ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-160/2021 от 24.06.2021 Первомайского районного суда г. Омска (Омская область)

Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области

Дело № 12-160/2021

55RS0005-01-2021-002011-72

Р Е Ш Е Н И Е

Первомайский районный суд города Омска

в составе председательствующего судьи Кулькова В.С.,

при секретаре Шонус Т.И.,

рассмотрев 24 июня 2021 года в городе Омске в открытом судебном заседании жалобу ФИО на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области .30-276/2021 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области .30-276/2021 от ДД.ММ.ГГГГ начальник УФСИН России по Омской области ФИО признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением по делу об административном правонарушении, ФИО обратился в Первомайский районный суд города Омска с жалобой, в которой указал, что постановление подлежит отмене по следующим основаниям. При осуществлении закупки отдельных видов товаров, работ, услуг путем проведения электронного аукциона устанавливаются дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта в соответствии с Постановлением Правительства № 99 от 04.02.2015. При осуществлении закупки отдельных видов товаров, работ услуг путем проведения электронного аукциона устанавливаются дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта в соответствии с постановлением . Поскольку предметом контракта и аукциона является «выполнение работ по объекту «Реконструкция наружных сетей канализации ФКУ ИК-4 УФСИН России по <адрес>» Заказчик был обязан в силу требований законодательных актов установить такое требование. В предмете контракта и аукционной документации, в том числе в техническом заданием Заказчика называется, как «реконструкция наружных сетей канализации». Вид выполнения работ как «Реконструкция наружных сетей канализации ФКУ ИК-4 УФСИН России по <адрес>» согласно описанию статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, целевой программы, локально-сметного расчета и технического задания относится капитальному объекту строительства. Кроме того, в случае отнесения выполнение работ «Реконструкция наружных сетей канализации» к линейному объекту Заказчик установил бы, такие же дополнительные требования предусмотренные Постановлением Правительства № 99 от 04.02.2015, поскольку требование для линейных объектов и для объектов не относящийся к линейным объектам идентичные. Таким образом, требование заказчика предоставить документы согласно пункта 2 приложения № 1 к Постановлению Правительства № 99 ни коим образом не повлияло на процедуру проведения электронного аукциона, на подачу участников закупки подавших жалобы. По итогам проведения электронного аукциона подана одна заявка ООО "Омрегионстрой". Участникам закупки подавшим жалобы ООО «Эксперт закупок» и ООО «Сибагротранс» ничего не мешало подать заявки на участие в аукционе. Кроме того, у ООО «Эксперт закупок» и ООО «Сибагротранс» как у потенциальных участников аукциона, отсутствовали препятствия для обращения с запросом для получения разъяснений положений аукционной документации до окончания срока подачи заявок до ДД.ММ.ГГГГ, а также по телефону, указанному в документации по вопросам, указанным ими в жалобе. Также полагает, что жалоба ООО «Эксперт закупок» и ООО «Сибагротранс» поступившая в УФАС на рассмотрения могла так же быть направлена в УФСИН России по Омской области для рассмотрения Заказчиком вопросов, указанных в жалобе и принятия им (Заказчиком) (в случае необходимости) решения о внесении изменений в аукционную документацию. Частью 4 ст. 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" определено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации. При этом Проект государственного контракта, являющийся неотъемлемой частью документации об электронном аукционе на право заключить государственный контракт на выполнение работ но объекту «Реконструкция наружных сетей канализации ФКУ ИК-4 УФСИН России по <адрес>», содержит в себе раздел «Ответственность сторон», который, в том числе, содержит в себе ссылку на постановление Правительства РФ от 30.08.2017 г. №1042 об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае не надлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки), о внесении изменений в постановление правительства от 15.05.2017 г. № 570 и признании утратившим силу постановления Правительства от 25.11.2013 г. № 1063, которым определено, что общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта (п. 11); общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта (п. 12). Частью 1 ст. 330 ГК РФ определено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. Таким образом, штраф является неустойкой, которую обязан оплатить поставщик (исполнитель, подрядчик) государственному заказчику в случае ненадлежащего исполнения, либо неисполнения принятых на себя обязательств. Участник, имеющий намерение победить в электронном аукционе, при подаче заявки соглашается на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе в полном объеме. Следовательно, предполагаемой участник закупки, заявляя требование о том, что указание на формальную неточность изложения ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязательств, уже на этапе подачи заявок подразумевает ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных документацией об электронном аукционе. Таким образом, указание в проекте контракта на то, что общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта является опиской и не может ограничивать круг участников закупки. Указав в государственном контракте общее понятие «неустойка» заказчик поставил потенциальных участников в более выгодное положение, ограничив все виды неустойки, подлежащие оплате исполнителем государственному заказчику в размере стоимости государственного контракта. Кроме того, в случае несогласия одной стороны, согласной заключить контракт, с условиями контракта, составленного другой стороной, но на иных условиях, отличающихся от тех, которые содержатся в проекте контракта, имеет право направить протокол разногласий. Часть 3 ст. 65 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусматривает, что любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. Государственный заказчик в документации электронного аукциона в п. 1.14 и 1.15 указал дату подачи запроса участником закупки для получения разъяснений положений документации в 9.00 ч. 30.09.2020 г. Дата и время окончания подачи заявок 09-00 ч. 02.10.2020 г. Таким образом, последней датой на подачу участником запроса о разъяснении положений документации является 28.09.2020 г. Заказчик, тем самым, дал больше дней предполагаемым участникам на сдачу запросов для получения разъяснений положений документации электронного аукциона. Однако, по данному электронному аукциону запросов о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе не поступало, таким образом права участников на подачу сроков получения разъяснения нарушены не были. На основании изложенного, просит постановление УФАС по Новосибирской области от 26.03.2021 г. отменить, в связи с отсутствием таких квалифицирующих признаков состава как: субъективная сторона правонарушения - вина (умысел) должностного лица, утвердившего аукционную документацию; объективная сторона правонарушения -противоправное действия и наступивших вредных последствий (ущерба, нарушения прав и интересов юридических лиц).

