Судья: Арзуманова И.С. Дело № 12-1617/15
Решение
«26» мая 2015 года <...>
Судья Краснодарского краевого суда < Ф.И.О. >3 рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «ПромСтройСтандарт» < Ф.И.О. >2 на решение судьи Советского районного суда <...> от <...>, по делу об административном нарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ в отношении ООО «ПромСтройСтандарт»,
установил:
постановлением управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и <...> (Росприроднадзор) от 04.12.2014г. № 05-101-72И-4 ООО «ПромСтройСтандарт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.45 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере - 500 000 рублей.
Генеральный директор ООО «ПромСтройСтандарт» < Ф.И.О. >2 обратился в суд с жалобой на это постановление, просил его отменить, а производство по делу прекратить в виду отсутствия в действиях общества состава административного правонарушения.
Обжалуемым решением судьи Советского районного суда <...> от <...> в удовлетворении жалобы отказано, постановление Росприроднадзора оставлено без изменения.
В жалобе генеральный директор «ПромСтройСтандарт» < Ф.И.О. >2 просит отменить решение судьи райсуда и принять новый судебный акт, полагая, что судом первой инстанции были нарушены нормы права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судья вышестоящей инстанции не находит оснований для отмены решения.
Как следует из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, 12.09.2014г. управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и <...> произведен осмотр земельного участка общей площадью 14572 кв.м. по адресу: <...>, кадастровый номер 23:43:0426010:37, категория земель: земли населенных пунктов - многоэтажное жилищное строительство, принадлежит ООО «Габион» на основании свидетельства о государственной регистрации права серии 23-АЛ № 341475. На основании договора строительного подряда <...> от 02.12.2013г., заключенного между заказчиком - ООО «Габион» и генподрядчиком - ООО «ПромСтройСтандарт», осуществление строительства и связанные с ним работы (включая работы по организации строительства) объекта капитального строительства: «Многоквартирные жилые дома по <...> в <...>» производит юридическое лицо - ООО «ПромСтройСтандарт».
Участок производства строительных работ с кадастровым номером 23:43:0426010:37 находится в районе географических координат широта N 45°00"19.48" долгота Е 39°03"49.81" и частично расположен в водоохраной зоне поверхностного водного объекта Старая Кубань. Ширина водоохраной зоны для водного объекта Старая Кубань (как и реки Кубань) устанавливаются в размере 200 м.Длина водотока поверхностного водного объекта река Кубань составляет 89,4 км, в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 65 Водного Кодекса РФ, ширина водоохраной зоны данного водного объекта составляет 200 м.
В соответствии с п. «б» ст. 1 Постановления Законодательного Собрания Краснодарского края от <...> № 1492-П «Об установлении ширины водоохранных зон и ширины прибрежных защитных полос рек и ручьев, расположенных на территории Краснодарского края» ширина прибрежной защитной полосы поверхностного водного объекта <...> составляет 50 м.
Земельный участок юридического лица ООО «Габион» расположен за границами прибрежной защитной полосы водного объекта Старая Кубань, минимальное расстояние от уреза воды до участка ориентировочно составляет 61,3 м. Указанный участок частично расположен в водоохраной зоне поверхностного водного объекта Старая Кубань, ориентировочная площадь территории участка, находящаяся в границах водоохраной зоны, составляет 11912,12 м. кв..
Таким образом, часть территории земельного участка с кадастровым номером 23:43:0426010:37 имеет специальный статус, которая в силу законодательства является охранной зоной с ограниченным режимом природопользования, а именно ограничения по режиму использования: водоохранная зона.
Водоохранная зона - это территория, примыкающая к береговой линии морей, рек, ручьёв, каналов, озёр, водохранилищ. В соответствии с ч. 1 ст. 65 Водного Кодекса РФ, в водоохраной зоне устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В соответствии с ч. 1 ст. 61 Водного кодекса РФ проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах, в границах особо ценных водно-болотных угодий осуществляется в соответствии с требованиями водного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности.
На основании ч. 1 ст. 34 Федерального закона от <...> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
При изучении Проекта ООС было установлено, что в соответствии с пунктом 12.3 «Водоотведение объекта» - часть строительство, запроектированы следующие системы канализации на период проведения строительных работ: бытовая, производственная (от мойки колес автотранспорта, бетоносмесителей), дождевая.
Пунктом 12.3 Проектной документации предусмотрен в период проведения строительных работ отвод хозяйственно-бытовых стоков в существующие канализационные сети.
В судебном заседании установлено, что при проведении Управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Р. Адыгея натурного осмотра территории строительной площадки, наличие организованного отвода хозяйственно-бытовых стоков в существующие канализационные сети не выявлено.
Согласно договору возмездного оказания услуг <...> от 11.06.2014, заключенного между ООО «ПромСтройСтандарт» и ООО «Коммунальная энергосервисная компания», исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, предусмотренные договором, а именно: прием дождевых стоков в объеме 2000-5000 тыс. куб.метров в месяц в ливневую канализацию по адресу: <...>.
