К делу №
РЕШЕНИЕ
05 сентября 2019 года <адрес>
Судья Лазаревского районного суда <адрес> края Д.В. Радченко, рассмотрев в открытом судебном заседании заявление директора ООО «Дельфинарий «Морская звезда» ФИО4 об оспаривании постановления государственного инспектора Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) №/ПР/2019 от 26.07.2019г. о привлечении должностного лица ООО «Дельфинарий «Морская звезда» ФИО4 к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), далее – «Административный орган», №/ПР/2019 от 26.07.2019г., далее – «Постановление», должностное лицо ООО «Дельфинарий «Морская звезда» ФИО4, далее – «должностное лицо», признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ и должностному лицу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
В заявлении об оспаривании решения Административного органа о привлечении должностного лица к административной ответственности директор ФИО2ФИО4 просит отменить Постановление, а производство по делу прекратить. В обоснование указывает, что в протоколе об административном правонарушении от 17.07.2019г. №/ПР/2019 не указано, какой частью статьи 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за совершение вмененного Обществу административного правонарушения, что является нарушением требований части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, повлекло нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу. Указанное в протоколе об административном правонарушении время обнаружения административного правонарушения 17.06.2019г. не соответствует фактической дате обнаружения ДД.ММ.ГГГГ согласно акту отбора проб отходов. По существу, предъявленное Обществу обвинение в совершении административного правонарушения при обращении с отходами производства и потребления также неконкретизировано, не соответствует требованиям отсылочных норм.
В судебном заседании директор ООО «Дельфинарий «Морская звезда» ФИО4 просил заявление об оспаривании решения Административного органа о привлечении Общества к административной ответственности удовлетворить по изложенным в нем доводам.
В судебном заседании представитель Административного органа ФИО3 (доверенность № от 09.01.2019г.) просила Постановление оставить без изменения, а заявление должностного лица - без удовлетворения, полагая оспариваемое Постановление законным и обоснованным.
Выслушаем мнение сторон, проверив материалы дела, изучив доводы и требования заявления, нахожу, что Постановление подлежит отмене, а производство по делу - прекращению по следующим основаниям.
Из Постановления Административного органа следует, что должностное лицо привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в связи с тем, что на территории ООО «Дельфинарий «Морская звезда» в месте накопления отходов (контейнер ТКО) обнаружено смешение отходов: бой стеклянный ртутных ламп и термометров с остатками ртути, отходы потребления бумаги и картона с однокрасочной и цветной печатью, пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные, отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненный. Места накопления отхода лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, не оборудованы.
Протокол №/ПР/2019 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2. КоАП РФ, составлен 17.07.2019г., в ходе которой изъяты образцы отходов, о чем составлен акт составлен акт отбора проб отходов от 31.05.2019г. Согласно Постановлению, на момент его вынесения лабораторные результаты исследования изъятых проб отсутствуют.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе событие административного правонарушения, статья названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
По смыслу положений части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях квалификация действий лица, привлекаемого к административной ответственности, требует указания части статьи, если эта статья содержит несколько составов административных правонарушений.
Как разъяснено п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" существенным недостатком протокола, является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 17.07.2019г. №/ПР/2019, должностное лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Статья 8.2 КоАП РФ «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления» состоит из двенадцати частей, каждой из которых предусмотрен самостоятельный состав административного правонарушения.
Однако в протоколе об административном правонарушении не указано, какой частью статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за совершение вмененного Обществу административного правонарушения, что является нарушением требований части 2 статьи 28.2 названного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, и формулирующий вменяемое данному лицу обвинение.
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Исходя из положений статьи 28.2, части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии зашиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.
Несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее указание состава вменяемого административного правонарушения может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу правонарушения.
Согласно части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Кроме того, указанное в протоколе об административном правонарушении время обнаружения административного правонарушения 17.06.2019г. не соответствует фактической дате обнаружения ДД.ММ.ГГГГ согласно акту отбора проб отходов.
Суд также находит заслуживающим внимания довод заявителя о том, что предъявленное Обществу обвинение в совершении административного правонарушения при обращении с отходами производства и потребления неконкретизировано.
Так, требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, установлены статьей 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об охране окружающей среды", согласно части второй которой запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; ввоз отходов I - IV классов опасности в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания; ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения.
Однако, таковых действий Общества в соответствии с приведенной правовой нормой протоколом об административном правонарушении не установлено.
Протокол об административном правонарушении содержит ссылку на п. 6 ст. 13.4. «Требования к местам (площадкам) накопления отходов» (введена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 503-ФЗ), согласно которому накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 4 статьи 14 «Требования к обращению с отходами I - V классов опасности» Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» при обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
При этом, ссылки на нарушение конкретных требований, предусмотренных, например, Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1156 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") протокол об административном правонарушении не содержит.
Протокол об административном правонарушении содержит ссылку на Постановление Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении порядка сбора (в том числе раздельного) твердых коммунальных отходов на территории <адрес>» без указания конкретной статьи данного постановления.
При рассмотрении дела об административном правонарушении не учтено, что согласно ст. 4.2. Постановления Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении порядка сбора (в том числе раздельного) твердых коммунальных отходов на территории <адрес>» раздельный сбор ТКО на территории <адрес> внедряется поэтапно в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и целевыми показателями Территориальной схемы в случаях, установленных действующим законодательством <адрес>.
На первом этапе (2017 - 2027 годы) раздельный сбор ТКО на территории <адрес> внедряется на территории городских округов, городских и сельских поселений с численностью населения более 10000 человек по следующим компонентам: отходы электронного оборудования, специфические коммунальные отходы; пищевые отходы; отходы для вторичного использования; крупногабаритные отходы (ст. 4.3.).
На втором этапе (2027 - 2037 годы) раздельный сбор ТКО на территории <адрес> внедряется на территории городских округов, городских и сельских поселений с численностью населения менее 10000 человек по следующим компонентам: специфические коммунальные отходы (батарейки, ртутные лампы и термометры); пищевые отходы; отходы для вторичного использования; крупногабаритные отходы (ст.4.4.).
На третьем этапе (2037 - 2047 годы) на территории <адрес> внедряется раздельный сбор ТКО по следующим фракциям: "стекло", "бумага", "пластик", "текстиль", "металлы" (ст. 4.5.).
Протокол об административном правонарушении от 19.06.2019г. содержит ссылку на ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) «Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления» без указания конкретной ее части.
Согласно ч. 1 ст. 22 указанного закона отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В местах централизованного обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов производства и потребления должен осуществляться радиационный контроль (часть третья ст. 22 указанного закона).
Отходы производства и потребления, при осуществлении радиационного контроля которых выявлено превышение установленного санитарными правилами уровня радиационного фона, подлежат обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности.
Однако, таковых обстоятельств по делу не установлено.
Таким образом, допущенные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность производства по делу, а также законность принятого решения.
Как разъяснено п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Согласно п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 4 ст. 1.5. КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются не иначе как в пользу этого лица.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ, судья
РЕШИЛ:
Отменить постановление государственного инспектора Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора №/ПР/2019 от 26.07.2019г. о привлечении должностного лица ООО «Дельфинарий «Морская звезда» ФИО4 к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей, дело производством прекратить за отсутствием в действиях должностного лица ООО «Дельфинарий «Морская звезда» ФИО4 состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Лазаревский районный суд <адрес> в течение 10 суток.
Судья: Д.В. Радченко
Копия верна