ФИО, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебном заседании участия не принимал.

Представитель УФАС по Новосибирской области, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебном заседании участия не принимал. При этом представлен отзыв главного специалиста-эксперта правового отдела ФИО1 в котором указывается, об отсутствии оснований для отмены постановления Новосибирского УФАС России .30-276/2021. УФСИН России по Омской области проведена закупка в форме электронного аукциона на право заключить государственный контракт на выполнение работ по объекту «Реконструкция наружных сетей канализации ФКУ ИК-4 УФСИН России по <адрес>». Номер извещения . Реконструкция наружных сетей канализации ФКУ ИК-4 УФСИН России по <адрес>, включена в перечень объектов по капитальному строительству в рамках целевой программы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 06.04.2018 № 420 «О федеральной целевой программе «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018 - 2026 годы)». На этапе исполнения целевой программы в 2020 году «строительство канализационной насосной станции и накопителей» включает в себя такие виды работ, как: подготовительные, монтажные работы, разбивка и восстановление в натуру участка под строительство объекта, земляные работы, строительство КНС (канализационной насосной станции), установка накопительных емкостей. Об отнесении объектов, подлежащих реконструкции по рассматриваемой закупке, к линейным, также свидетельствует проектная документация, размещенная в ЕИС по закупочной процедуре . Таким образом, заказчику в документации об электронном аукционе необходимо было указать требование о наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта. При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. руб. В свою очередь, п. 2.3 Документации об электронном аукционе установлено дополнительное требование к участникам закупки (в соответствии с ч. 2, ч. 2.1 ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ) - наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. руб. Указанное свидетельствует о нарушении требований Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 и положений п. 2 ч. 5 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Кроме того, как следует из жалобы, что указание в проекте контракта на то, что общая сумма численной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта, является опиской и не влияет на круг участников закупки. Данная позиция является несостоятельной на основании следующего. Согласно п. 8.7 Документации об электронном аукционе общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта. Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства РФ от 15 мая 2017 г. № 570 и признании утратившим силу постановления Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063» утверждены Правила, устанавливающие порядок определения в контракте размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом и размера штрафа, начисляемого за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом (далее - штраф). Пунктом 11 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042, в редакции до 14.08.2019 г., было установлено, что общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта. Действующие Правила определяют, в свою очередь, что общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта. На основании положения ч. 4 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации. Таким образом, положения п. 8.7 Проекта контракта, нарушая положения Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042, не соответствуют Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Также, заявитель считает, что нарушение положений законодательства о контрактной системе, установленное в части определения сроков подачи разъяснений положений документации, не нарушает права участников. Данная позиция не является обоснованной на основании следующего. В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документе о таком аукционе. Любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе (ч. 3 ст. 65 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). Согласно ч. 4 ст. 65 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Пунктом 1.14 и п. 1.15 Документации об электронном аукционе регламентировано, что датой начала предоставления участником аукциона разъяснений положений документации о проведении аукциона является день размещения извещения в единой информационной системе (ЕИС), а датой окончания подачи запроса участником закупки для получения разъяснения от заказчика - 30.09.2020 г. до 09 час. 00 мин (местного времени). Значит, датой окончания срока предоставления такого разъяснения будет 02.10.2020 г., в день окончания подачи заявок. Таким образом, последней датой на подачу запроса о разъяснении положений документации электронного аукциона является 28.09.2020 г., так как в соответствии с ч. 4 ст. 65 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» у заказчика есть два календарных дня на дачу разъяснения положений документации об электронном аукционе, ведь датой окончания предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации электронного аукциона, как установлено заказчиком, является - 30.09.2020 г. Таким образом, в действиях заказчика усматривается нарушение п. 11 ч. 1 ст. 64, ч. 4 ст. 65 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). Частью 3 статьи 7 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной. Размещение в единой информационной системе аукционной документации с нарушениями требований законодательства о контрактной системе нарушает права потенциальных участников, что может влиять на количество заявок, поданных на участие в электронном аукционе. Установленные нарушения положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлены Комиссией Новосибирского УФАС России при рассмотрении жалоб ООО «Эксперт закупок», ООО «Сибагротранс» на действия заказчика - УФСИН России по Омской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту «Реконструкция наружных сетей канализации ФКУ ИК-4 УФСИН России по <адрес>», и отражены в Решениях Новосибирского УФАС России , 054/06/64-1945/2020 от ДД.ММ.ГГГГ, которые не были обжалованы УФСИН России по Омской области в установленном порядке и вступили в законную силу. Документация об электронном аукционе на право заключить государственный контракт на выполнение работ по объекту «Реконструкция наружных сетей канализации ФКУ ИК-4 УФСИН России по <адрес>», которая содержит в себе нарушение положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» утверждена начальником УФСИН России по Омской области – ФИО В соответствии с ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей. Исходя из вышеизложенного, утвердив аукционную документацию с нарушением требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», начальник УФСИН России по Омской области - ФИО совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Федеральный закон № 44-ФЗ) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: 1) планирования закупок товаров, работ, услуг; 2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); 3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт); 4) особенностей исполнения контрактов; 5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг; 6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; 7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).