Согласно п.4.3 раздела 4 договора факт оказания услуг исполнителем и получения их заказчиком должен быть подтвержден актом об оказании услуг, подписанным обеими сторонами, основанный на объеме сбрасываемых стоков, рассчитанных по производительности и времени работы насосов. К указанному договору прилагается протокол соглашения о договорной цене, в котором установлена величина договорной цены в размере 30 рублей за 1 куб. метр принимаемых дождевых стоков.
Договор возмездного оказания услуг является свидетельством о намерении передачи юридическим лицом ООО «ПромСтройСтандарт» ливневых сточных вод с территории строительной площадки предприятию ООО «КЭСК», однако сам факт передачи ливневых сточных вод не подтвержден, отсутствуют (не предоставлены) акты об оказании услуг, подписанные обеими сторонами, основанные на объеме сбрасываемых стоков, рассчитанные по производительности и времени работы насосов.
Согласно условиям подключения к ливневой канализации (временные) от <...> № 24/5753, выданных юридическому лицу ООО «Габион» Департаментом строительства администрации муниципального образования <...>, разрешенный объем водоотведения - 7,5 л/сек (20088м.куб./мес). Указанный объем водоотведения многократно ниже объема, указанного в договоре возмездного оказания услуг, заключенного между ООО «ПромСтройСтандарт» и ООО «КЭСК».
Установлено, что в рассматриваемой документации отсутствовали условия подключения к ливневой канализации юридического лица ООО «ПромСтройСтандарт».
В п. 12.8 раздела 12 Проекта ООС в связи с расположение участка строительства в водоохранной зоне поверхностного водного объекта Старая Кубань предусмотрены водоохранные мероприятия на период строительства. А именно комплекс мероприятий профилактического плана, направленных на снижение степени загрязнения поверхностного стока и предотвращения переноса загрязнителей со стройплощадок на сопредельные территории. К ним относятся: устройство вертикальной планировки территории с засыпкой пониженных участков рельефа и обустройство зоны строительства организованным отводом поверхностного дождевого стока по системе водоотводных лотков. Поверхностные водоотводные лотки устанавливаются но периметру строительной площадки с учетом рельефа местности.
Однако в рамках проведения управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и <...> натурного обследования визуально не выявлена вертикальная планировка территории с засыпкой пониженных участков рельефа, генеральным подрядчиком ООО «ПромСтройСтандарт» произведена обратная работа - выкопаны многочисленные негерметичные грунтовые котлованы для сбора ливневых, дренажных вод. Со стороны котлованов по направлению к ливне приёмному колодцу, расположенному за пределами площадки строительства отведены многочисленные пожарные рукава (шланги).
На момент обследования котлованы были переполнены водой, организованный отвод поверхностного дождевого стока по системе водоотводных лотков отсутствовал на строительной площадке.
Установка на территории строительной площадки временного открытого заглубленного герметичного (железобетонного накопительного резервуара), который состоит из двух раздельных между собой вертикальной перегородкой камер. Также проектом предусмотрено, что по мере накопления первой разделительной камеры дождевые стоки доходят до верхней части разделительной вертикальной перегородки и начинают переливаться во вторую разделительную камеру. После заполнения второй разделительной камеры дождевая вода направляется в сеть городской дождевой канализации.
Однако, указанное сооружение на строительной площадке «Многоквартирные жилые дома по <...> в <...>» отсутствует.
Пунктом 12.3 Проектной документации предусмотрено, что строительная площадка должна быть оборудована пунктом очистки и мойки колес автотранспорта. На площадке строительства устанавливаются две накопительные непроницаемые металлические емкости для сбора загрязненных стоков: от мойки колес автотранспорта и дождевого стока с загрязненных участков. Загрязненные стоки из накопительных емкостей периодически должны вывозиться специальной организацией, имеющей лицензию.
Также п. 12.9 Проектной документации установлено, что при выезде автотранспорта со строительной площадки каждого этапа строительства колеса автомобилей должны быть очищены от строительной грязи на специально отведенной площадке с твердым покрытием, со сбором стоков в металлические отстойники. Собранная после очистки строительная грязь должна регулярно вывозятся автотранспортом за пределы строительной площадки. Вынос строительной грязи на проезжую часть улиц города не допускается. Для снижения неблагоприятного воздействия на водную среду, при проведении строительства предусмотрена обязательная мойка колес при выезде со стройплощадки, указанное мероприятие направлено на снижение степени загрязнения поверхностного стока и предотвращения переноса загрязнителей со стройплощадки на сопредельные территории.
При проведении управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и <...> натурного осмотра территории строительной площадки был установлен пункт мойки колес автотранспорта, расположенный при выезде с территории объекта. Пункт мойки колес транспорта представлен бетонными плитами (для стоянки техники), укладка которых произведена не плотно - между плитами имеются значительные расстояния, отсутствует обваловка твердого покрытия, имеет один лоток для направления поверхностного стока в отстойник.
