ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-160/13 от 08.04.2013 Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 12-160/2013

Р Е Ш Е Н И Е

08 апреля 2013 года город Волгоград

Судья Краснооктябрьского районного суда города Волгограда Рогозина В.А. рассмотрев единолично жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «ВЦ Царицынская ярмарка» Кругловой СА на постановление государственного инспектора Волгоградской области по охране природы, по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, по надзору в области использования и охраны водных объектов от 19 февраля 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением Государственного инспектора Волгоградской области по охране природы, по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, по надзору в области использования и охраны водных объектов от 19 февраля 2013 № 20/223-02-13 должностное лицо - генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «ВЦ Царицынская ярмарка» Круглова С.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.1 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 2 000 рублей.

Не согласившись с постановлением, Круглова С.А. подала жалобу, в которой просит его изменить, ссылаясь на то, что административным органом неверно квалифицированные действия должностного лица, совершившего административное правонарушении. По мнению заявителя должна быть применена ст.8.2. КоАП РФ.

Лицо, подавшее жалобу, Круглова С.А. в судебное заседание не явилась, о дате рассмотрения дела извещена надлежащим образом, доверила представлять свои интересы Киселеву Д.В.

Представитель Кругловой С.А.- Киселев Д.В., действующий на основании доверенности в судебном заседании настаивал на удовлетворении жалобы.

Представители Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области Зайцев В.А., Вавилов А.П. действующие на основании доверенностей в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы, считая, что постановление принято обоснованно, в соответствии с действующим законодательством.

Выслушав представителя заявителя, представителей Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 30.6 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно статье 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно - строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно материалам дела, 14.02.2013г. в 14 час. 00 мин. в ходе проведения комитетом плановой выездной проверки соблюдения требований законодательства об охране ок­ружающей природной среды в деятельности ООО ВЦ «Царицынская ярмар­ка» (юридический и фактический адрес: г. Волгоград, пр. Ленина, 65) уста­новлено, что проверяемая организация зарегистрирована в качестве юриди­ческого лица 02 марта 2004г. и осуществляет деятельность на территории Центрального района г. Волгограда по коду ОКВЭД - 92.22 (деятельность ярмарок и парков с аттракционами, 74.40 (рекламная деятельность).

Для осуществления хозяйственной деятельности ООО ВЦ «Царицын­ская ярмарка» эксплуатирует арендованные помещения по адресу г. Волго­град, пр. Ленина, д.65 площадью 81,8 кв.м. по договору №92 от 29.10.2010г. у Учреждения «Универсальный спортивно-зрелищный комплекс Волгоград­ских профсоюзов». На указанной площади расположены офисные помеще­ния на втором этаже, в подвале, полуподвале расположены бытовое и склад­ское помещения.

Действительная численность сотрудников в ООО ВЦ «Царицынская яр­марка» - 26 человек постоянных работников.

Эксплуатация арендованных помещений по адресу г. Волгоград, пр. Ле­нина, д.65 связана с образованием отходов IV, V классов опасности: код по ФККО 9120040001004 мусор от бытовых помещений организаций несорти­рованный (исключая крупногабаритный) - IV класс опасности; код по ФККО 187 103 00 01 00 5 отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства - V класс опасности; код по ФККО 9120140001005 отходы (мусор) от уборки территорий и помещений культурно-спортивных учрежде­ний и зрелищных мероприятий - V класс опасности.

Факт образования указанных отходов подтверждается документами, представленными ООО ВЦ «Царицынская ярмарка» в ходе проводимой про­верки и фототаблицей.

В силу частей 1 и 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002г. №7- ФЗ «Об охране окружающей среды», а также подпунктом 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 24,06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на юридических и физических лиц, осуществляющих эксплуа­тацию зданий, строений, сооружений и иных объектов возложена обязан­ность по соблюдению требований в области охраны окружающей среды.

Однако в ходе проверки было установлено, что ООО «ВЦ Цырицынская ярмарка» вышеуказанные требования природоохранного законодательства и законодательства об отходах производства и потребления не соблюдаются.

Частями 2 и 3 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на индивидуальных предпринима­телей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются I - IV класса опасности возложена обязанность подтверждения отнесения отхо­дов 1-1У классов опасности к конкретному классу опасности в порядке, уста­новленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт от­ходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Фе­дерации.

В соответствии с пунктом 2.3 Порядка организации работы по паспорти­зации опасных отходов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 15.08.2007г. №570 «Об организации работы по паспортизации опасных отхо­дов», паспортизация опасных отходов осуществляется на основании инфор­мации, представляемой индивидуальными предпринимателями и юридиче­скими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отхо­ды.

