ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-161/19 от 16.07.2019 Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

Дело №12-161/2019

РЕШЕНИЕ

16 июля 2019 г. г. Улан-Удэ

Судья Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ Брянская О.Е., при секретаре Раднаеве Б.А., рассмотрев жалобу директора МУП «Городские маршруты» Кожевникова А.Н. на постановление начальника отдела надзора и контроля по правовым вопросам Государственной инспекции труда в Республике Бурятия Гармаева Ю.Г. от 30.05.2019 г. № 16953 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении МУП «Городские маршруты», ОГРН 1020300982052, ИНН 0323107142, адрес: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, пр-т Автомобилистов, 3а,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника отдела надзора и контроля по правовым вопросам Государственной инспекции труда в Республике Бурятия Гармаева Ю.Г. от 30.05.2019 г. № 16953 МУП «Городские маршруты» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

Директор МУП «Городские маршруты» Кожевников А.Н. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, мотивируя тем, что применение ч. 7 ст. 99 Трудового кодекса РФ незаконно, так как методика расчета сверхурочной работы не определена действующим законодательством РФ. Требование о точности учета рабочего времени предполагает отражение в табеле учета рабочего времени факта сверхурочной работы, определенного расчетным путем. Работодатель используют суммированный способ учета времени - один месяц. Определение нормы времени имеет свои особенности. Норма в период работы слесарем-ремонтником определяется исходя из 5-дневной рабочей недели, норма в период работы водителем автобуса определяется исходя из 6-дневной рабочей недели. Протокол об административном правонарушении содержит только перечень лиц и месяцы 2018 и 2019 годов, неточное количество часов не было исследовано государственным инспектором в период проведения проверки и не зафиксировано в актах проверки, протоколе. В материалах дела отсутствуют сведения, в какие конкретно дни велся неточный учет сверхурочной работы, какие цифры расчета, кем работники работали в этот период - по должности «водитель автобуса» или «слесарь-ремонтник», какие цифры расчета не верны, правильный способ расчета не указан. Событие административного правонарушения, т.е. реальные действия (бездействия) работодателя, которые привели к нарушению трудовых прав работников, в протоколе не изложены, отсутствует полнота исследования события правонарушения.

В протоколе указано, что работодатель не обеспечил ФИО4 нормой труда в октябре 2018 г., однако при этом сама норма труда, фактическое количество часов, размер нормы материалами административного дела не установлены.

Нарушение ст. 113 Трудового кодекса РФ в отношении ФИО4 является голословным, не установлен день, который был для ФИО4 выходным, а он в этот день незаконно трудился. ФИО4 является председателем профсоюзной организации МУП «Городские маршруты», и выход его на работу по графику он согласовал фактическим его исполнением. Водители работают по скользящему графику, график имеет скользящие выходные, что допустимо ст.100 Трудового кодекса РФ.

Объективная сторона правонарушения искусственно раздроблена, что нарушает принцип исключения двойной ответственности. Событие и состав административного правонарушения отсутствуют.

В судебном заседании представители МУП «Городские маршруты» ФИО5 и ФИО6, действующие на основании доверенностей, поддержали доводы жалобы с учетом дополнительных письменных пояснений, представили возможные варианты учета сверхурочной работы. Также представитель ФИО5 пояснила, что в графиках работы водителей невозможно заранее установить время начала и окончания ежедневной работы, время отдыха, в связи со спецификой работы водителей, конкретное время устанавливается в путевых листах, положения Приказа Минтранса России от 20.08.2004 г. № 15 применению не подлежат, так как применяются нормы Трудового кодекса РФ.

Начальник отдела надзора и контроля по правовым вопросам Государственной инспекции труда в Республике Бурятия Гармаев Ю.Г. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, пояснил, что учет продолжительности сверхурочной работы велся на предприятии неточно. Так, например, ФИО4 в мае 2018 года согласно расчетному листку и табелям учета рабочего времени отработано в качестве водителя 232 часа, в качестве слесаря-ремонтника 14 часов, переработка учтена согласно расчетному листку 73 часа. При норме рабочего времени 159 часов в мае 2018 г., за исключением 14 часов работы слесарем-ремонтником, норма рабочего времени водителя составила 145 часов. При работе водителем 232 переработка составляет 87 часов (232 часа – 145 часов = 87 часов), а не 73 часа, как учтено работодателем. Аналогичным образом велся учет сверхурочной работы в отношении остальных работников, указанных в постановлении по делу об административном правонарушении, подтверждается материалами проверки.

Опрошенные в судебном заседании в качестве потерпевших ФИО8, ФИО9 против удовлетворения жалобы возражали, полагали наличие нарушений доказанным.

