ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-160/18 от 04.07.2018 Куйбышевского районного суда г. Самары (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

г. Самара 04 июля 2018 года

Куйбышевский районный суд г.Самара в составе:

председательствующего Гараевой Р.Р.,

при секретаре Иванове А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административный материал
№ 12-160/18 по жалобе ЗАО «Нефтефлот» на постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Самарской области №50 от 20.02.2018 года.

у с т а н о в и л :

Постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Самарской области ФИО1 от 20.02.2018 года
№ 50, юридическое лицо – ЗАО «Нефтефлот» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

В апелляционной жалобе представитель ЗАО «Нефтефлот» - адвокат
Белов М.И. просит восстановить пропущенный процессуальный срок для подачи жалобы на постановление Управления Роприроднадзора по Самарской области
№50 от 20.02.2018 года, вынесенное постановление признать незаконным и отменить, производство по административному делу прекратить, ссылаясь на то, что надзорный орган счел, что предприятие разместило отходы способом, не исключающим негативное воздействие на окружающую среду, а именно – навалом, непосредственно на поверхности земли, на необорудованной площадке. С данным выводом не согласны, поскольку основным видом деятельности ЗАО «Нефтефлот» является судоремонт и судостроение. Производственная деятельность по судоремонту ведется на береговом судоподъемном сооружении СЛИПа, принадлежащем ЗАО «Нефтефлот» на праве собственности. Образовавшиеся в результате производственной деятельности лом и стружка до конца рабочего дня находятся на производственном сооружении СЛИПа, а не на земельном участке, как указано в оспариваемом постановлении. Производственное береговое судоподъемное сооружение СЛИПа имеет асфальтовое и железобетонное верхнее покрытие общей площадью 38 790 кв.м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права и техническим паспортом. Производственное береговое судоподъмное сооружение СЛИПа расположено в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 63:01:0401003:2248, о чем свидетельствует кадастровый паспорт земельного участка. Зафиксированные государственным инспектором металлические лом и стружка 28.11.2017 года были переданы ЗАО «ЗМК» для вывоза с территории предприятия в тот же день, о чем свидетельствует приемо-сдаточный акт № 96 от 28.11.2017 года. Материалами дела подтверждается, что образовавшиеся 28.11.2017 года в результате деятельности предприятия лом и стружка в течение дня временно находились не на земельном участке, а на производственном береговом сооружении СЛИПа, на котором непосредственно производятся работы по судоремонту, и были переданы в этот же день третьему лицу, обладающему соответствующей лицензией на обращение с ломом черных металлов, то есть немедленно вывезены с территории предприятия. Указание в справке по результатам проверки и в протоколе по делу об административном правонарушении на отсутствие в проекте нормативов образования отходов площадки размещения отходов нельзя признать обоснованным, поскольку ЗАО «Нефтефлот» в силу п. 4 ст. 18 Федерального закона
от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» освобождено от обязанности разрабатывать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, поскольку является субъектом среднего предпринимательства, о чем свидетельствуют сведения из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Таким образом, ЗАО «Нефтефлот» не складировало на земельном участке металлические отходы, а осуществляло производственный процесс на принадлежащем ему производственном сооружении, специально предназначенном для судоремонта. Выводы Росприроднадзора о наличии в действиях ЗАО «Нефтефлот» признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. 87.2 КоАП РФ ошибочны. Обычная производственная деятельность предприятия на специально предназначенном производственном сооружении не образует состава административного правонарушения, предусмотренного вышеуказанной статьей КоАП РФ. Постановление о назначении административного наказания № 50 от 20.02.2018 года получено заявителем 15.03.2018 года о чем свидетельствует штамп почтового отделения на почтовом конверте. В пределах предусмотренного законом для оспаривания постановления по делу об административном правонарушении процессуального срока заявитель в соответствии с частью 1 статьи 207 АПК РФ 23.03.2018 года обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Росприроднадзора по Самарской области №50 от 20.02.2018 года. Определением от 22.05.2018 года возбужденное Арбитражным судом производство по жалобе заявителя было прекращено в связи с неподсудностью данного дела Арбитражному суду.

В судебном заседании представитель ЗАО «Нефтефлот» - адвокат Белов М.И. действующий на основании доверенности доводы изложенные в жалобе поддержал, просил восстановить пропущенный процессуальный срок для подачи жалобы на постановление Управления Роприроднадзора по Самарской области №50 от 20.02.2018 года, вынесенное постановление по доводам изложенным в жалобе признать незаконным и отменить, производство по административному делу прекратить.

В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Самарской области – ФИО2, действующая на основании доверенности, просила оставить оспариваемое постановление без изменения, считая его законным и обоснованным.

