прихожу к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

В соответствии со ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в том числе виновность лица в совершении административного правонарушения.

Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.

Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, могут быть установлены различными доказательствами, перечисленными в ч. 2 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определяются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон «О пожарной безопасности»).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Ответственность по ч. 12 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор.

Как установлено в ходе рассмотрения жалобы, ДД.ММ.ГГГГ во исполнение распоряжения заместителя начальника отдела надзорной деятельности по г. Петропавловску - Камчатскому от ДД.ММ.ГГГГ, в период с 10 час. 30 мин. до 12 час. 30 мин. ДД.ММ.ГГГГ и с 16 час. 00 мин. до 17 час.00 мин. ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФКУ «Военный комиссариат» проведена плановая выездная проверка, в ходе которой, выявлено нарушение требований п.п. 3, 70, 475, 478 Правил противопожарного режима в РФ, п.п. 24,31,34 Приказа МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении норм пожарной безопасности», п. 6.13 СНиП 21-01-97*, ст. 151 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

ДД.ММ.ГГГГ по результатам плановой проверки государственным инспектором г. Петропавловска-Камчатского по пожарному надзору ФКУ «Военный комиссариат» выдано предписание , подлежащее исполнению в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением заместителя начальника отдела – начальника отделения надзорной деятельности и ПР ОНД и ПР по г. Петропавловску-Камчатскому от ДД.ММ.ГГГГ назначена внеплановая выездная проверка ФКУ «Военный комиссариат», с целью исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений противопожарных требований от ДД.ММ.ГГГГ.

Актом внепланового мероприятии по государственному контролю от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного с целью проверки исполнения законного предписания, установлено, что ФКУ «Военный комиссариат» не исполнены п.п. 1,2,3,4,5,6,7 предписания от ДД.ММ.ГГГГ.

По факту невыполнения п.п. 1,2,3,4,5,6,7 предписания от ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором г. Петропавловска-Камчатского по пожарному надзору ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФКУ «Военный комиссариат» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 24 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Виновность ФКУ «Военный комиссариат» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, установлена мировым судьей на основании исследованных при рассмотрении дела доказательств: протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжения (приказа) о проведении плановой/выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, акта плановой выездной проверки, предписания от ДД.ММ.ГГГГ, правоустанавливающих документов ФКУ «Военный комиссариат», документов представленных защитником ФИО4 в ходе рассмотрения дела.

Факт совершения ФКУ «Военный комиссариат» административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, законность предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, виновность ФКУ «Военный комиссариат» в совершении административного правонарушения, а также обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела мировым судьей установлены правильно, в соответствии с требованиями ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Обоснованность привлечения ФКУ «Военный комиссариат» к административной ответственности по ч. 12 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях сомнения не вызывает, поскольку совокупность исследованных мировым судьей доказательств, свидетельствует о том, что ФКУ «Военный комиссариат» допущенные нарушения обязательных требований п.п. 3, 70, 475, 478 Правил противопожарного режима в РФ, п.п. 24,31,34 Приказа МЧС РФ/ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении норм пожарной безопасности», п. 6.13 СНиП 21-01-97*, ст. 151 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в срок, установленный надзорным органом, устранены не в полном объеме.

При таких обстоятельствах нахожу обоснованным вывод мирового судьи о наличии в действиях ФКУ «Военный комиссариат» состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 12 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Довод жалобы об отсутствии вины ФКУ «Военный комиссариат» во вмененном ему административном правонарушении, в связи с невозможностью исполнения предписания, ввиду отсутствия должного финансирования, проверялся мировым судьей и обоснованно признан несостоятельным по убедительным мотивам, изложенным в обжалуемом постановлении.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вместе с тем, достоверных сведений, свидетельствующих о невозможности исполнения законного предписания надзорного органа ввиду отсутствия надлежащего финансирования, и принятия привлекаемым к ответственности лицом необходимых мер к разрешению данного вопроса защитником ФКУ «Военный комиссариат» представлено не было.

Заявки на выделение лимитов бюджетных обязательств для оборудования объектов военного комиссариата автоматической пожарной сигнализацией, направленные начальнику УФО МО РФ по Камчатскому краю и ЧАО ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ не свидетельствуют об отсутствии вины ФКУ «Военный комиссариат» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку, помимо установки пожарной сигнализации, ФКУ «Военный комиссариат» надлежало в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить иные пункты предписания (обеспечить прохождение руководителем ФКУ «Военный комиссариат» и лицом, ответственным за пожарную безопасность обучения пожарно-техническому минимуму; второй и третий этажи здания оборудовать вторым отдельным эвакуационным выходом; обеспечить надлежащий предел огнестойкости заполнения проема в противопожарной преграде).

Доказательств, подтверждающих, что ФКУ «Военный комиссариат» обжаловало в установленный срок предписание от ДД.ММ.ГГГГ, уведомило орган государственного пожарного надзора о невозможности выполнения предписания в указанный срок, обращалось с ходатайством о продлении срока исполнения требований, содержащихся в предписании, в материалах дела не представлено.

Доводы жалобы, поддержанные в судебном заседании защитником ФИО4, об отсутствии в действиях ФКУ «Военный комиссариат» вины в совершении административного правонарушения, так как нарушения требований пожарной безопасности не могли быть устранены по причине недостаточного финансирования, не являются основанием для отмены постановления мирового судьи.

Недостаточное бюджетное финансирование ФКУ «Военный комиссариат» не является основанием для освобождения от выполнения законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор. Допущенные нарушения требований пожарной безопасности, на необходимость устранения которых указано в предписании, могут повлечь негативные последствия, приводит к недопустимому риску для жизни и здоровья людей на объекте защиты, на котором осуществляется деятельность в сфере здравоохранения.

Факт обращения ФКУ «Военный комиссариат» в Управление финансового обеспечения МО РФ по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу путем направления заявки о потребностях в бюджетных ассигнованиях для оборудования объектов военного комиссариата Камчатского края автоматической пожарной сигнализацией имели место лишь ДД.ММ.ГГГГ, иных доказательств принятия ФКУ «Военный комиссариат» всех зависящих от него меры по исполнению предписания в деле не имеется и не представлены защитником в судебном заседании.

Ссылка на приказ Минфин России н от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ», согласно которому у ФКУ «Военный комиссариат» отсутствует подстатья 225 «работы, услуги по содержанию имущества» не является само по себе обстоятельством, исключающим ответственность юридического лица за неисполнение предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор.

При таких обстоятельствах действия ФКУ «Военный комиссариат» правильно квалифицированы по ч. 12 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Иных доводов, которые могли бы послужить основанием к отмене постановления мирового судьи, в жалобе военного комиссара Камчатского края ФИО3 не содержится, не заявлено таковых защитником ФИО4 и в ходе рассмотрения жалобы.

Наказание назначено мировым судьей в минимальном пределе санкции. Оснований для снижения назначенного наказания ниже низшего предела санкции статьи не усматривается, поскольку с таковым ходатайством привлекаемое к административной ответственности лицо в ходе рассмотрения дела к мировому судье не обращалось, надлежащих доказательств, свидетельствующих о тяжелом имущественном и финансовом положении, не представило. Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, не установлено. Оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным, также не усматривается.

Существенных нарушений требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть настоящее дело, не установлено.

С учетом изложенного, оснований для отмены либо изменения постановления мирового судьи и удовлетворения жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ о признании Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Камчатского края» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, - оставить без изменения, жалобу военного комиссара Камчатского края ФИО5 - без удовлетворения.

Судья Р.П. Лаевская