Подпунктами 3 и 4 пункта 2.4 Порядка организации работы по паспорти­зации опасных отходов, утвержденного вышеуказанным приказом Ростехнадзора, деятельность по паспортизации опасных отходов включает оформ­ление и выдачу документов, подтверждающих отнесение опасного отхода к классу опасности отхода для окружающей природной среды - свидетельства о классе опасности отхода для окружающей природной среды, а также согла­сование паспортов опасных отходов. Согласование паспортов опасных отхо­дов руководителем территориального органа Министерства природных ре­сурсов и экологии Российской Федерации предусмотрено приказом Мини­стерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 02.12.2002г. №785 «Об утверждении паспорта опасного отхода».

На момент проверки ООО «ВЦ Царицынская ярмарка» не подтверждено отнесение образующихся отходов IV класса опасности к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, вследствие чего, на образующиеся отходы IV класса опасности отсутствуют свидетельства о классе опасности отходов для окру­жающей природной среды, выдаваемые территориальным органом МПР Рос­сии, не согласованы с руководителем территориального органа МПР России паспорта на отходы IV класса опасности, что является нарушением требова­ний СТ.5, ч. 1 ст. 34, ч.ч. 1, 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7- ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.5, п/п. 1 п. 1 ст. 11, ч.ч. 2, 3 ст. 14, Фе­дерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и по­требления», приказа МПР РФ от 02.12.2002 г. № 785 «Об утверждении пас­порта опасного отхода», п. 2.3, п/п. 3, 4 п.2.4 Порядка организации работы по паспортизации опасных отходов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 15.08.2007г. №570 «Об организации работы по паспортизации опасных отхо­дов».

Транспортировка и размещение ТБО от хозяйственной деятельности ООО «ВЦ Царицынская ярмарка» осуществляется арендодателем, что отра­жено в п.3.2. договора аренды №92 от 29.10.2010г.

Замена отработанных люминесцентных ламп и сдача их на демеркуризацию со слов представителя ООО «ВЦ Царицынская ярмарка» так же осу­ществляется арендодателем.

Частью 1 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на юридических лиц и индивидуаль­ных предпринимателей возложена обязанность по ведению в установленном порядке учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, передан­ных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных от­ходов. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2011г. №721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» (далее Порядок ведения учета отходов) установлен Порядок ведения такого учета.

Право собственности на образующиеся отходы в результате хозяйствен­ной деятельности ООО «ВЦ Царицынская ярмарка» по договору аренды не переходит к арендодателю, а следовательно, учет образовавшихся и передан­ных для размещения отходов должен осуществляться ООО «ВЦ Царицын­ская ярмарка» по формам учёта в соответствии с приказом Минприроды РФ от 01.09.2011г. №721.

Однако в нарушение вышеуказанных требований ООО «ВЦ Царицын­ская ярмарка» учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, пере­данных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов в установленном порядке не ведется.

В соответствии с частью 3 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятель­ности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные феде­ральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчет­ность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отхо­дов в уведомительном порядке.

Согласно пунктов 3, 4, 5 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденного приказом Мини­стерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010г. №30 «Об утверждении Порядка представления и контроля от­четности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении от­ходов (за исключением статистической отчетности)», субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке От­четность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществле­ния своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образу­ются отходы, отчетным периодом признается один календарный год, отчет­ность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.

Однако в нарушение вышеуказанных требований ООО «ВЦ Царицын­ская ярмарка» не представлена в срок до 15.01.2013г. в уполномоченный фе­деральный орган исполнительной власти отчетность об образовании, исполь­зовании, обезвреживании, о размещении отходов за 2012 год.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к обра­щению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональ­ную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на пра­во работы с отходами I - IV класса опасности.

Однако в ООО «ВЦ Царицынская ярмарка» в нарушение вышеуказан­ных требований отсутствует имеющее профессиональную подготовку, под­твержденную свидетельством (сертификатом) на право работы с отходами IV класса опасности лицо, которое допущено к работе с отходами IV класса опасности.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушени­ем признается противоправное, виновное действие (бездействие) физическо­го или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Противоправность бездействия генерального директора ООО «ВЦ Ца­рицынская ярмарка» Кругловой С.А. заключается в неисполнении публично-правовых обязанностей по соблюдению требований законодательства Российской Федерации и представляет угрозу общественным интересам ох­раняемым законом, кроме того, рассматриваемое правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования общественных отношений, возникающих при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, как важнейшую составляющую окружающей среды, создает существенную угро­зу охраняемым общественным отношениям и правам граждан на благоприят­ную окружающую среду.