Изучив материалы дела, представленные документы, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, суд пришел к следующим выводам.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 30.3 Кодека РФ об административных правонарушениях, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Законодательство об административных правонарушениях не содержит исчерпывающего перечня причин пропуска установленного срока, которые могут быть признаны уважительными. Возможность признания той или иной причины уважительной определяется в каждом конкретном случае, исходя из представленных в подтверждение причин пропуска срока документов. Уважительными причинами являются обстоятельства, которые объективно препятствовали или исключали своевременную подачу жалобы.

К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка.

При этом, следует учитывать, что норма о восстановлении пропущенного процессуального срока направлена на расширение гарантий судебной защиты прав и законных интересов участников судопроизводства.

На основании изложенного, суд полагает возможным признать пропущенный срок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении от 20.02.2018 года № 50 уважительным и рассмотреть доводы жалобы по существу.

Согласно ст. 24.1 Кодека РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечения исполнения вынесенного постановления, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административным правонарушениям.

В соответствии со ст. 26.2 Кодека РФ об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых должностное лицо, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей. Заключениями эксперта. Иными документами, а также показаниями специальных технических средств. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Согласно положениям части 1 статьи 30.6 Кодека РФ об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ
«Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; независимость государственного экологического надзора; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды и др.

Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии со ст. 8.2 Кодека РФ об административных правонарушениях, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется с нарушениями требований природоохранного законодательства.

Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий.

Объективной стороной состава данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении конкретных экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Субъектом правонарушения являются лица, которые в силу закона, договора, либо иного документа являются уполномоченными на ведение деятельности с соблюдением экологических требований.

Субъективная сторона правонарушения - вина в форме умысла или неосторожности.

Пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ
«Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 данной статьи установлен запрет на сброс отходов производства и потребления на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г.
N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ.

Согласно статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статье 28 Федерального закона N 89-ФЗ).

Размещение отходов производства и потребления на предприятии производится в соответствии с санитарными нормами.

Согласно п. 1.3 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов
СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.04.2003 N 80 (далее - СанПиН 2.1.7.1322-03), требования данных правил предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов и рекультивацией земель.

В соответствии с п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

Из материалов дела следует, что Куйбышевской транспортной прокуратурой совместно в Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Самарской области с участием ведущего специалиста – эксперта отдела ГЭЭ, нормирования и экологического надзора Управления Росприроднадзора по Самарской области ФИО3 проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации в части обращения с опасными отходами производства и потребления,
при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

В ходе проверки выявлено следующее нарушение: в ходе осмотра территории ЗАО «Нефтефлот» было обнаружено складирование на земельном участке отходов производства составных частей транспорта, стружки металлической, металлолома. Отходы размещены способом, не исключающим негативное воздействие на окружающую среду, а именно – навалом, непосредственно на поверхности земли, не укрытые (не защищенные) от воздействия атмосферных осадков, на необорудованной площадке.

По факту выявленных нарушений 18 января 2018 года государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Самарской области ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении, действия юридического лица квалифицированы по статье 8.2 Кодека РФ об административных правонарушениях.

Факт совершения и виновность ЗАО «Нефтефлот» в инкриминируемом правонарушении подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе: справкой по результатам проверки, фототаблицей к справке по результатам проверки, протоколом об административном правонарушении, постановлением о назначении административного наказания.

Требования СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре относятся ко всем субъектам, которые ведут хозяйственную деятельность.

Доводы заявителя, о том, что в ходе деятельности по судоремонту и судостроению образование отходов в виде металлического лома и стружки, которые складировались на территории СЛИПа, не является нарушением природоохранного законодательства, так как СЛИП является производственным береговым сооружением, имеющим бетонное покрытие, не могут быть приняты во внимание, поскольку опровергаются представленными фотокопиями, на которых видно, что отходы находятся на поверхности необорудованной площадки.

Назначенное административное наказание соразмерно общественной опасности совершенного правонарушения, противоправной направленности совершенных действий, направлено на предупреждение совершения новых правонарушений и воспитание добросовестного отношения к исполнению обязанностей по соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, является обоснованным и отвечает принципам соразмерности и справедливости.

Юридическое лицо не заявило о наличии каких-либо препятствий для соблюдения экологических требований.

Нарушений процессуальных требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, которые бы повлияли на законность привлечения ЗАО «Нефтефлот» к административной ответственности, в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущены.

С учетом изложенного оспариваемое постановление отмене либо изменению не подлежат.

При таких обстоятельствах, руководствуясь ст.ст. 30.4 - 30.8 Кодека РФ об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Самарской области № 50 от 20.02.2018 года, по делу об административном правонарушении о привлечении юридического лица ЗАО «Нефтефлот» к административной ответственности по ст. 8.2 Кодека РФ об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу ЗАО «Нефтефлот» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Самара с момента вручения в течение
10 суток.

Председательствующий (подпись) Р.Р. Гараева

Копия верна:

Судья:

Секретарь: