ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-160/18 от 30.03.2018 Ленинскогого районного суда г. Кирова (Кировская область)

Дело № 12-160/18

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Киров 30 марта 2018 года

Судья Ленинского районного суда г. Кирова Волкоморова Е.А., с участием:

Защитника лица, привлекаемого к административной ответственности ООО «Сладкая Слобода» С.И.В. ,

при секретаре Скрябиной А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Сладкая Слобода» на постановление Государственной инспекции труда по Кировской области № 118 от 29.01.2018 г. о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

В соответствии с постановлением Государственной инспекции труда по Кировской области № 118 от 29.01.2018 г. ООО «Сладкая Слобода» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 51 000 руб.

Директор ООО «Сладкая слобода» П.В.А. обратился в суд с жалобой, указав, что в имеет место малозначительность в связи с отсутствием существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Не согласны с указанием в постановлении об отсутствии разработанного локального акта выдачи спецодежды со ссылкой на нормативно-правовой акт, с указанием отсутствия у С.А.Н. каски защитной, перчаток, поскольку необходимые средства защиты получены его непосредственным начальником, каждый работник обеспечен средствами безопасности. Невыдача работником туалетного мыла также не обоснованно вменено в качестве правонарушения, поскольку такие средства имеются в санитарно-бытовых помещениях. Специальными пастами и очищающими кремами работники обеспечены в полном объеме. В виду многочисленности штата, средства выдаются непосредственному руководителю отдела, который затем раздает сотрудникам. Должностным лицом допущены существенные нарушения, выразившиеся в отсутствии получения объяснительных от сотрудников, которые, по его мнению, не обеспечены каким-либо средством защиты, либо моющим средством. Вместе с тем, Обществом учтены замечания, впоследующем все необходимые средства будут выдаваться лично работникам под роспись. Выдача нарукавников кондитерам не осуществлялась по причине отсутствия такой необходимости. Положение о СОУТ не было разработано, поскольку обязательным не является, носит рекомендательный характер. В настоящее время данное нарушение устранено, Положение о СОУТ разработано и утверждено. Нарушение в виде отсутствия схемы движения транспорта на территории предприятия и указания надписей, указывающих максимально допустимый по условиям безопасности габарит АТС по высоте устраняется, подана соответствующая заявка на изготовление информационного стенда. Поскольку проверка должностным лицом проведена формально (установлено лишь отсутствие данных о получении средств защиты работников в личных карточках, которые фактически работникам выдавались), проверка имела целью взыскание штрафов, отсутствие общественной опасности от вменяемых правонарушений, просит отменить обжалуемое постановление, производство по делу прекратить в виду малозначительности.

Защитник лица, привлекаемого к административной ответственности ООО «Сладкая Слобода» С.И.В. в судебном заседании поддержала доводы жалобы, на ее удовлетворении настаивала.

Представитель Государственной инспекции труда в Кировской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суде не уведомил. Заявлений, ходатайств не направлено. Суд считает возможным дело рассмотреть в отсутствие представителя Государственной инспекции труда.

Выслушав защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, изучив доводы жалобы, представленные документы, материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Статьей 22 ТК РФ установлено, что работодатель обязан, в частности: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Согласно ст. 211 ТК РФ государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

В соответствии со ст. 221 ТК РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В силу п.п. 4, 13 "Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты", утвержденных приказом № 290н Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.06.2009 года, работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия средствами индивидуальной защиты (СИЗ) работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением и обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки.

Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 данной статьи, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в ходе проверки в ООО «Сладкая Слобода» выявлены нарушения требований п. 13 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.06.2009 № 290н.

При выборочной проверке карточек учета выдачи СИЗ было выявлено, что не обеспечено заполнение в полном объеме личных карточек учета выдачи СИЗ следующих работников: С.А.Н. , П.Г.М. , П.Ю.В. , П.И.А. , П.Е.А. , П.Н.Н. , П.Н.В. , П.А.А. , П.Н.И. , П.Е.И.

Не заполнены следующие сведения: размер головного убора, средств защиты органов дыхания, размер рукавиц, информация о ГОСТах и сертификатах соответствия, информация о количестве и проценте износа возвращенных СИЗ, пункт типовых норм. Наименование типовых норм, на основании которых выдаются СИЗ указано в ненадлежащем месте. Так же в нарушение указанной нормы в карточку учета выдачи СИЗ не заносятся сведения о выдаче головных уборов, хотя фактически данные СИЗ выдаются, что подтверждается ведомостями на выдачу СИЗ работникам.

