Дело №12-160/2021
УИД 86RS0007-01-2021-000551-79
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
29 марта 2021 года г. Нефтеюганск
Судья Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Ганеев Р.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «РН-Юганскнефтегаз» на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО4№-ОН от (дата) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «РН-Юганскнефтегаз»,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ХМАО-Югре ФИО4№-ОН от (дата) ООО «РН-Юганскнефтегаз», находящееся по адресу: ХМАО-Югра, <...>, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 300 000 рублей за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, обнаруженного (дата) Управлением Росприроднадзора в ходе расследования дела об административном правонарушении, выразившееся в размещении отходов бурения (бурового шлама) свыше 11 месяцев на шламовом амбаре кустовой площадки № Южно-Балыкского месторождения, не внесённого в государственный реестр объектов размещения отходов, чем нарушило ч.6, ч.7 ст. 12 Федерального Закона Российской Федерации от (дата) №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч.1 ст. 34, ч.1 ст. 39 Федерального закона от (дата) №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Не согласившись с постановлением, ООО «РН-Юганскнефтегаз» обратилось в суд с жалобой, и дополнением к жалобе, в которой просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить. Доводы мотивирует тем, что при вынесении постановления госорганом не учтено, что шламонакопитель куста скважин № Южно-Балыкского месторождения не является специализированным объектом размещения отходов. Шламонакопитель является неотъемлемой частью кустовой площадки и используется Обществом для временного накопления буровых отходов при строительстве скважины, на срок не более чем одиннадцать месяцев, в целях дальнейшей утилизации отходов, соответственно, у Общества обязанность по включению шламонакопителя куста скважин № Южно-Балыкского месторождения в государственном реестре объектов размещения отходов отсутствует. При определении срока размещения отходов, руководствуясь датой начала бурения скважины и датой окончания бурения, госорган не учел, что в период бурения в теле шламового амбара осуществлялась утилизация буровых отходов силами привлеченной подрядной организации ООО «Газхолодмаш». Срок накопления отходов в теле кустовой площадки Обществом с даты окончания бурения скважин ((дата)) до передачи отходов бурения ((дата)) подрядной организации ООО «Газхолодмаш» в целях утилизации не превышает 11 месяцев. Кроме того, в протоколе осмотра территории от (дата) (составленном в рамках административного дела №) указано, что днем обнаружения административного правонарушения является (дата) (день осмотра и отбора проб на кустовой площадке № Южно-Балыкского месторождения). Однако на указанную дату временно накопленные отходы бурения были утилизированы (утилизация окончена в августе месяце 2020), временный шламонакопитель ликвидирован, что подтверждается журналом производства работ КП-8 Южно-Балыкское месторождение, актом сдачи - приемки выполненных работ от (дата)№, а также указанный факт зафиксирован фотосьемкой. Таким образом, подрядной организацией ООО «Газхолодмаш» (утилизатором) работы по утилизации окончены (дата), срок с момента передачи отходов бурения подрядчику ((дата)) до их утилизации ((дата)) не превышает 11 месяцев. При этом заключение и протоколы КХА ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по ХМАО-Югре, представленные госорганом в качестве доказательства размещения буровых отходов, определяют лишь концентрации загрязняющих веществ в отобранных пробах и класс опасности, отобранных проб для окружающей среды. В то же время, учитывая, что в соответствии с заключенным между ПАО «НК «Роснефть» и ООО «Газхолодмаш» договором №Д от (дата) отходы бурения скважин куста № Южно-Балыкского месторождения переданы в утилизацию наряд-заказом от (дата)№, и продуктом утилизации является строительный материал Литогрунт (ТУ 23.6(дата)-27009934-2017, согласно которому класс опасности каждой партии Литогрунта должен быть не ниже 4), указанные документы ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по ХМАО-Югре не дают оснований полагать, что материал, с которого отобраны пробы, является отходами бурения.
Таким образом, ни обществом, ни подрядной организацией не превышен 11 месячный срок складирования отходов бурения на объекте, при этом госорганом не доказан факт складирования буровых отходов в шламовом амбаре сроком более чем одиннадцать месяцев, в связи с чем, событие админисративного правонарушения не доказано, в действиях общества отсутствует объективная сторона правонарушения, и как следствие, состав админисративного правонарушения.
В судебном заседании представители ООО «РН-Юганскнефтегаз» ФИО5, ФИО6 жалобу и дополнение к жалобе поддержали в полном объеме, обосновав доводами, изложенными в ней. Дополнительно просили о прекращении производства по делу, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО8 с жалобой не согласился, пояснив, что постановление является законным и обоснованным, факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами дела.
Выслушав представителей юридического лица ООО «РН-Юганскнефтегаз», государственного инспектора Управления Росприроднадзора, изучив доводы, приведенные в жалобе, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему:
Частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
Состав правонарушения, предусмотренный ч.4 ст. 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, в адрес Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) поступило письмо Региональной общественной организации «Экологическая безопасность Югры» от (дата)№-ИД, из которого следует, что зафиксированы факты грубого нарушения природоохранного законодательства при размещении отходов в шламовом амбаре куста № Южно-Балыкского месторождения нефти со стороны ООО «PH-Юганскнефтегаз».
