ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-160/2021 от 25.10.2021 Сакского районного суда (Республика Крым)

Дело № 12-160/2021

91RS0018-01-2021-002400-32

РЕШЕНИЕ

Судья Сакского районного суда Республики Крым Вяткина С.А., рассмотрев в помещении Сакского районного суда Республики Крым, расположенного по адресу: РК, <адрес>, в открытом судебном заседании жалобу Трояна М.Ю. на постановление главного государственного инспектора в <адрес> и <адрес> Республики Крым по использованию и охране земель – начальника Сакского горрайонного управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о признании Трояна ФИО5, <данные изъяты> виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением главного государственного инспектора в <адрес> и <адрес> Республики Крым по использованию и охране земель –начальника Сакского горрайонного управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Ванова А.В. от ДД.ММ.ГГГГ по делу Троян М.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, Троян М.Ю. подал жалобу, в которой просит отменить обжалуемое постановление, производство по делу прекратить, мотивированную отсутствием вины в совершении вменяемого правонарушения, поскольку земельный участок приобретен им ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ им была подана декларация о начале осуществления строительных работ объектов дома фермера и сооружений для отдыха на данном участке, по окончании строительства ДД.ММ.ГГГГ подана декларация о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрировано права собственности на объекты.

В судебное заседание Троян М.Ю. не явился, заявлений, ходатайств не представил, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, что подтверждается телефонограммой.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующему.

В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, в том числе категории населенных пунктов, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена, в том числе, обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении на основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки физического лица от ДД.ММ.ГГГГ с целью исполнения государственных функций по осуществлению государственного земельного надзора на основании акта административного обследования от ДД.ММ.ГГГГ, содержащего сведения о наличии признаков нарушений требований законодательства РФ, за которое предусмотрена административная и иная ответственность, мотивированного представления от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Трояна М.Ю. проведена проверка соблюдений требований земельного законодательства при использовании земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, Молочненский сельский совет, кадастровый в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Согласно акта проверки органом государственного надзора от ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки установлено нарушение Трояном М.Ю. требований ст.ст. 7, 42 Земельного кодекса РФ, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, выразившееся в использовании земельного участка с кадастровым номером 90:11:150401:10 не в соответствии с документировано установленными видами разрешенного использования - ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении Трояна М.Ю. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.8.8 КоАП РФ.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением главного государственного инспектора в <адрес> и <адрес> Республики Крым по использованию и охране земель –начальника Сакского горрайонного управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Ванова А.В. от ДД.ММ.ГГГГ по делу Троян М.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Согласно акту проверки, протоколу об административном правонарушении и обжалуемому постановлению, должностным лицом административного органа указано о том, что сведения об обследуемом земельном участке внесены в ЕГРН с присвоением кадастрового номера , вид разрешенного использования - «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках», категория земель – земли сельскохозяйственного назначения. При визуальном осмотре земельного участка с кадастровым номером установлено, что на вышеуказанном земельном участке расположено семь объектов капитального строительства, из них два объекта одноэтажных, пять объектов двухэтажных, земельный участок огорожен забором, доступ на земельный участок ограничен. Согласно сведениям, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости ( далее ЕГРН), на вышеуказанном земельном участке зарегистрировано шесть объектов капитального строительства:

нежилое здание - дом для фермера, кадастровый , площадью 115,40 кв.м., количество этажей: 2 ( дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ);

нежилое здание - сооружение для отдыха туристов и хранения хоз. инвентаря, кадастровый , площадь: 115,4 кв.м., количество этажей: 2 (дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ;

нежилое здание - здание фермера, кадастровый , площадь: 254,90 кв.м., количество этажей: 2 ( дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ);

нежилое здание - сооружение для отдыха туристов и хранения хозяйственного инвентаря, кадастровый , площадь: 115,40 кв.м., количество этажей: 2 (дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ);

нежилое здание - для отдыха туристов и хранения хозяйственного инвентаря, кадастровый , площадь: 115,40 кв.м., количество этажей: 2 (дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ);

нежилое здание - трансформаторная подстанция, площадь: 6,00 кв.м., кадастровый , количество этажей: 1 (дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ).

Сведения о седьмом объекте недвижимости не внесены в ЕГРН. В ходе сопоставления данных с ЕГРН установлено несоответствие вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка. В соответствии с приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», а также таблицей соотнесения видов разрешенного использования земельных участков и категорий земель, утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков» вид разрешенного использования земельного участка – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках (код 1.16) подразумевает производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства. Для разрешения объектов капитального строительства требуется иной вид разрешенного использования земельного участка разрешающий возведение объектов капитального строительства. Фактическое использование земельного участка с названным кадастровым номером вышеуказанным способом не соответствует виду разрешенного использования внесенному в ЕГРН.

Между тем, согласно сведениям, внесенным в ЕГРН, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером - «ведение личного подсобного хозяйства», категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, о чем в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ сделана запись о регистрации (свидетельство о государственной регистрации права серия <адрес>, выданное ДД.ММ.ГГГГ). Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка, указанный должностным лицом административного органа, не соответствует виду указанному при регистрации права. Данные противоречия не устранены должностным лицом административного органа при рассмотрении дела.

Кроме того, как следует из распоряжения <адрес> Автономной Республики Крым -р от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 0,3757 га, кадастровый , расположенный на территории Молочненского сельского совета <адрес> передан в собственность ФИО4 для ведения личного крестьянского хозяйства с целью организации сельского зеленого туризма.

Как следует из договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО4 и Трояном М.Ю., последний приобрел в собственность земельный участок площадью 0,3757 га, кадастровый , расположенный на территории Молочненского сельского совета <адрес>, с целевым назначением земельного участка – для ведения личного крестьянского хозяйства. Также данное целевое назначение земельного участка указано в государственном акте на право собственности на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно статье 22 Земельного кодекса Украины землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные для производства сельскохозяйственной продукции, осуществления сельскохозяйственной научно-исследовательской и учебной деятельности, размещения соответствующей производственной инфраструктуры, в том числе инфраструктуры оптовых рынков сельскохозяйственной продукции, или предназначенные для этих целей.

Согласно Закона Украины «О личном крестьянском хозяйстве» личное крестьянское хозяйство - это хозяйственная деятельность, осуществляемая без создания юридического лица физическим лицом индивидуально либо лицами, состоящими в семейных или родственных отношениях и проживающими совместно, с целью удовлетворения личных потребностей путем производства, переработки и потребления сельскохозяйственной продукции, реализации ее излишков и предоставления услуг с использованием имущества личного крестьянского хозяйства, в том числе и в сфере сельского зеленого туризма.

ДД.ММ.ГГГГ Трояном М.Ю. в Инспекцию государственного архитектурно-строительного контроля АР Крым была подана декларация о начале осуществления строительных работ на земельном участке, принадлежащем на праве собственности последнему на основании государственного акта на право собственности на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированная ДД.ММ.ГГГГ за №

Как следует из декларации о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированной в Архитектурно-строительной инспекции Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ, дата начала строительства объекта ( нежилые помещения лит. А, Б, В, Г, Д, Е) – август 2013 года, дата окончания строительства – ДД.ММ.ГГГГ г., срок ввода в эксплуатацию – ДД.ММ.ГГГГ года.

Таким образом, как установлено в судебном заседании, строительство объектов на земельном участке, принадлежащем Трояну М.Ю. на праве собственности, начато во время действия на территории Республики Крым законодательства Украины, которым предусматривалось на земельных участках личного крестьянского хозяйства наличие капитальных строений и сооружений.

ДД.ММ.ГГГГ между Российской Федерацией и Республикой Крым заключен Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

ДД.ММ.ГГГГ принят Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ).

В силу статьи 23 Закона N 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

Как следует из выписки из протокола заседания комиссии по подготовке проектов правил землепользования и застройки Сакского муниципального района Республики Крым рассмотрено заявление Троян М.Ю. по вопросу внесения изменений в Правила землепользования и застройки <адрес> в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, за границами населенного пункта, предварительно согласовано внесения изменений в Правила землепользования и застройки <адрес> в отношении земельного участка с кадастровым номером исключив данный земельный участок из территориальной зоны неурегулированных вопросов по Генеральному плану (Н-1) и отнести в зону отдыха и туризма (Р-1), согласно утвержденному Генеральному плану сельского поселения, заявителю рекомендовано дополнительно получить согласования администрации сельского поселения, Министерства сельского хозяйства Республики Крым, Министерства строительства и архитектуры Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым и повторно обратиться в комиссию. Согласно ответу <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено обращение Троян М.Ю. по вопросу предоставления выписки из Правил землепользования и застройки на земельный участок. Согласно ответу Министерства строительства и архитектуры Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено обращение Троян М.Ю. по вопросу исключения земельного участка с кадастровым номером из территориальной зоны неурегулированных вопросов по Генеральному плану. Также обращения Троян М.Ю. по вопросу исключения земельного участка с кадастровым номером из территориальной зоны неурегулированных вопросов по Генеральному плану были направлены в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Министерство сельского хозяйства Республики Крым.

Таким образом, принимая во внимание вышеизложенные сведения, учитывая, что размещение объектов на земельном участке начато во время действия на территории Республики Крым законодательства Украины, которым предусматривалось на земельных участках личного крестьянского хозяйства наличие капитальных строений и сооружений, суд приходит к выводу о том, что Троян М.Ю. в течение продолжительного периода времени принимал меры к выполнению требований действующего земельного законодательства, однако выполнить такие требования до настоящего времени не представилось возможным по объективным, не зависящим от него причинам, в связи с чем отсутствие в ЕГРН на момент проверки информации об изменении вида разрешенного использования относительно земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, о чем указано в обжалуемом постановлении в качестве основания для привлечения к административной ответственности, не является достаточным доказательством виновности Трояна М.Ю. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.8 ч.1 КоАП РФ.

Между тем, как протокол об административном правонарушении, являющийся основным процессуальным документом, в котором приводятся основания для привлечения лица к административной ответственности, так и иные материалы дела, в том числе обжалуемое постановление о привлечении Трояна М.Ю. к административной ответственности, не содержат каких-либо иных доказательств, свидетельствующих о допущенных Трояном М.Ю. таких нарушений действующего законодательства, которые бы могли свидетельствовать о его вине в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.8 ч.1 КоАП РФ.

Таким образом, вышеизложенное свидетельствует о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено обжалуемое постановление.

Кроме того, как следует из мотивировочной части постановления факты, послужившие основанием для привлечения Трояна М.Ю. к административной ответственности, были выявлены должностным лицом административного органа при проведении в отношении него внеплановой выездной проверки и составления акта проверки

В силу ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении, каковым является и правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Между тем, согласно сведениям, внесенным в ЕГРН, что также нашло отражение в обжалуемом постановлении, на вышеуказанном земельном участке ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы следующие объекты нежилого назначения: дом фермера (кадастровый ), сооружение для отдыха туристов и хранения хоз. инвентаря (кадастровый ), здание фермера (кадастровый ); ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы следующие объекты нежилого назначения: сооружение для отдыха туристов и хранения хозяйственного инвентаря (кадастровый ), для отдыха туристов и хранения хозяйственного инвентаря (кадастровый ), трансформаторная подстанция (кадастровый ).

Таким образом, факт размещения на земельном участке с кадастровым номером объектов капитального строительства, должностными лицами административного органа, уполномоченного составлять протокол об административном правонарушении, был установлен в момент проведения регистрационных действий в отношении указанных объектов недвижимости – ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, т.е. установленный ст. 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения лица к административной ответственности по данной категории дел на момент рассмотрения дела об административном правонарушении истек, что исключает обсуждение вопроса об административной ответственности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем согласно положениям ст.ст. 24.5 ч.1 п.6, 30.7 ч.1 п. 3 КоАП РФ производство по данному делу подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Жалобу Трояна М.Ю. удовлетворить.

Постановление главного государственного инспектора в <адрес> и <адрес> Республики Крым по использованию и охране земель –начальника Сакского горрайонного управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Ванова А.В. от ДД.ММ.ГГГГ по делу о привлечении Трояна ФИО6 к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении Трояна ФИО7 прекратить на основании ст. 24.5 ч.1 п.6 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5, а также в ч. 5 ст. 30.9 КоАП РФ, либо опротестовано прокурором в течение 10 суток со дня его получения непосредственно в Верховный Суд Республики Крым или через Сакский районный суд Республики Крым.

Судья Вяткина С.А.