В соответствии с п. 6 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.06.2009 № 290н, работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.

Указанные нормы утверждаются локальными нормативными актами работодателя на основании результатов проведения специальной оценки условий труда и с учетом мнения соответствующего профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа и могут быть включены в коллективный и (или) трудовой договор с указанием типовых норм, по сравнению с которыми улучшается обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

В нарушение данных требований в ООО «Сладкая Слобода» выдаются дополнительные виды СИЗ работникам, не утвержденные надлежащим образом. Их выдача закреплена в приложении {Номер изъят} к Положению об обеспечении работников СИЗ, утвержденному генеральным директором П.В.А. {Дата изъята}. В самом Положении информация об утверждении дополнительных видов СИЗ отсутствует.

В соответствии с п. 14 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.06.2009 № 290н: «при выдаче работникам СИЗ работодатель руководствуется типовыми нормами, соответствующими его виду деятельности. При отсутствии профессий и должностей в соответствующих типовых нормах работодатель выдает работникам СИЗ, предусмотренные типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, а при отсутствии профессий и должностей в этих типовых нормах - типовыми нормами для работников, профессии (должности) которых характерны для выполняемых работ».

В нарушение указанных требований в ООО «Сладкая Слобода» перечень выдаваемой спецодежды, спецобуви и других СИЗ работникам разработан без ссылки на нормативно-правовой акт. В то же время, исходя из карточек учета выдачи СИЗ следует, что СИЗ выдаются на основании Приказа Минтруда России от 09.12.2014 № 997н.

В соответствии с требованиями п. 56 Приказа Минтруда России от 09.12.2014 № 997н машинисту котельной полагается костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или костюм для защиты от повышенных температур в количестве 1 шт. на год; перчатки с полимерным покрытием в количестве 12 пар в год; перчатки для защиты от повышенных температур 2 пары в год; щиток защитный лицевой или очки защитные до износа; каска защитная, в количестве 1 шт. на 2 года; средства индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее до износа. В нарушение указанных требований в Перечне выдаваемой спецодежды, спецобуви и других СИЗ работникам ООО «Сладкая Слобода» в п. 12 машинисту котельной не предусмотрена выдача перчаток для защиты от повышенных температур и каски защитной. В соответствии с личной карточкой учета выдачи СИЗ машиниста котельной С.А.Н. ему не выдаются очки защитные, средства для защиты органов дыхания фильтрующее. ООО «Сладкая Слобода» предоставлены ведомости по выдаче очков защитных и респираторов, в данных ведомостях отсутствуют сведения о выдаче указанных СИЗ С.А.Н. Также не выдаются перчатки для защиты от повышенных температур и каска защитная.

В нарушение п. 122 Приказа Минтруда России от {Дата изъята}{Номер изъят}н кондитеру П.Г.М. не выдаются нарукавники из полимерных материалов. В личной карточке учета выдачи СИЗ П.Г.М. получение нарукавников не отражено. Ведомости о получении не предоставлены. Кондитеру П.Ю.В. в соответствии с личной карточкой учета выдачи СИЗ не выдаются фартук из полимерных материалов с нагрудником и нарукавники из полимерных материалов. Ведомости о выдаче так же не предоставлены. П.И.А. кондитеру не выдаются нарукавники. Фартук выдавался в декабре 2015 года в количестве 1 шт. В то время, как п. 122 Приказа Минтруда России от 09.12.2014 № 997н предусматривает выдачу фартука из полимерных покрытий с нагрудником предусмотрена в количестве 2 шт. на год. П.Е.Н. , П.Н.Н. , П.Н.В. , П.А.А. , П.Н.И. , П.Е.И. в соответствии с личными карточками учета выдачи СИЗ не выдаются фартук и нарукавники. Ведомостей на выдачу данных СИЗ указанным работникам работодателем не предоставлено.