В рамках проведения административного расследования, установлено, что в шламонакопителе кустовой площадки № Южно-Балыкского месторождения размещены отходы бурения свыше 11 месяцев.
Объект размещения отходов шламовый амбар кустовой площадки № Южно-Балыкского месторождения как объект размещения отходов не включен в государственный реестр объектов размещения отходов.
Тем самым юридическое лицо ООО «PH-Юганскнефтегаз» допустило несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, выразившееся в размещении отходов (бурового шлама) на объекте шламовый амбар кустовой площадки№ Южно-Балыкского месторождения, не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов.
Факт совершения ООО «РН-Юганскнефтегаз» подтверждается: протоколом об административном правонарушении №-ОН от (дата); письмом Региональной общественной организации «Экологическая безопасность Югры» №-ИД от (дата); определением №-ОН от (дата) о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; определением №-ОН от (дата) об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении; определением №-ОН от (дата) об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении; письмом общества № от (дата), согласно которому общество представило сведения о фактически пробуренных скважинах, сроках начала и окончания бурения скважин в шламонакопителе кустовой площадки № Южно-Балыкского месторождения от скважин 9129, 9017, 9074, 9073, 9072, 9131, 8960Б, 9016, 8847, 9015Б, 8961, 9409; выпиской из ЕГРЮЛ; протоколом осмотра (дата) кустовой площадки 8 Южно-Балыкского месторождения; заключением ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» от (дата)№, протоколом осмотра и отбора проб, согласно которым «критериям отнесения отходов к I-IV классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду (приказ МПР и экологии РФ № от (дата)) данные отходы относятся к IV классу опасности (малоопасные); видеозаписью осмотра и отбора проб; договором №-ДА аренды лесного участка от (дата); договором аренды лесного участка для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых №-ДА от (дата); договором №Д на выполнение работ по утилизации отходов бурения с последующей рекультивацией объектов временного накопления отходов бурения на территории хозяйственной деятельности ПАО «НК «Роснефть» в ХМАО-Югре» от (дата).
Оснований не доверять совокупности приведенных доказательств не имеется, поскольку они последовательны, непротиворечивы, полностью согласуются между собой. В связи с чем, судья признает, собранные по делу доказательства допустимыми, достоверными и достаточными.
При таких обстоятельствах, выявленные нарушения свидетельствуют о нарушении ООО «РН-Юганскнефтегаз» требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления.
Доводы общества об отсутствии события и состава вменяемого правонарушения подлежат отклонению, по следующим основаниям:
В силу части 1 статьи 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от (дата) № 7-ФЗ, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 39 названного Федерального закона от (дата) № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от (дата) № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Пунктом 2 ст. 11 Федерального Закона Российской Федерации от (дата) № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В соответствии с п. ст. 12 Федерального Закона Российской Федерации от (дата) № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от (дата)№ «Об утверждения Порядка ведения государственного кадастра отходов» определен порядок ведения государственного кадастра отходов (далее - Порядок №), который предусматривает порядок ведения ФИО2, в том числе государственный реестр объектов размещения отходов с (дата).
Согласно п. 16 Порядка № государственный реестр объектов размещения отходов включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Статья 1 Федерального Закона Российской Федерации от (дата) № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет, что объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов. Размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
В соответствии с п. ст. 12 Федерального Закона Российской Федерации от (дата) № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Как следует из материалов дела, установлено в ходе судебного заседания, и не отрицается Обществом, согласно проектной документации «Обустройство кустов скважин №,405,415 Южно-Балыкского месторождения», в ходе бурения скважин были образованы отходы бурения из расчета 720м3 на 1 наклонно-направленную скважину и 1050м3 на одну горизонтальную скважину.
Как следует из представленных Обществом сведений о фактически пробуренных скважинах, сроках начала и окончания бурения скважин на кустовой площадке № Южно-Балыкского месторождения, а именно скважины 9129 начало бурения – (дата), окончание (дата); скважины 9017 начало бурения – (дата), окончание (дата); скважины 9074 начало бурения – (дата), окончание (дата); скважины 9073 начало бурения – (дата), окончание (дата); скважины 9072 начало бурения – (дата), окончание (дата); скважины 9131 начало бурения – (дата), окончание (дата); скважины 8960Б начало бурения – (дата), окончание (дата).
По данным скважинам 11 месячный срок складирования отходов бурения после окончания бурения указанных скважин соответственно истек (дата), (дата), (дата), (дата), (дата), (дата), (дата).
При этом утилизация отходов бурения с последующей рекультивацией объектов временного накопления отходов бурения началась (дата), что подтверждается сведениями из журнала производства работ ООО «Газхолодмаш» НП-8 Южно-Балыкского м/р.
Таким образом, факт размещения отходов бурения от указанных скважин на кустовой площадке № Южно-Балыкского месторождения свыше 11 месяцев (дата начала бурения скважин (дата), дата окончания бурения скважин (дата), 11 месяцев после окончания бурения (дата)), не внесённого в государственный реестр объектов размещения отходов, нашел свое подтверждение в судебном заседании.
При этом, судья не принимает во внимание сведения о фактически пробуренных скважинах на кустовой площадке № Южно-Балыкского месторождения, а именно скважин 9016 (начало бурения (дата), окончание (дата)), 8847 (начало бурения (дата) окончание (дата)), 9015Б (начало бурения (дата), окончание (дата)), 8961 (начало бурения (дата), окончание (дата)), 9409 (начало бурения (дата), окончание (дата)), поскольку данные сведения в состав правонарушения не входят, в связи с тем, что 11 месячный срок складирования отходов бурения после окончания бурения скважин истек соответственно (дата), т.е. в период утилизации отходов бурения с последующей рекультивацией объектов временного накопления отходов бурения подрядной организацией, которая началась (дата).
Таким образом, установлено, что шламовый амбар кустовой площадки № Южно-Балыкского месторождения как объект размещения отходов не включен в государственный реестр объектов размещения отходов, доказательств обратного суду не представлено.
Доводы жалобы о том, что при определении срока размещения отходов, руководствуясь датой начала бурения скважины и датой окончания бурения, госорган не учел, что в период бурения в теле шламового амбара осуществлялась утилизация буровых отходов, является необоснованными, поскольку как установлено в ходе судебного заседания, в период с даты начала бурения скважин (дата), до окончания бурения скважин (дата), размещались отходы бурения, доказательств того, что в теле шламового амбара осуществлялась утилизация буровых отходов силами подрядной организации в данный период, не представлено, материалами дела не подтверждается.
Ссылка юридического лица о том, что подрядной организацией работы по утилизации окончены (дата), срок с момента передачи отходов бурения подрядчику ((дата)) до их утилизации ((дата)) не превышает 11 месяцев, является не состоятельной, поскольку, исходя анализа требований Федерального Закона Российской Федерации от (дата) № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Приказа Минприроды России от (дата)№ «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов», следует, что юридическое лицо обязано было внести объект размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов, не с момента передачи отходов бурения подрядчику, а с момента образования данных отходов сроком более чем одиннадцать месяцев.
Доводы жалобы о том, что шламонакопитель куста скважин кустовой площадки № Южно-Балыкского месторождения не является специализированным объектом размещения отходов, соответственно, у Общества обязанность по включению шламонакопителя куста скважин в государственном реестре объектов размещения отходов отсутствует, являются необоснованными, по следующим основаниям:
Частью 6 статьи 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от (дата) N 89-ФЗ предусмотрено внесение объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от (дата) N 792 утвержден Порядок ведения государственного кадастра отходов, разделом 3 которого предусмотрен государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО), включающий свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 17 данного Порядка не подлежат включению в ГРОРО: объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком; объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством Российской Федерации; специальные объекты размещения радиоактивных отходов; скотомогильники.
Данная норма определяет исчерпывающий перечень объектов, которые не подлежат включению в ГРОРО, к таковым объект ООО «РН-Юганскнефтегаз», не относится.
Иные доводы жалобы, не могут быть приняты во внимание, так как не влияют на законность принятого постановления по делу об административном правонарушении.
Частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу этой нормы под всеми зависящими от юридического лица мерами
по соблюдению требований законодательства понимаются такие его действия, которые предшествуют совершению административного правонарушения и свидетельствуют о стремлении юридического лица исполнить возложенные на него обязанности и не допустить совершения административного правонарушения.
Доказательства, свидетельствующие о том, что общество предприняло все зависящие от него необходимые, своевременные и достаточные меры по соблюдению требований законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, в материалах дела не представлены.
ООО «РН-Юганскнефтегаз», являясь юридическим лицом, допустило несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, выразившееся в размещении отходов (бурового шлама) на объекте шламовый амбар кустовой площадки№ Южно-Балыкского месторождения, не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов.
Таким образом, выводы Росприроднадзора о том, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья находит обоснованными.
Постановление о привлечении ООО «РН-Юганскнефтегаз» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесено уполномоченным на то должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о прекращении производства по делу, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, являются несостоятельными, поскольку из материалов дела усматривается, что нарушение, вмененное обществу, связано с законодательством в области охраны окружающей природной среды, носит длящийся характер, было выявлено в ходе осмотра, проведенного (дата), следовательно, установленный для данной категории административных правонарушений годичный срок давности на период рассмотрения дела должностным лицом административного органа, не истек.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч.4 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является обоснованным.
Оснований для отмены или изменения постановления должностного лица по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО4№-ОН от (дата), которым ООО «РН-Юганскнефтегаз» привлечено к административной ответственности, за совершение правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей - оставить без изменения, жалобу ООО «РН-Юганскнефтегаз» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в 10-дневный срок со дня вручения или получения копии решения в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с подачей жалобы или протеста через Нефтеюганский районный суд.
Судья: подпись
Копия верна: судья Р.Г. Ганеев
Подлинник решения находится в Нефтеюганском районном суде ХМАО - Югры в деле № 12-160/2021
«Решение не вступило в законную силу».