Дело № 12-161/2018 <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
24 сентября 2018 года
Судья Кудымкарского городского суда Пермского края Калина Е.Д., при секретаре Галкиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкар материал по жалобе ФИО1 на постановление заместителя главного государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края от 03.08.2018 года № 467 в отношении
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки д. <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, директора МБОУ «Пожвинская СОШ №1», ранее не привлекавшейся к административной ответственности,
установил:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края ФИО2 от 03.08.2018 года № 467 ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, ФИО1 обратилась в Кудымкарский городской суд Пермского края с жалобой, указав, что с постановлением не согласна, просит постановление отменить, указав, что МБОУ «Пожвинская СОШ №1» ежегодно сдает отчет по экологии и замечаний по данным отчетам за все годы не было, поэтому считает, что нарушения в сфере охраны окружающей среды отсутствуют.
В судебное заседание ФИО1 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена.
Заместитель главного государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края ФИО2 в судебное заседание не явилась, направила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Изучив материалы дела, прихожу к следующему выводу.
Согласно ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ.
Судья, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 51 ФЗ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В соответствие со ст. 1 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом
Согласно ст. 4.1 ФЗ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
В силу п. 2 ст. 11 ФЗ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
Пунктами 1, 3, 4 статьи 14 ФЗ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
При обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 1 ст. 15 ФЗ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.
В соответствие подп. 2 п. 4 ст. 18 ФЗ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.
В силу п. 1 ст. 19 ФЗ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
Из ч. 1 ст. 73 Ф от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлено, что несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела установлено, что в соответствии с п. 13 Плана работы прокуратуры Юсьвинского района на первое полугодие 2018 года, 12.04.2018 года в 16.50 часов прокуратурой Юсьвинского района с привлечением в качестве специалиста старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края С.Л.П.., в отношении МБОУ «Пожвинская СОШ №1», расположенного по адресу: <адрес>, проведена проверка соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды.
По результатам проверки составлена справка, из которой следует, что в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 года № 242 в процессе деятельности МБОУ «Пожвинская СОШ №1» образуются следующие виды отходов: лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (код 4 71 101 01 52 1) – имеющие 1 класс опасности для окружающей среды; мусор от офисных и бытовых помещений организаций не сортированный (исключая крупногабаритный) (код ФККО 7 33 100 01 72 4); отходы (осадки) из выгребных ям (код ФККО 7 32 100 01 30 4 – имеющий 4 класс опасности для окружающей среды; отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений (код ФККО 7 37 100 01 72 5), зола от сжигания древесного топлива практически не опасная (код ФККО 6 11 900 02 40 5); пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные (код ФККО 7 36 100 01 30 5) имеющие 5 класс опасности для окружающей среды.
Согласно приказу от 02.11.2011 года № ФИО1 назначена на должность директора МБОУ «Пожвинская СОШ №1» с 02.11.2011 года.
Таким образом, в ходе проверки установлено, что ФИО1 являясь должностным лицом - директором МБОУ «Пожвинская СОШ №1» не должным образом исполняет требования законодательства РФ в области охраны окружающей среды, природопользования и обращения с отходами, а именно: не проведена инвентаризация образующихся отходов и объектов их размещения; не установлены (разработаны) нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; не подтверждено отнесение образующихся отходов к конкретному классу опасности, не составлены паспорта на отходы I-IV класса опасности; не представлена отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов; не ведется учет образовывавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам отходов; не разработана инструкция по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, не назначено ответственное лицо за обращением с указанными отходами, создано специально выделенное помещение для хранения отработанных ртутьсодержащих ламп, а также лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения.
19.07.2018 года старшим государственным инспектором Пермского края в области охраны окружающей среды Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края С.Л.П.. в отношении должностного лица – директора МБОУ «Пожвинская СОШ № 1» ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ.
03.08.2018 года заместителем главного государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края ФИО2 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление № 467, которым директор МБОУ «Пожвинская СОШ № 1» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа 10000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением директором МБОУ «Пожвинская СОШ № 1» ФИО1 подана жалоба.
Доводы должностного лица ФИО1 о том, что ежегодно МБОУ «Пожвинская СОШ № 1» сдает отчет по экологии и замечаний по данным отчетам за все годы не было, нарушения в сфере охраны окружающей среды отсутствуют, не являются основанием для освобождения должностного лица от административной ответственности, поскольку данное не имеет юридического значения, на момент проверки данные нарушения имели место быть.
У директора МБОУ «Пожвинская СОШ № 1» ФИО1 имелась возможность для соблюдения норм природоохранного законодательства, однако ФИО1 как должностное лицо не исполнила своевременно обязанности, уважительных причин для его несоблюдения у ФИО1 не было.
Исходя из вышеизложенного, считаю, что факт нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и виновность директора МБОУ «Пожвинская СОШ № 1» ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, подтверждены имеющимися в деле доказательствами, полученными с соблюдением требований ст. 26.2 КоАП РФ.
Выявленные в ходе проверки нарушения законодательства в области охраны окружающей среды обоснованы нормами и требованиями действующего законодательства.
Поэтому, с учетом имеющихся в деле доказательств, заместителем главного государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края ФИО2 сделан обоснованный вывод о наличии в действиях директора МБОУ «Пожвинская СОШ № 1» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ. Доказательствам дана оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ. Квалификация совершенного должностным лицом административного правонарушения является правильной.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену постановления, являющихся существенными и препятствующими рассмотрению данного дела полно, всесторонне и объективно, в соответствии с требованиями законодательства, при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ст. 8.2 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ.
Постановление должностным лицом административного органа вынесено с учетом смягчающих вину обстоятельства, и отсутствием отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Оснований для освобождения ФИО1 от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку совершенное административное правонарушение с учетом объема и характера допущенных нарушений норм природоохранного законодательства не может быть признано малозначительным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление заместителя главного государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края ФИО2 от 03.08.2018 года № 467 в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
На решение может быть подана жалоба в Пермский краевой суд через Кудымкарский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
<данные изъяты>
Судья Е.Д. Калина