ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-161/18 от 10.07.2018 Сокольского районного суда (Вологодская область)

Дело № 12 -161/2018

РЕШЕНИЕ

г. Сокол 10 июля 2018 года

Судья Сокольского районного суда Вологодской области Попова Е.Б., рассмотрев жалобу администрации Сокольского муниципального района Вологодской области на постановление мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 36 от 15 мая 2018 года, которым администрация Сокольского муниципального района Вологодской области освобождена от административной ответственности по части 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ввиду малозначительности правонарушения, объявлено устное замечание, производство по делу прекращено,

УСТАНОВИЛ:

постановлением мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 36 от 15 мая 2018 года администрация Сокольского муниципального района Вологодской области освобождена от административной ответственности по части 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) ввиду малозначительности правонарушения, объявлено устное замечание, производство по делу прекращено.

Оспаривая правомерность привлечения к административной ответственности, администрация Сокольского муниципального района Вологодской области обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 36 отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях юридического лица состава вменяемого административного правонарушения. В обоснование доводов жалобы указано, что в бюджете Сокольского муниципального района сформирован финансовый резерв на ликвидацию чрезвычайных ситуаций в размере 271000 рублей, своевременно проведены необходимые мероприятия, сформирован перечень поставщиков по группам закупок по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года, в Комитет гражданской защиты и социальной безопасности Вологодской области ДД.ММ.ГГГГ года направлена заявка на обучение должностных лиц, в связи с чем объективная сторона бездействия юридического лица, выраженная в невыполнении предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а равно невыполнения требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения, отсутствует.

В судебное заседание представитель администрации Сокольского муниципального района Вологодской области не явился, извещён надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, доводы жалобы поддержал, указав в обоснование, что приобретение материальных ресурсов в резерв осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», согласно которому определён перечень поставщиков по группам закупок, также в бюджете района сформирован финансовый резерв на ликвидацию чрезвычайных ситуаций в размере 271000 рублей, вместе с тем, в рамках указанных процедур по предварительному отбору поставщиков заключение договоров (контрактов) с перечнем поставщиков не предусмотрено на данном этапе, при этом при наступлении необходимости оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с одним из участников предварительного отбора по каждой группе закупок будет заключён договор (контракт). По факту непроведения обучения председателя и двух членов комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности района в административный орган направлены заявки ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, все необходимые мероприятия проведены, в связи с чем в действиях юридического лица отсутствует состав вменяемого правонарушения.

Представитель Комитета гражданской защиты и социальной безопасности Вологодской области ФИО1 в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещён о дате, времени и месту судебного разбирательства, в представленных возражениях на жалобу просил постановление мирового судьи оставить без изменения, жалобу – удовлетворения, указал, что исполнение обязательств органами местного самоуправления по созданию резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций определено п. «д» ст. 2,ст. 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 20 постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 года №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», п.п. 2,3,4,5,6 постановления Правительства РФ от 10 ноября 1996 года №1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», согласно которым резервы создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, при этом при отсутствии возможности размещать данные резервы на объектах, предназначенных для их хранения, заключаются договоры (контракты) с поставщиками. На момент проверки установлено, что юридическим лицом определён список поставщиков, однако договоры с поставщиками не заключены, что не позволило определить возможности поставщиков по обеспечению материальных резервов с учётом утверждённой номенклатуры, в связи с чем на момент проверки заблаговременно резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций не создан, председатель и два члена комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не прошли соответствующее обучение, направленная администрацией заявка таковым не является.

Судья, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, возражений на них, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. Предмет правонарушения - требования норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Требования норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций регламентированы Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ.

Объективная сторона правонарушения характеризуется бездействием. Бездействие может выражаться в невыполнении предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнении требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения (ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ).

С субъективной стороны совершение данного правонарушения должностным лицом возможно как умышленно, так и по неосторожности.

В силу положений статьи 25 Федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.

Согласно п. 20 постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 года №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций. Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями. Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.

В соответствии со статьёй 20 Федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» руководители и другие работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в образовательных организациях по основным профессиональным образовательным программам.

Как следует из материалов дела, на основании приказа председателя Комитета гражданской защиты и социальной безопасности Вологодской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ года в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации Сокольского муниципального района Вологодской области проведена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера согласно утверждённому Плану проведения плановых проверок органов местного самоуправления на 2018 год от ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе проверки установлено, что юридическим лицом - администрацией Сокольского муниципального района Вологодской области допущены нарушения требований законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: ст. 2, ст. 11, ст. 25 Федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 11, п. 20 постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 года №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», п.п. 2,3,4,5,6 постановления Правительства РФ от 10 ноября 1996 года № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, постановления Правительства РФ от 04 сентября 2003 года № 547 «Об утверждении Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», приказа МЧС РФ от 19 января 2004 года №19 «Об утверждении Перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований», выразившиеся в следующем:

- ДД.ММ.ГГГГ года в администрации Сокольского муниципального района Вологодской области по адресу: <адрес> не создан заблаговременно резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не заключены договоры (контракты), которые являются основным документом, определяющим права и обязанности сторон и регулируют экономические, правовые, имущественные и организационные отношения между заказчиком и поставщиком, а также требуется согласование расчётов выделяемым финансовым средствам из резервного фонда и утверждённой номенклатурой резерва материальных ресурсов, других предполагаемых расходов на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- отсутствуют свидетельства о проведении обучения председателя и двух членов Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечению пожарной безопасности района.