Кроме этого в соответствии с п. 12.3, 12.9 сбор стоков от мойки колес транспортных средств должен осуществляться в металлические емкости. Однако в нарушении указанных Проектных требований сбор стоков от мойки колес производится в 1 железобетонный колодец.
Кроме этого, в соответствии с п. 12.9 Проектной документации на площадке производства строительных работ должно быть оборудовано устройство временного открытого заглубленного герметичного (железобетонного) накопительного резервуара. Резервуар должен состоять из двух разделенных между собой вертикальной перегородкой камер. Поступающие во время осадков дождевые сточные воды, попадая в систему поверхностных водоотводящих лотков, устремляются к накопительному резервуару.
Попадая внутрь резервуара вода поступает в первую разделительную камеру, где происходит осаждение основной массы взвешенных загрязняющих веществ и осветление ливневых стоков до 70%. По мере наполнения первой разделительной камеры дождевые стоки доходят до верхней части разделительной вертикальной перегородки и начинают переливаться во вторую разделительную камеру. После заполнения второй разделительной камеры дождевая вода направляется в сеть городской дождевой канализации. Также Проектной документацией предусматривается регулярная очистка первой разделительной камеры накопительного резервуара от осадка по мере его накопления. Собранный осадок должен вывозится за пределы строительной площадки для утилизации.
Однако при проведении управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и <...> натурного осмотра территории строительства наличие заглубленного герметичного (железобетонного) накопительного резервуара не выявлено.
Кроме прочего, при обследовании котлована, расположенного в районе прокладки бетонных плит, был обнаружен заглубленный бетонный накопитель. Согласно устных пояснений представителя подрядной организации, было установлено, что дынный накопитель предназначен для сбора грунтовых вод, с целью организации возможности производства земельных работ и забивания железобетонных свай в грунт. Данный металлический накопитель не предусматривает очистку грунтовых (дренажных) вод. В накопителе находился электрический погружной насос и резиновый шланг с помощью которых осуществлялась перекачка воды из накопителя в котлован - накопитель воды. На момент обследования проводилась откачка грунтовых (дренажных) вод непосредственно в котлован, расположенный к запада -восточной окраине участка, на расстоянии, ориентировочно, 100м от водного объекта Старая Кубань.
В связи с загрязнением нефтепродуктами грунта дна котлована от агрегатов дизельного молота, а также в связи со складированием отходов и оборудования, загрязненных нефтепродуктами на грунтовом покрытии (раннее проводилось описание) возможно попадание загрязняющих веществ - нефтепродуктов в грунтовые (дренажные) воды.
Указанная бетонная емкость для сбора грунтовых (дренажных) вод и процедура откачки данных вод в дополнительные котлованы не предусмотрены Проектной документацией.
В связи с наличием на строительной площадке, фактов розлива нефтепродуктов, складирования в несанкционированных местах тары, загрязненной нефтепродуктами, а также осуществления заправки нефтепродуктами строительной техники возможно загрязнение дренажных вод, в том числе вод в указанном котловане. Указанное влечет за собой возможность загрязнения, засорения, заиления и истощения вод водного объекта Старая Кубань.
Котлован для сбора грунтовых (дренажных) и ливневых вод и процедура откачки данных вод не предусмотрены Проектной документацией.
На основании вышеизложенного установлено, что объект строительства -«Многоквартирные жилые дома по <...> в <...>», частично расположенный в границах водоохранной зоны поверхностного водного объекта Старая Кубань, не оборудован сооружениями, обеспечивающими охрану указанного водного объекта от загрязнения, заиления и истощения.
Материалами дела установлено, что на указанном объекте строительства, отсутствовали следующие сооружения: централизованные системы водоотведения (канализации); централизованные ливневые системы водоотведения; сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод); предусмотренные Проектной документацией локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и Водного кодекса РФ; сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и предусмотренные Проектной документацией системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.
Таким образом, нарушены требования водоохранного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды, предусмотренные ч. 1 ст. 34 Федерального закона от <...> № 7-ФЗ, ч. 1 ст. 61, ч. 16 ст. 65 Водного кодекса РФ.
Ст. 3 Федерального закона от <...> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека и д.р.
Ст. 75 Федерального закона от <...> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлены виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Так за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливаются имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
В действиях (бездействиях) юридического лица ООО «ПромСтройСтандарт» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.45 Ко АП РФ - не выполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что постановление о назначении административного наказания от 04.12.2014г. № 05-101-72И-4 вынесено управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и <...> в отношении юридического лица ООО «ПромСтройСтандарт» законно и обоснованно.
Оснований для отмены или изменения обоснованного и мотивированного решения судьи Советского районного суда <...> не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 – 30.9 КоАП РФ, судья вышестоящей судебной инстанции
решил:
решение судьи Советского районного суда <...> от <...> оставить без изменения, а жалобу генерального директора ООО «ПромСтройСтандарт» < Ф.И.О. >2 - без удовлетворения.
Судья
краевого суда < Ф.И.О. >3