Р Е Ш Е Н И Е
город Тверь 22 апреля 2021 года
Судья Заволжского районного суда города Твери Зварич Е.А.,
с участием помощника прокурора Заволжского района г. Твери Сыкина А.В.,
защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - ФИО1,
рассмотрев протест заместителя Вышневолоцкого межрайонного прокурора Тверской области Патракова И.Э. на постановление исполняющего обязанности Министра Тверской области по обеспечению контрольных функций ФИО2 №02/3-02/59-2020 от 22 января 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.15 КоАП РФ в отношении должностного лица – Главы Вышневолоцкого городского округа ФИО3,
установил:
Постановлением исполняющего обязанности Министра Тверской области по обеспечению контрольных функций ФИО2 № 02/3-02/59-2020 от 22 января 2021 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.15 КоАП РФ, в отношении должностного лица – Главы Вышневолоцкого городского округа ФИО3 прекращено на основании статьи 2.9 КоАП РФ за малозначительностью.
Как указано в постановлении, 13.02.2020 в период времени с 00 час. 01 мин. до 23 час. 59 мин. по адресу: <...> ФИО3 ФИО12, являясь Главой Вышневолоцкого городского округа, нарушила порядок формирования муниципального задания для муниципального бюджетного учреждения «РИТУС» (далее – МБУ «РИТУС») на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов.
На указанное постановление заместителем Вышневолоцкого межрайонного прокурора Тверской области принесен протест, в котором ставится вопрос об отмене постановления и направлении дела на новое рассмотрение. Как указано в протесте, правонарушение в сфере бюджетного законодательства существенно нарушает охраняемые законом интересы государства и имеет повышенную общественную опасность. Вывод должностного лица о малозначительности не мотивирован, а постановление не соответствует требованиям ст. 29.10 ч.1 п.6 КоАП РФ.
Определением судьи Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области от 24.02.2021 материалы дела переданы для рассмотрения в Заволжский районный суд г. Твери.
В судебном заседании помощник прокурора Сыкин А.В.поддержал доводы протеста, просил отменить постановление и направить дела на новое рассмотрение.
Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 возражал против удовлетворения протеста прокурора.
Изучив доводы протеста, выслушав участников производства по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях, в соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6, ст. 30.7 КоАП РФ при рассмотрении протеста на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.
Административная ответственность за нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания установлена статьей 15.15.15 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
Порядок формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания определен статьей 69.2 БК РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 69.2 БК РФ государственное задание на оказание государственных услуг учреждениями субъекта Российской Федерации формируется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год.
Частью 4 статьи 69.2 БК РФ предусмотрено, что финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания.
Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО4 по факту нарушения законодательства о некоммерческих организациях, бюджетного законодательства в МБУ «РИТУС».
МБУ «РИТУС» является некоммерческой организацией и осуществляет выполнение работ и оказание услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления муниципального образования «Город Вышний Волочек» в области погребения и похоронного дела.
Главой «Вышневолоцкого городского округа» 13.02.2020 утверждено муниципальное задание МБУ «РИТУС» на 2020 год и плановый период 2021-2022 гг.
Порядок формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями Вышневолоцкого городского округа установлен Положением, утвержденным постановлением и.о. Главы города Вышний Волочек Тверской области от 18.12.2019 № 336 «О реализации отдельных положений федерального законодательства, регулирующего деятельность муниципальных учреждений Вышневолоцкого городского округа Тверской области» (далее – Порядок) в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ).
В соответствии с пунктом 3 Порядка определено, что учредитель формирует муниципальное задание в соответствии с общероссийскими базовыми (отраслевыми) перечнями (классификаторами) муниципальных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) муниципальными учреждениями в качестве основных видов деятельности, а также в соответствии с региональным перечнем (классификатором) муниципальных услуг (работ), не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) муниципальных услуг (работ), в случае его утверждения нормативными правовыми актами Тверской области.
Согласно муниципальному заданию МБУ «РИТУС» предоставляет муниципальную услугу «организация ритуальных услуг: организация похоронного обслуживания на территории кладбищ и содержание мест захоронений, братских могил и захоронений, находящихся под охраной государства, воинских участков на территории Вышневолоцкого городского округа (согласно техническому заданию)» с уникальным номером реестровой записи ведомственного перечня муниципальных услуг (работ) 960301Ф.99.1.АЮ66АА03000.
Вместе с тем, Федеральным законом «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» от 18.07.2017 № 178-ФЗ в абзаце первом пункта 3 статьи 69.2 БК РФ слова «в соответствии с ведомственным перечнем государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями в качестве основных видов деятельности,» исключены. Таким образом, муниципальное задание МБУ «РИТУС» не может быть сформировано на основании ведомственных перечней.