В соответствии с частью 4 статьи 24 Федерального закона № 44-ФЗ под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.

В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 66 Закона заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом утверждены Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2017 года № 1042 (далее Правила).

Пунктами 11 Правил установлено, что общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2015 года № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее - Постановление № 99).

Согласно пункту 2(1) приложения №1 к Постановлению Правительства № 99 к участникам закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.

Пунктом 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Анализ положений Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» позволяет согласиться с выводами, изложенными в постановлении должностного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области о наличии в действиях начальника УФСИН России по Омской области ФИО состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок размещено извещение , документация об аукционе в электронной форме с начальной (максимальной) ценой контракта 12 071 878 рублей на право заключения контракта на выполнение работ по объекту «Реконструкция наружных сетей канализации ФКУ ИК- 4 УФСИН России по <адрес>», утвержденные начальником УФСИН России по Омской области ФИО Размещенная документация об электронном аукционе не соответствовала требованиям Федерального закона № 44-ФЗ.

Так в пункте 8.7 проекта контракта УФСИН России по Омской области указано: общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта, когда как в п. 11 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2017 года № 1042 указано общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта. Таким образом, заказчиком указана недействующая редакция Правил.

В п. 2.3 документации электронного аукциона УФСИН России по Омской области установлено дополнительное требование к участникам закупки (в соответствии с ч. 2, ч. 2.1 ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ) - наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.

Как указывалось УФСИН России по Омской области, работы будут производиться в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.04.2018 № 420 «О Федеральной целевой программе «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2026 годы)». Постановлением утвержден перечень объектов капитального строительства, а именно пунктом 209 включена «Реконструкция наружных сетей канализации ФКУ ИК-4 УФСИН России по Омской области, г. Исилькуль, Омская область» - сметного расчета на этапе исполнения целевой программы в 2020 году установлено «строительство канализационной насосной станции и накопителей», что включает в себя такие виды работ как: подготовительные, монтажные работы, разбивка и восстановление в натуру участка под строительства объекта, земляные работы, строительство КНС (канализационной насосной станции), установка накопительных емкостей.

В соответствии с Градосторительным кодексом РФ линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. В соответствии с ГрК РФ канализационные сети как разновидность трубопроводных сооружений являются линейными объектами, подлежащими государственной регистрации в качестве объекта недвижимого имущества. По общему правилу линейные объекты являются недвижимостью, так как они относятся к сооружениям. При этом они должны быть прочно связаны с землей, а их перемещение невозможно без несоразмерного ущерба их назначению (п. 1 ст. 130 ГК, п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ). В иных случаях линейные сооружения не будут относиться к недвижимости. Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что в соответствии с положительным заключением государственной экспертизы проектно-сметной документации, размещенной в ЕИС выполнение работ по закупке , будет относиться к работам по реконструкции линейного объекта.

