дело № 12-160/2021
УИД:76RS0016-01-2020-005813-55
Р Е Ш Е Н И Е
город Ярославль 11 марта 2021 года
Судья Кировского районного суда г. Ярославля Петухов Р.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Солоненковой А.И.,
рассмотрев жалобу Департамента образования мэрии г. Ярославля, находящегося по адресу <...> на постановление по делу об административном правонарушении предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ,
у с т а н о в и л :
Постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава Дзержинского районного отделения судебных приставов г.Ярославля УФССП России по Ярославской области ФИО 1 №171/20/76001-АП от 08.12.2020 года, Департамент образования мэрии г.Ярославля признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Из постановления следует, что в Дзержинском РОСП г. Ярославля УФССП России по Ярославской области на принудительном исполнении находится исполнительное производство от 03.02.2020 № 12566/20/76001-ИП, возбужденное на основании исполнительного документа -Исполнительный лист ФС № 011245982 от 31.01.2019, выданного органом: Дзержинским районным судом г. Ярославля, вступившим в законную силу 06.03.2019 года, предмет исполнения: Обязать Департамент образования мэрии города Ярославля в срок до 31.12.2019 года обеспечить ограждение территории муниципального образовательного учреждения «Средняя школа №99», расположенного по адресу: <...> в отношении должника: Департамент образования мэрии г. Ярославля, адрес должника: ул. Волжская Набережная, д.27, <...>, в пользу взыскателя: Прокуратура г. Ярославля, адрес взыскателя: ул.Свердлова, д. 91А, г. Ярославль, Россия.
07.07.2020 на основании ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» в рамках исполнительного производства вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
17.09.2020 года Департаменту образования мэрии г. Ярославля вручено требование в срок до 05.10.2020 года исполнить решение суда, а именно: в срок до 05.10.2020 года обеспечить ограждение территории общеобразовательного учреждения «Средняя школа №99» по адресу: <...>.
Департамент образования мэрии г. Ярославля в установленный срок до 05.10.2020 года требование судебного пристава-исполнителя не исполнил, документов, подтверждающих уважительные причины неисполнения не предоставил.
В связи с тем, что требования исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, должником не исполнены, должностное лицо Федеральной службы судебных приставов пришло к выводу о совершении Департаментом образования мэрии г.Ярославля административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
Считая постановление незаконным и необоснованным, защитник Департамента образования мэрии г. Ярославля ФИО1 в установленный законом срок, обратилась в суд с жалобой, в которой просит признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении №171/20/76001-АП от 08.12.2020 года, о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, поскольку в действиях Департамента образования мэрии г. Ярославля отсутствует вина, т.к. должником приняты все зависящие от него меры для исполнения решения суда. Однако из-за недостаточности средств городского бюджета контрольная сумма по средствам городского бюджета Департаменту доводится не в полном объеме. Источники для увеличения бюджетных ассигнований в настоящее время в бюджете города отсутствуют.
В судебном заседании защитник Департамента образования мэрии г. Ярославля по доверенности ФИО1 жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям.
Должностное лицо Дзержинского районного отделения судебных приставов г.Ярославля УФССП России по Ярославской области, извещенное о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилось. Считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив представленные материалы, изучив материалы исполнительного производства, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ административным правонарушением является неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
В силу ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, помимо прочего, виновность лица в совершении административного правонарушения и обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В силу ч.4 ст.24.5 КоАП РФ, в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.
Согласно ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения.
На основании изложенного при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ надлежит установить факт вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора; факт неисполнения должником, содержащихся в исполнительном документе, требований в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора; а также отсутствие уважительных причин у должника при неисполнении требований исполнительного документа.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с правилом, установленным ст. 36 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ, содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок, который не является пресекательным. Исполнительное производство по объективным причинам может находиться на принудительном исполнении за пределами этого срока.
Решением Дзержинского районного суда г. Ярославля от 31.01.2019 года, вступившим в законную силу 06.03.2019 года, на Департамент образования мэрии г. Ярославля и Муниципальное образовательное учреждение «Средняя школа №99» возложена обязанность в срок до 31.12.2019 обеспечить ограждение территории Муниципального образовательного учреждения «Средняя школа №99», расположенного по адресу: <...> в соответствие с требованиями пункта 3.1 СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях».
Постановлением о возбуждении исполнительного производства от 03.02.2020 года должнику – Департаменту образования мэрии г. Ярославля установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.
В связи с неисполнением в установленный срок требований исполнительного документа постановлением судебного пристава-исполнителя от 07.07.2020 года с должника взыскан исполнительский сбор.
После вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании с должника исполнительского сбора им установлен новый срок (до 05.10.2020 года) для исполнения требований исполнительного документа.
Из материалов дела следует, что на момент установления нового срока для исполнения требований исполнительного документа Департаментом образования мэрии г.Ярославля предоставлялась информация в службу судебных приставов о том, что бюджет города Ярославля формируется с учетом поступления доходов. На основе поступающих в течение года заявок от учреждений, Департаментом образования формируется общая потребность в средствах по отрасли. Департамент образования ежегодно при формировании бюджета города Ярославля направляет проект бюджета по отрасли «Образование» в департамент финансов мэрии г. Ярославля (письма от 10.07.2018 № 01-14/4997; от 19.07.2019 № 01-14/4062, от 21.07.2020 № 01-14/3384).
Однако из-за недостаточности средств городского бюджета контрольная сумма по средствам городского бюджета Департаменту образования доводится не в полном размере фактической потребности. Так, основной причиной неисполнения в полном объеме судебных актов и предписаний государственных надзорных органов образовательными учреждениями, является недостаточный объем бюджетных ассигнований, выделенных Департаменту образования как на 2017, 2018, 2019 годы; так и на 2020 год.
Департаментом образования мэрии города Ярославля были направлены обращения на имя заместителя мэра - директора департамента финансов мэрии города Ярославля, в которых приведены обоснования необходимости выделения отрасли «Образование» дополнительных денежных средств на решение вопросов установки периметральных ограждений- в указанных муниципальных учреждениях образования города Ярославля. Однако из ответов департамента финансов мэрии города Ярославля следует, что в сложившихся условиях исполнения бюджета города Ярославля в 2020 году (предельный размер муниципального долга, снижение поступлений собственных доходов, недостаточность средств на погашение просроченной кредиторской задолженности) источники для увеличения бюджетных ассигнований в настоящее время в бюджете города отсутствуют.
Изложенное свидетельствует о том, что Департаментом образования мэрии г. Ярославля, принимались все возможные меры, направленные на исполнение решения суда, и Департамент не допустил бездействия в ходе исполнительного производства. Неисполнение решения Департаментом образования мэрии города Ярославля суда было обусловлено не выделением ему бюджетных ассигнований на вышеуказанные цели.
Учитывая указанные обстоятельства, считаю, что постановление начальника отделения – старшего судебного пристава Дзержинского районного отделения судебных приставов г.Ярославля УФССП России по Ярославской области ФИО 1 №171/20/76001-АП от 08.12.2020 года подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15. КоАП РФ, в отношении Департамента образования мэрии г. Ярославля – прекращению по ч.4 ст.24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л :
Постановление начальника отделения – старшего судебного пристава Дзержинского районного отделения судебных приставов г.Ярославля УФССП России по Ярославской области ФИО 1 №171/20/76001-АП от 08.12.2020 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, в отношении Департамента образования мэрии г. Ярославля отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в соответствии с ч.4 ст. 24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Р.В.Петухов