В силу ч.1 ст.2.2 КоАП РФ административное правонарушение призна­ется совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало про­тивоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вред­ные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.

Правонарушение имеет характер длящегося нарушения (с момента обра­зования юридического лица, т.е. с 02.03.2004 года), которое состоит из не­скольких эпизодов, объединённых одним действием. Кроме того следует учесть, что должностным лицом генеральным директором ООО ВЦ «Цари­цынская ярмарка» Кругловой С.А. (за весь период проверки и на момент рас­смотрения материалов дела) не принято никаких действенных мер, направ­ленных на устранение выявленных в ходе проверки нарушений.

Действие (бездействие) должностного лица генерального директора ООО «ВЦ Царицынская ярмарка» Кругловой С.А. в результате которого до­пущены нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - несоблюдение экологических требований при осуществлении градострои­тельной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ является формальным, так как нарушение посягает на сферу обще­ственных интересов охраняемые законом, наступление ответственности за совершение правонарушения не связано с наступлением вредных последст­вий.

Таким образом, доводы должностного лица - генерального директора ООО «ВЦ Царицынская ярмарка» Кругловой С.А. являются необоснованными.

В ходе рассмотрения материалов административного дела установлено, что причиной допущенного нарушения является бездействие должностного лица - генерального директора ООО ВЦ «Цари­цынская ярмарка» Кругловой С.А.

Данное правонарушение квалифицируется по ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

Смягчающих, обстоятельств государственным органом, составившим протокол об административной ответственности - не установлено.

В качестве отягчающего обстоятельства должностным лицом, составившим протокол об административной ответственности указано длительность бездействия 02 марта 2004 года по 2012 год и на момент проверки), а также нарушение нескольких норм действующего законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии с частью 3 статьи 4.3. КоАП РФ могут быть предусмотрены иные обстоятельства, отягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, отягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силуч.1 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противо­правный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные по­следствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допус­кало, либо относилось к ним безразлично.

При таких обстоятельствах суд полагает, что доводы заявителя, о том, что в собственности помещений и недвижимого имущества не имеет, в ходе его деятельности не образуется отходов I-IV классов, поскольку договором аренды нежилого помещения № 92 от 20 октября 2010 года обязанность по вывозу мусора возложена на арендодателя, вывоз мусора включается в стоимость арендной платы, в связи с чем отсутствует состав административного правонарушения не соответствуют действительности.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Применительно к аренде помещения отходы образуются в результате хозяйственной деятельности арендатора, а не в результате сдачи в аренду офисных помещений арендодателем. Таким образом, изначально собственником отходов будет являться именно арендатор.

Учитывая изложенное, а также то, что противоправность бездействия должностного лица - директора ООО ВЦ «Цари­цынская ярмарка» Кругловой С.А. заключается в неисполнении Обществом публично-правовых обязанностей по соблюдению требований законодательства Российской Федерации и представляет угрозу общественным интересам, охраняемым законом, кроме того, рассматриваемое правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования общественных отношений, возникающих при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, как важнейшую составляющую окружающей среды, создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям и правам граждан на благоприятную окружающую среду, данное правонарушение не является малозначительным.

Таким образом, судья приходит к выводу, что инспектор правильно оценил обстоятельства дела, верно, определил круг юридически значимых обстоятельств, дал им надлежащую правовую оценку и принял постановление с учетом требований вышеуказанных положений Закона РФ, существенных нарушений норм действующего законодательства РФ, влекущих отмену постановления, инспектором допущено не было, постановление соответствует требованиям законности и обоснованности, наказание назначено в пределах санкции статьи, предусматривающей ответственность за совершенное административное правонарушение. Оснований для назначения более мягкого наказания не имеется, обстоятельств, позволяющих прийти к выводу о малозначительности правонарушения, не имеется.

В соответствии со статьёй 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

При таких данных, Государственный инспектор обоснованно пришел к выводу о виновности директора ООО ВЦ «Цари­цынская ярмарка» Кругловой С.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, в связи с чем, постановление инспектора надлежит оставить без изменения, а жалобу Кругловой С.А.- без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление на постановление государственного инспектора Волгоградской области по охране природы, по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, по надзору в области использования и охраны водных объектов от 19 февраля 2013 года № 20/223-02-13 в отношении директора общества с ограниченной ответственностью ВЦ «Цари­цынская ярмарка» Кругловой СА оставить без изменения, жалобу Кругловой СА - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения или вручения в Волгоградский областной суд, через Краснооктябрьский районный суд города Волгограда.

Судья В.А. Рогозина