Согласно п. 2.1 приложения 1 к постановлению Правительства РФ заказчик УФСИН России по Омской области в документации к электронному аукциону должен был указать следующие требования: «Наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта. При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей». Таким образом, Комиссией Новосибирского УФАС России установлено нарушение Постановления Правительства Российской Федерации и п. 2 ч. 5 ст. 66 ФЗ №44-ФЗ.

УФСИН России по Омской области в п. 1.14 и п. 1.15 документации электронного аукциона указана дата подачи запроса участником закупки для получения разъяснения положений документации о таком аукционе - в 09.00 час. ДД.ММ.ГГГГ

Дата и время окончания срока подачи запроса на разъяснение 09.00 час. ДД.ММ.ГГГГ Соответственно, последней датой на подачу запроса о разъяснении положений документации электронного аукциона является ДД.ММ.ГГГГ, и так как на дачу разъяснения положений документации об электронном аукционе в соответствии с ч. 4 ст. 65 ФЗ № 44-ФЗ у заказчика есть два календарных дня, датой окончания предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации электронного аукциона является - ДД.ММ.ГГГГ В связи с чем, в действиях УФСИН России по Омской области усматривается нарушение п. 11 ч. 1 ст. 64, ч. 4 ст. 65 ФЗ № 44-ФЗ.

Указанные нарушения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок допущены начальником УФСИН России по Омской области ФИО, который, в силу занимаемой должности, утверждал размещенную на сайте Единой информационной системы в сфере закупок документацию об аукционе в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по объекту «Реконструкция наружных сетей канализации ФКУ ИК - 4 УФСИН России по <адрес>», и применительно к положениям ст. 2.4 КоАП РФ является должностным лицом.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФИО к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно, протоколом об административном правонарушении .30-276/2021 от ДД.ММ.ГГГГ, извещением от ДД.ММ.ГГГГ, документацией об аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту «Реконструкция наружных сетей канализации ФКУ ИК- 4 УФСИН России по <адрес>».

Обстоятельств, исключающих возможность привлечения ФИО к административной ответственности не установлено.

Нарушений процессуальных норм КоАП РФ при вынесении постановления по делу об административном правонарушении судом не усматривается.

Иных значимых доводов, дающих основания для сомнений в законности обжалуемого постановления жалоба не содержит.

Оценивая правомерность назначенного наказания за совершенное правонарушение с учетом установленных в процессе рассмотрения жалобы обстоятельств, суд отмечает что в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Соответственно, понятие малозначительности правонарушения является оценочной категорией и определяется в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств дела.

Состав правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, является формальным и посягает на регламентированный порядок осуществления закупок товаров для государственных нужд, обеспечивающий прозрачность осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, а также выявление объективно лучшего условия исполнения контракта. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд в рамках государственного оборонного заказа состоит не столько в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а сколько в пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих обязанностей.

Виновность ФИО как должностного лица подтверждена исследованными доказательствами и выразилась в том, что, имея возможность для соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере закупок, не предпринял достаточных мер по их соблюдению, его действия направленные на ненадлежащее исполнение публично-правовых обязанностей, не позволяют оценить допущенное правонарушение как малозначительное.

Доказательств исключительности данного случая правонарушения, относительно положений о малозначительности в материалах дела не представлено.

Кроме того, при вынесении постановления, должностное лицо УФАС рассматривало вопрос о возможности признания правонарушения малозначительным и, оценив соразмерность избранной меры ответственности характеру допущенного нарушения, пришло к выводу о соответствии меры ответственности принципу соразмерности и справедливости наказания. Учитывая, что этот вывод сделан на основе представленных в материалы дела доказательств и требованиям закона не противоречит, достаточных оснований для его переоценки у суда не имеется.

При этом, применение положений статьи 2.9 КоАП РФ исходя из смысла указанной нормы является правом, а не обязанностью суда.

Согласно ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Административное наказание назначено ФИО в соответствии с санкцией указанной статьи, которая содержит единственный вид наказания для должностного лица - штраф в размере 3000 рублей.

Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд не находит оснований для отмены постановления и удовлетворения жалобы по изложенным в ней доводам.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 29.10, ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 КоАП РФ, суд, -

р е ш и л:

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области .30-276/2021 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, в отношении ФИО оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Первомайский районный суд г. Омска в течение десяти суток с момента вручения или получения копии решения.

Судья: В.С. Кульков