Дело № 12-1619/2019
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
г. Якутск 13 сентября 2019 года
Судья Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) Москвитина М.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «Прометей+» ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка №62 г. Якутска Республики Саха (Якутия) от 13 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Прометей+»,
у с т а н о в и л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 63 г. Якутска Республики Саха (Якутия) от 13 августа 2019 года юридическое лицо - Общество с ограниченной ответственностью «Прометей+» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, директор ООО «Прометей+» ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава правонарушения, ссылаясь на то, что в обязанности управляющей компании работы по текущему ремонту асфальтно-бетонного покрытия, расположенного на придомовой территории по адресам: <...> а также обеспечение исправного технического состояния детской-спортивной площадки на земельном участке с кадастровым номером 14:36:107007:637, не входят. Обязанность по содержанию асфальтно-бетонного покрытия дворовой территории в исправном состоянии, осуществление текущего ремонта такой территории, содержание и ремонт детской-спортивной площадки возложена на органы местного самоуправления, в договорах управления многоквартирными домами услуги по содержанию и ремонту асфальтно-бетонного покрытия, детской детской-спортивной площадки не включены, плата за данные услуги с собственников не взимается.
В судебном заседании представитель ООО «Прометей+» по доверенности ФИО2 доводы, изложенные в жалобе, поддержала, просила постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения, дополнительно пояснив, что решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 августа 2019 года предписание №08-02-242-19-Л от 07 мая 2019 года признано недействительным.
Представитель Управления госстройжилнадзора по Республике Саха (Якутия) по доверенности ФИО3, в судебном заседании с жалобой не согласился, просил отказать в удовлетворении жалобы, постановление мирового судьи оставить в силе.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав доводы жалобы, приложенные к ней документы, материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Согласно ч.2 ст.14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, 07 мая 2019 года в ходе внеплановой выездной проверки по обращению ФИО4, руководителя Управы Автодорожного округа, выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений нормативных) правовых актов): многоквартирные дома №21, 23 по ул.Крупская, д.№1 по ул.Чкалова, находятся в управлении ООО «Прометей+», что подтверждается реестром, а также представленными договорами управления. В ходе визуального осмотра земельных участков вышеуказанных многоквартирных домов, установлено следующее: 1. Асфальтобетонное покрытие проездов придомовых территорий, на которых расположены вышеуказанные многоквартирные дома, находится в неудовлетворительном состоянии, имеются многочисленные продольные и поперечные трещины, выбоины, ямы, проломы, выкрашивание покрытия. 2. Техническое состояние детской-спортивной площадки расположенной на земельном участке дома №23 по ул.Крупская находится также в неудовлетворительном состоянии, имеются многочисленные повреждения ограждения, порывы сетки рыбица, разрушение целостности прорезиненного покрытия, выкрашивание отдельных участков.
По результатам проведения внеплановой выездной проверки по контролю, инспектором Управления госстройжилнадзора по РС (Я) ФИО5, юридическому лицу ООО «Прометей+» вынесено предписание №08-02-242-19-Л от 07 мая 2019 года со сроком устранения до 28 июня 2019 года.
Указанное выше явилось основанием для составления протокола об административном правонарушении от 24 мая 2019 года в отношении ООО «Прометей+» по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Признавая данный факт установленным, мировой судья пришел к выводу о привлечении юридического лица ООО «Прометей+» к административной ответственности по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.
Вместе с тем состоявшееся по делу постановление мирового судьи, законным признать нельзя в связи с нижеследующим.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в частности, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 1, 2 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частями 4.1 и 5 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 г. №1110 утверждено положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно п. 3 указанного Положения, лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации; г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В силу п.п. «ж» п. 11 Правил "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Из п. 42 указанных Правил следует, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Как следует из материалов дела ООО «Прометей+» является управляющей компанией многоквартирных домов №21, №23, расположенных по улице Крупской и дома №1 по улице Чкалова, что подтверждается соответствующими договорами управления многоквартирными домами, согласно которым Общество оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества.
В силу п.4 ч.1 ст.36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Между тем как усматривается из материалов дела, детская спортивная площадка имеет отдельный кадастровый номер 14:36:107007:637, что соответственно относится к муниципальной собственности и не входит в состав общего имущества собственников многоквартирных домов расположенных по адресу: <...>
Согласно п.3.2.5 Устава Управы Автодорожного округа Муниципального казенного учреждения «город Якутск», утвержденного распоряжением Окружной администрации города Якутска от 19 марта 2015 года №426-р, учреждение в области благоустройства и озеленения является заказчиком по проведению следующих видов работ на территории округа с включением финансовых средств в сметы: строительство детских игровых и спортивных площадок и их текущее содержание (ремонт, замена ограждений, игровых и спортивных конструкций, покраска); обустройство дворовой территории (замена, ремонт ограждения, подсыпка, снос ветхих, сгоревших кладовок, текущее содержание); весенне-летняя уборка внутриквартальных территорий.
В соответствии с приложением к Уставу городского округа «город Якутск», размещенного в общедоступной сети Интернет, административная территория «Автодорожная» с включением улиц Чкалова, Крупской, относится к Управе Автодорожного округа «город Якутск».
Кроме того, в соответствии с программой «Обеспечение устойчивого функционирования дорожного хозяйства и благоустройство территорий городского округа «город Якутск», утвержденной Постановлением Окружной администрации г.Якутска от 28 декабря 2017 года №341п «О внесении изменения в постановлении Окружной администрации г.Якутска от 28 сентября 2012 года №178п «Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение функционирования и развитие жилищно-коммунального хозяйства городского округа на 2013-2019 годы» включает в себя систему подпрограммных мероприятий направленных в том числе на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов, ответственным исполнителем программы является Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Окружной администрации города Якутска.
Данные обстоятельства мировым судьей оставлены без внимания, что противоречит ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем приведенные выше обстоятельства указывают на отсутствие вины ООО «Прометей+» во вменяемом правонарушении.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ООО «Прометей+» не является субъектом правонарушения, следовательно, в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения.
Отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение б отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи судебного участка №62 г. Якутска Республики Саха (Якутия) от 13 августа 2019 года в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Прометей+» подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, суд
р е ш и л:
Постановление мирового судьи судебного участка №62 г. Якутска Республики Саха (Якутия) от 13 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Прометей+», отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья п/п М.Р. Москвитина
Копия верна:
Судья М.Р. Москвитина