В соответствии с подпунктами «б», «в», «г», «д», «е» пункта 7 Порядка муниципальное задание должно содержать соответственно: порядок контроля за исполнением муниципального задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения; требования к отчетности об исполнении муниципального задания; определение категории физических и юридических лиц, являющихся потребителями муниципальной услуги; порядок оказания муниципальных услуг; предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими и юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
В нарушение данных требований утвержденное Главой Вышневолоцкого городского округа ФИО3 13.02.2020 муниципальное задание указанных положений не содержит. Кроме того, утвержденное 13.02.2020 муниципальное задание МБУ «РИТУС» финансово не обеспечено.
В соответствии с муниципальным заданием на МБУ «РИТУС» возложено предоставление муниципальной услуги (работы) по организации ритуальных услуг: организация похоронного обслуживания на территории кладбищ и содержание мест захоронений, братских могил и захоронений, находящихся под охраной государства, воинских участков на территории Вышневолоцкого городского округа, покос травы, зачистка молодой поросли и сорного кустарника, корчевка пней, уборка упавших деревьев, покраска мусорных баков, покраска столбов указателей участков, вывоз мусора, механизированная уборка, ручная уборка территорий, дератизация помещений, доставка воды, охрана кладбища, оплата коммунальных услуг, стрижка декоративных кустарников, формовка декоративных кустарников, косметический ремонт.
Значение показателей объема предоставляемой услуги (работы) на 2020 год организации ритуальных услуг составляет 1 000 человек (прогнозируемая численность захоронений). При этом предоставление данной услуги предусмотрено бесплатно.
Согласно пункту 17 Порядка финансовое обеспечение выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями осуществляется посредством предоставления муниципальным учреждениям субсидии на выполнение муниципального задания.
Вместе с тем, в нарушение пункта 17 Порядка финансовое обеспечение на выполнение муниципального задания в части организации ритуальных услуг для производства бесплатных захоронений прогнозируемой численности 1 000 человек посредством предоставления субсидии отсутствует.
По результатам проверки Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой в отношении должностного лица – Главы Вышневолоцкого городского округа ФИО3 16.10.2020 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.15 КоАП РФ.
Указанное постановление с материалами направлено для рассмотрения по существу в Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций 16.10.2020.
Постановлением исполняющего обязанности Министра Тверской области по обеспечению контрольных функций ФИО2 № 02/3-02/59-2020 от 22 января 2021 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.15 КоАП РФ, в отношении должностного лица – Главы Вышневолоцкого городского округа ФИО3 прекращено на основании статьи 2.9 КоАП РФ за малозначительностью. Должностное лицо освобождено от административной ответственности с объявлением устного замечания.
Признавая правонарушение малозначительным должностное лицо министерства учитывало цели и мотивы совершенного правонарушения, отсутствие ущерба бюджету, общественным и государственным интересам.
Вместе с тем, при вынесении постановления не принято во внимание следующее.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу названных нормы и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Вместе с тем объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.15 КоАП РФ выступают экономические интересы государства, выражающиеся в определении порядка формирования государственного задания.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.15 КоАП РФ, заключается в совершении деяния, повлекшего нарушение порядка формирования государственного задания. Указанное правонарушение считается оконченным с момента утверждения государственного задания, устанавливающего требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных услуг (выполнения работ).
Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 15.15.15 КоАП РФ, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении должностного лица, ответственного за порядок формирования государственного задания к исполнению своих обязанностей.
Между тем, обжалуемое постановление не содержат убедительных выводов о возможности признания вменяемого ФИО3 административного правонарушения малозначительным с учетом приведенных разъяснений, а также положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, изложенной в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Требования, предъявляемые к содержанию постановления по делу об административном правонарушении, установлены статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктами 4, 6 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
При этом исследованные в процессе рассмотрения дела доказательства, оценка которых позволила прийти к выводу о возможности освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, в обжалуемом акте не приведена.
Допущенные существенные нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, поэтому постановление не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Из материалов дела усматривается, что обстоятельства, послужившие основанием для привлечения должностного лица к административной ответственности были выявлены в ходе проведенной проверки 13.02.2020.
На момент пересмотра обжалуемого постановления установленный ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности не истек, поэтому постановление от 22.01.2021 подлежит отмене, а дело направлению в Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций на новое рассмотрение.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья,
решил:
Протест заместителя Вышневолоцкого межрайонного прокурора Тверской области Патракова И.Э. – удовлетворить.
Постановление исполняющего обязанности Министра Тверской области по обеспечению контрольных функций ФИО2 №02/3-02/59-2020 от 22 января 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.15 КоАП РФ в отношении должностного лица – Главы Вышневолоцкого городского округа ФИО3, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Заволжский районный суд в течение 10 суток со дня вручения (получения) копии решения.
Судья подпись Е.А. Зварич
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
1версия для печатиДело № 12-160/2021 (Решение)