Выслушав участников судебного заседания, проверив законность и обоснованность обжалуемого заявителем постановления, изучив доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 5.27 КоАП РФ нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Обжалуемым постановлением МУП «Городские маршруты» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в связи с установленными при проведении проверки следующими нарушениями трудового законодательства:

- в нарушение требований ч. 7 ст. 99 Трудового кодекса РФ работодатель не произвел точный учет сверхурочной работы работника ФИО4 в мае 2018 г., июне 2018 г., августе 2018 г., сентябре 2018 г.; ФИО10 в мае 2018 г., июне 2018 г., июле 2018 г., в августе 2018 г., сентябре 2018 г., октябре 2018 г., ноябре 2018 г., декабре 2018 г., работников ФИО11, ФИО12, ФИО9, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37 за период с мая 2018 г. по декабрь 2018 г.;

- в нарушение требований ст.22 Трудового кодекса РФ работодатель не обеспечил ФИО4 работой, обусловленной трудовым договором, а именно не обеспечил нормой труда в октябре 2018 г.;

- в нарушение требований ст. 113 Трудового кодекса РФ ФИО4 привлекался к работе в выходные дни без его письменного согласия и без учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в мае 2018 г., июне 2018 г., августе 2018 г., сентябре 2018 г., октябре 2018 г.;

- в нарушение п. 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Приказа Минтранса России от 20.08.2004 № «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» в графиках работы (сменности) ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО9, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, Кунавина H.H., ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37 за период с мая 2018 г. по декабрь 2018 г. не установлено время начала и окончания ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания в каждую смену.

Совершение МУП «Городские маршруты» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, при вышеуказанных обстоятельствах, подтверждается материалами дела: протоколом об административном правонарушении от 24.05.2019, согласно которому установлено нарушение МУП «Городские маршруты» требований трудового законодательства, материалами проверок, проведенными Государственной инспекцией труда в Республики Бурятия по жалобам работников МУП «Городские маршруты», в том числе расчетными листками, табелями учета рабочего времени, графиками работы, актами проверок, другими материалами дела.

Вопреки доводам жалобы, событие административного правонарушения подробно описано и в протоколе об административном правонарушении, и в постановлении по делу об административном правонарушении, приведены конкретные факты нарушений норм трудового законодательства, влекущие нарушение прав работников.

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, обжалуемое постановление вынесено в соответствии с требованиями ст. 29.10 КоАП РФ.

Согласно ч. 7 ст. 99 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.

Неточность учета сверхурочной работы, в нарушение требований ч. 7 ст. 99 Трудового кодекса РФ, следует из арифметических подсчетов, что было установлено также в ходе рассмотрения жалобы, является очевидной, с учетом данных об отработанном времени и установленной норме труда согласно производственному календарю в каждом указанном периоде (соответствующем месяце года). Отсутствие указания на фактическое количество неучтенных часов на наличие события правонарушения в данном случае не влияет, исходя из диспозиции статьи правового значения для квалификации действий по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ не имеет.

Согласно ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором.

Факт того, что ФИО4 в нарушение требований ст. 22 Трудового кодекса РФ, в октябре 2018 года не был обеспечен работой, обусловленной трудовым договором, также с очевидностью следует из материалов дела, а именно табелей учета рабочего времени, расчетного листка, установленной нормы труда на октябрь 2018 года. Событие правонарушения в постановлении описано достаточно полно в соответствии с диспозицией ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

В силу ст. 113 Трудового кодекса РФ привлечение работников к работе в выходные и нерабочие дни допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Доводы жалобы о том, что привлечение к работе ФИО4 в выходные дни является голословным, опровергаются материалами дела, табелями учета рабочего времени, также указанные факты не оспаривались заявителем. Факт выхода ФИО4 на работу в выходные дни вопреки доводам жалобы не освобождает работодателя от обязанности выполнения требований ст. 113 Трудового кодекса РФ о порядке привлечения работника к работе в выходные и нерабочие дни, не свидетельствует об отсутствии нарушений указанной нормы.

Доводы представителей заявителя жалобы о том, что требования Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15 (далее - Положение), нарушение пункта 4 которого вменено МУП «Городские маршруты», на работодателя не распространяются, указание времени начала и окончания работы, времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дней еженедельного отдыха невозможно ввиду особенностей графика работы водителей, отклоняются судом, как не основанные на законе.

Согласно ст. 329 Трудового кодекса РФ особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.

В соответствии с приведенной нормой Трудового кодекса РФ принято вышеуказанное Положение, устанавливающее особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей.

Согласно п. 3 Положения особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения.

В силу п. 4 Положения графики работы (сменности) водителей при выполнении регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении составляются работодателем для всех водителей на каждый календарный месяц с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени. Графиками заботы (сменности) устанавливаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха. Графики работы (сменности) утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников и доводятся до сведения водителей.

Согласно материалам дела имеющиеся графики работы водителей требованиям п. 4 Положения не соответствуют, на что указано в протоколе и постановлении по делу об административном правонарушении.

Доводы жалобы об искусственном дроблении объективной стороны правонарушения в связи с составлением четырех протоколов об административных правонарушениях по результатам проверок, двойной ответственности за одно и то же правонарушение, подлежат отклонению. За аналогичное правонарушение МУП «Городские маршруты» к ответственности не привлекалось, описанное в оспариваемом постановлении событие образует самостоятельный состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Таким образом, действия МУП «Городские маршруты» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, обжалуемым постановлением предприятие привлечено к административной ответственности правомерно.

Событие правонарушения и виновность МУП «Городские маршруты» установлены административным органом на основании совокупности исследованных доказательств, в том числе протокола об административном правонарушении, материалов проверки, что соответствует положениям ст. 26.2 КоАП РФ.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Наказание административным органом назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в соответствии с положениями ст. 4.1 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, основания для отмены обжалуемого постановления отсутствуют.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

решил:

постановление начальника отдела надзора и контроля по правовым вопросам Государственной инспекции труда в Республике Бурятия Гармаева Ю.Г. от 30.05.2019 г. № 16953 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении МУП «Городские маршруты» оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья О.Е. Брянская