В нарушение п. 24 Типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами», утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.12.2010 №1122н не организован надлежащий учет и контроль за выдачей работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств (личные карточки учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств у П.С.Л. , Р.Р.Н. , П.Р.Н. , Р.Е.Б. , С.А.Г. , заполнены не в полном объеме: не указаны типовые нормы, предусматривающие бесплатную выдачу работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств, свидетельства о регистрации, сертификаты). Личная карточка учета выдачи умывающих и (или) обезвреживающих у С.И.В. ведется неустановленного образца. В нарушение (требований Приложение {Номер изъят} к Приказу Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 г. № 1122н слесарям - ремонтникам, выполняющим работы, связанные с трудносмываемыми, устойчивыми загрязнениями, ООО «Сладкая Слобода» П.С.Л. , Р.Р.Н. , П.Р.Н. , Р.Е.Б. , С.А.Г. , С.И.В., в соответствии с личными карточками учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, не выдаются мыло туалетное или жидкие моющие средства в количестве 300 и 500 мг соответственно в месяц. П.Р.Н. , Р.Е.Б. , С.А.Г. в нарушение указанных норм не выдаются очищающие кремы, гели, пасты. Работодателем предоставлены ведомости выдачи пасты для очистки рук. В данных ведомостях отсутствует сведения о получении смывающих и (или) обезвреживающих средств данными работники, отсутствуют их подписи в получении паст для чистки рук. Тем самым факт обеспечения работников очищающими кремами, гелями, пастами не подтвержден. В соответствии с п. 2.1, 2.5 должностной инструкции начальника по АХЧ, утвержденной генеральным директором П.В.А. {Дата изъята}, ответственным за надлежащую выдачу, учет и хранение средств индивидуальной защиты и выдачу работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств является Б.

В соответствии с требованиями статьи 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда.

В соответствии с п. 7 Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного Приказом Минтруда России от 19.08.2016 № 438н новой организации и функционирования СУОТ является положение о СУОТ, разрабатываемое работодателем самостоятельно или с привлечением сторонних организаций и специалистов. Положение о СУОТ утверждается приказом работодателя с учетом мнения работников и (или) уполномоченных ими представительных органов (при наличии).

Согласно п. 9 Типового положения политика работодателя в области охраны труда является публичной документированной декларацией работодателя о намерении и гарантированном выполнении им обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств. В нарушение указанных нормативных требований положение о СУОТ работодателем не утверждено и не разработано.

На территории структурного подразделения ООО «Сладкая Слобода» выявлены также нарушения требований п. 36 Правил по охране труда при производстве отдельных видов пищевой продукции, утвержденных приказом от 17.08.2015 г. №550н Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации при въезде на территорию производственного объекта ООО «Сладкая Слобода», а также в местах, выделенных для стоянки транспорта отсутствует схема маршрутов движения транспорта; в нарушение п. 3.1.4 Правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных постановлением от 12.05.2003 г. №28 Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации над въездными воротами в помещение котельной, куда осуществляется въезд АТС с целью доставки топлива, отсутствуют надписи, указывающие максимально допустимый по условиям безопасности габарит АТС по высоте.

В соответствии со ст. 419 ТК РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства, привлекаются к административной ответственности.

По факту выявленных нарушений главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Кировской области {Дата изъята} в отношении ООО «Сладкая Слобода» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого {Дата изъята} в отношении юридического лица вынесено постановление о привлечении к административной ответственности.

Частично выявленные нарушения работодателем устранены после проведения проверки, утверждены {Дата изъята} Положение по обеспечению работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты; Положение о системе управления охраной труда.

Проверяя доводы жалобы, суд приходит к выводу, что дело рассмотрено должностным лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ, с учетом обстоятельств дела и исследованных доказательств, административное правонарушение обоснованно квалифицировано по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, наказание назначено в соответствии с требованиями КоАП РФ, пределах санкции указанной статьи.

Нарушений процессуальных норм, которые могут являться основанием для отмены вынесенного по делу постановления, не установлено.

Представителем юридического лица заявлено о малозначительности совершенного правонарушения.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при рассмотрении данного дела об административном правонарушении не установлено, поскольку правонарушение посягает на конституционные гарантии реализации трудовых прав граждан, и существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо последствий, а в пренебрежительном отношении юридического лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, и требований публичного права, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, несоблюдение которых может повлечь вредные и тяжелые последствия для работников.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения жалобы по изложенным доводам, прекращении производства по делу, не имеется.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление Государственной инспекции труда по Кировской области № 118 от 29.01.2018 г. о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ ООО «Сладкая Слобода» оставить без изменения, а жалобу генерального директора ООО «Сладкая Слобода» П.В.А. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Волкоморова Е.А.