ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-161/2013 от 06.09.2013 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Судья Попова М.В. Дело № 12-161-2013

Р Е Ш Е Н И Е

г. Оренбург 06 сентября 2013 года

Судья Оренбургского областного суда Солопьев В.И. при секретаре Евсеевой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление судьи Абдулинского районного суда Оренбургской области от 31 июля 2013 года, вынесенное в отношении председателя правления местной мусульманской религиозной организации села Матвеевка Матвеевского района Оренбургской области ФИО1   по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.29 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

постановлением судьи Абдулинского районного суда Оренбургской области от 31 июля 2013 года председатель правления местной мусульманской религиозной организации села Матвеевка Матвеевского района Оренбургской области ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.29 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с конфискацией экстремистских материалов.

В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, ФИО1 просит постановление судьи Абдулинского районного суда Оренбургской области от 31 июля 2013 года отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав объяснения ФИО1, его защитника по устному ходатайству ФИО2, поддержавших доводы жалобы, оснований для удовлетворения указанной жалобы не нахожу в связи со следующими обстоятельствами.

В соответствии с ч. 2 ст. 29 Конституции Российской Федерации не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

В силу ст. 13 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" на территории Российской Федерации запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.

Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.

Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" под экстремистской деятельностью (экстремизмом), в частности, понимается: возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии.

В соответствии с п. 3 ст. 1 названного Федерального закона под экстремистскими материалами понимаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения влечет за собой административную ответственность по ст. 20.29 КоАП РФ.

Как усматривается из материалов дела, 17 июля 2013 года прокуратурой Матвеевского района Оренбургской области совместно с ОУФСБ России по Оренбургской области, ОП МО МВД РФ «Абдулинский» проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии экстремистской деятельности местной мусульманской религиозной организации села Матвеевка Матвеевского района Оренбургской области Оренбургской региональной Ц. (Духовное управление) при Ц. «О.» (Объединенный муфтият).

В ходе проверки на стеллаже с религиозной литературой в помещении здания мечети «Н.», расположенной по адресу: <...> № ***, выявлены следующие материалы, включенные в опубликованный федеральный список экстремистских материалов Министерства юстиции РФ:

1). Книга «Программы по изучению шариатских наук, Хадисы и термины», Москва 1998, – 1 штука (в федеральном списке экстремистских материалов под № 71);

2). Брошюра «Необходимость соблюдения «Сунны Посланника Аллаха» (да благословит его Аллах и приветствует)» - 3 штуки (в федеральном списке экстремистских материалов под № 79);

3). Книга «Сады праведных», составитель ФИО3 Закаийа, издательский дом «БАДР», Москва 2001 – 1 штука (в федеральном списке экстремистских материалов под № 1284);

4). Книга «Крепость мусульманина. Из слов поминания Аллаха, встречающихся в Коране и сунне», собрал и подготовил к изданию ФИО4 Бин Вакф Аль-Кахтани, издание пятое исправленное и дополненное, перевод ФИО5, – 1 штука (в федеральном списке экстремистских материалов под № 1346).

Изложенное нашло отражение в справке заместителя прокурора Матвеевского района Оренбургской области о результатах проверки и в его постановлении от 22 июля 2013 года о возбуждении в отношении председателя правления местной мусульманской религиозной организации села Матвеевка Матвеевского района Оренбургской области ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.29 КоАП РФ.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц местная мусульманская религиозная организация села Матвеевка Матвеевского района Оренбургской области Оренбургской региональной Ц. (Духовное управление) при Ц. «О.» (Объединенный муфтият) является юридическим лицом, председателем правления является ФИО1

Из устава названной религиозной организации усматривается, что председатель правления контролирует содержание мечети, молельного дома и прочих ритуальных объектов; управляет имуществом организации.

Следовательно, ФИО1, являясь должностным лицом, несет ответственность за указанное административное правонарушение.

Доступ в помещение здания мечети и к хранящейся в нем религиозной литературе, включенной в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, как установлено по делу, ограничен не был, что позволяло ознакомиться с ней любому посетителю мечети. Поэтому факт хранения должностным лицом ФИО1 указанной литературы в целях массового распространения нашел свое подтверждение.

Таким образом, совершенное председателем правления местной мусульманской религиозной организации села Матвеевка Матвеевского района Оренбургской области ФИО1 деяние правильно квалифицировано по ст. 20.29 КоАП РФ.

Постановление судьи Абдулинского районного суда Оренбургской области от 31 июля 2013 года вынесено в установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности.

Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда, в ходе административного производства по делу не допущено.

Доводы ФИО1 о том, что юридическое лицо - возглавляемая им религиозная организация не было поставлено в известность о проведении проверки и что проверка проведена в отсутствие него - законного представителя юридического лица, протокол осмотра помещения не составлялся, не основаны на законе.

Проверка проводилась в соответствии со ст. 22 Федерального закона РФ "О прокуратуре РФ", в соответствии с которой прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в п. 1 ст. 21 настоящего Закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, статистических, иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. В соответствии со ст. 6 указанного Закона требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению.

Положения Федерального закона от 26декабря2008года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в данном случае не применяются (ст. 1). В связи с этим довод о предварительном уведомлении руководителя о проведении проверки не обоснован.

Обязательное составление протокола осмотра по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.29 КоАП РФ, законодательством не предусмотрено. Законом о прокуратуре РФ не урегулировано оформление результатов прокурорской проверки, не установлена и не закреплена какая либо определенная форма. В связи с этим оформление обнаруженных при проведении проверки нарушений в виде справки не противоречит Закону о прокуратуре.

ФИО1 с данной справкой ознакомился, при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении присутствовал. При этом ему положения ст. 51 Конституции РФ, права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, были разъяснены. С постановлением ФИО1 также ознакомился, его копию получил. ФИО1 представил свое письменное объяснение по существу выявленных нарушений. Замечаний от него по содержанию названных документов и по поводу проверки не поступало. При таких условиях полагать нарушенным право ФИО1 на защиту оснований не имеется.

Административное наказание назначено ФИО1 в пределах санкции ст. 20.29 КоАП РФ с соблюдением требований ст. ст. 3.1, 3.7 и 4.1 КоАП РФ и соответствует тяжести и общественной опасности совершенного им правонарушения.

Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 и 30.9 КоАП РФ,

р е ш и л:

постановление судьи Абдулинского районного суда Оренбургской области от 31 июля 2013 года, вынесенное в отношении председателя правления местной мусульманской религиозной организации села Матвеевка Матвеевского района Оренбургской области ФИО1  по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.29 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Судья Оренбургского областного

суда В.И. Солопьев