Установлено, что постановлением администрации Сокольского муниципального района Вологодской области от 31 октября 2013 года № 432 «О порядке создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов Сокольского муниципального района для ликвидации чрезвычайных ситуаций» утверждён порядок создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (п.1). Согласно п. 2 Порядка создания резерва материальных ресурсов резерв создается заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств. Пунктом 13 указанного порядка предусмотрено, что вместо приобретения и хранения материальных ресурсов допускается заключение договоров на экстренную их поставку с организациями, имеющими эти ресурсы в постоянном наличии. Указанным постановлением определены номенклатура и объёмы резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций Сокольского муниципального района.

Постановлением Главы администрации Сокольского муниципального района Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке расходования средств резервного фонда Сокольского муниципального района.

Согласно п. 4 вышеназванного постановления средства резервного фонда администрации Сокольского муниципального района направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных работ по ликвидации стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем году.

Решением Муниципального Собрания Сокольского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете Сокольского муниципального района на 2016 года (пункт раздела «Бюджетные ассигнования бюджета района» - размер резервного фонда администрации Сокольского муниципального района на 2016 год – 441,2 тыс. рублей) и от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете Сокольского муниципального района на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» (пункт <данные изъяты> раздела «Бюджетные ассигнования бюджета района» - размер резервного фонда администрации Сокольского муниципального района на 2017 года – 441,2 тыс. рублей, на 2018 год – 441,2 тыс. рублей, на 2019 год – 441,2 тыс. рублей) утверждён бюджет Сокольского муниципального района на 2016 год, 2017 год и плановые периоды 2018 и 2019 годов.

Постановлением администрации Сокольского муниципального района Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ года внесены изменения в номенклатуру и объёмы резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций Сокольского муниципального района.

Проверкой установлено, что администрацией в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» определен перечень поставщиков по состоянию на дату 05 сентября 2017 года, вместе с тем, договоры (контракты) с поставщиками не заключены, в связи с чем не установлены возможности поставщиков по обеспечению материальных резервов с учётом утверждённой номенклатуры, тогда как данный резерв материальных ресурсов должен быть создан заблаговременно с целью своевременного обеспечения пострадавшего в результате чрезвычайных ситуаций населения всеми необходимыми для этого средствами.

С учётом изложенного доводы администрации района о том, что заключение договоров на этапе формирования перечня поставщиков не предусмотрено и возможно лишь при необходимости оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, суд считает необоснованными.

Кроме того, председателем и двумя членами Комиссии не пройдено обучение по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности, при этом, поданные заявки не являются основанием для признания уважительными причин непрохождения обучения, поскольку на основании заявки Комитетом составлен план, согласно которому обучение должны пройти в специализированном учреждении БОУ ДПО ВО «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям ВО» председатель и члены комиссии в марте - апреле 2017 года, вместе с тем, обучение данными лицами не пройдено как в установленные сроки, так и на момент проверки, а пройдено только в апреле 2018 года, то есть после проведения проверки и вынесения предписания, следовательно, факты нарушения имели место.

В силу статьи 2.10 КоАП РФ юридическое лицо подлежит административной ответственности в случаях, предусмотренных статьями раздела 2 настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт нарушения администрацией Сокольского муниципального района Вологодской области законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций подтверждается протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки юридического лица от 16 марта 2018 года №34, другими материалами дела, которые были всесторонне и полно проверены и оценены в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в бездействиях администрации Сокольского муниципального района Вологодской области состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает при малозначительности совершённого административного правонарушения право судьи, органа, должностного лица, уполномоченных решить дело об административном правонарушении, освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 24 марта 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях»).

Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершённого правонарушения.

Мировой судья в силу статьи 2.9 КоАП РФ, учитывая, что в настоящее время юридическим лицом нарушение частично устранено, пройдено обучение председателя, двух членов комиссии, а также специалистов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности, сформирован финансовый резерв в бюджете района для ликвидации чрезвычайных ситуаций, пришёл к выводу о признании данных нарушений малозначительными, кроме того, они были выявлены впервые, тяжких последствий от содеянного не наступило. Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции и считает их обоснованными.

Существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, что не позволило бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и повлекло отмену постановления, не установлено.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 36 от 15 мая 2018 года следует признать законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения его не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

постановление мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 36 от 15 мая 2018 года, которым администрация Сокольского муниципального района Вологодской области освобождена от административной ответственности по части 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ввиду малозначительности правонарушения, объявлено устное замечание, производство по делу прекращено, оставить без изменения, жалобу администрации Сокольского муниципального района Вологодской области - без удовлетворения.

Судья Е.Б. Попова