Судья: Родина Т.А. № 12-161/2014
Р Е Ш Е Н И Е
г. Самара «22» мая 2014 года
Судья Самарского областного суда Самарина Е.Г.,
с участием представителя Общероссийской политической партии «Воля» ФИО1, при секретаре Пирюшовой П.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя исполнительного комитета Общероссийской политической партии «Воля» ФИО2 на постановление Советского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, которым
Общероссийская политическая партия «Воля» признана виновной в совершении административного правонарушения по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ года, составленным старшим инспектором отдела полиции № У МВД России по г. Самаре, Общероссийской политической партии «Воля» вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах: ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте Общероссийской партии «Воля» размещена информация о проведении ДД.ММ.ГГГГ на территории г. Самары пикетов партии «Воля», содержащая сведения о времени и целях проведения публичных мероприятий и призывы к неопределенному кругу граждан принять в них участие, содержащую агитацию и иные сведения, связанные с подготовкой и проведением акции, что в соответствии со ст. 4 ФЗ-54 от ДД.ММ.ГГГГ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» является организацией публичных мероприятий; в нарушение указанных требований, партией уведомление о проведении публичного мероприятия в уполномоченный орган не подавалось, таким образом, были организованы публичные мероприятия без уведомления.
ДД.ММ.ГГГГ Советским районным судом г. Самары вынесено вышеуказанное постановление о привлечении Общероссийской политической партии «Воля» к административной ответственности.
В жалобе ФИО2, являющаяся председателем исполнительного комитета Общероссийской политической партии «Воля», не согласна с состоявшимся по делу решением ввиду его незаконности и необоснованности, наличия ряда процессуальных нарушений. Кроме того, полагает, что в рамках рассмотрения дела не установлено событие вменяемого партии административного правонарушения.
Проверив материалы дела с учетом доводов жалобы, выслушав представителя Общероссийской политической партии «Воля» ФИО1, поддержавшую доводы жалобы, полагаю, что постановление суда является законным, обоснованным и не подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно статье 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Из данной статьи Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 15 (части 2) 55 (части 3), 71 (пункты «в», «м»), 72 ( пункты « б», «к» части 1) и 76 (части 1 и 2 ) следует, что порядок реализации гражданами и их объединениями права на свободу собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования и ответственность за его нарушение устанавливаются федеральным законодателем.
В соответствии со ст. ст. 1.1 и 1.4 КоАП РФ, настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.
В соответствии со ст. ст. 4, 5, 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", к организации публичного мероприятия относятся: оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления; проведение предварительной агитации; изготовление и распространение средств наглядной агитации; другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.
Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.
Организатор публичного мероприятия обязан: подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.
Организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии.
Часть 2 статьи 20.2 КоАП РФ устанавливает административную ответственность юридических лиц за организацию либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объектом посягательства соответствующих административных правонарушений являются общественные отношения в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности. Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, составляет нарушения порядка проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирований. Субъектами административных правонарушений по данной статье могут быть граждане, должностные и юридические лица. Данное деяние следует характеризовать в качестве противоправного, совершенного с прямым умыслом.
Судом первой инстанции установлено, что не позднее ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте Общероссийской партии «Воля» по адресу: <данные изъяты> размещена информация о проведении ДД.ММ.ГГГГ на территории г. Самары пикетов партии «Воля» по адресам: <данные изъяты>, содержащая сведения о времени и целях проведения публичных мероприятий и призывы к неопределенному кругу граждан принять в них участие, содержащую агитацию и иные сведения, связанные с подготовкой и проведением акции, что в соответствии со ст. 4 ФЗ-54 от ДД.ММ.ГГГГ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» является организацией публичных мероприятий; в нарушение указанных требований, партией уведомление о проведении публичного мероприятия в уполномоченный орган не подавалось, таким образом, были организованы публичные мероприятия без уведомления.
В соответствии с представленными материалами, информация относительно указанного вопроса в порядке взаимодействия направлена уполномоченным лицам и.о. начальника Центра по взаимодействию экстремизму для организации оперативно-профилактических мероприятий.
По результатам соответствующих мероприятий, после всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств дела, уполномоченным лицом был составлен протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица - Общероссийской политической партии «Воля», по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность юридического лица в допущении указанных в решении суда первой инстанции нарушений подтверждены соответствующими материалами проверки. Поэтому, вывод судьи районного суда о наличии в действиях Общероссийской политической партии «Воля» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.20 КоАП РФ, является правильным.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
В этой связи, доводы жалобы о недопустимости обоснования вины в совершенном административном правонарушении на доказательствах, представляющих собою результаты ОРМ, суд не может принять во внимание, поскольку какого-либо императивного запрета на использование указанных материалов в качестве доказательств по делу об административном правонарушении КоАП РФ не содержит.
Ссылки заявителя на необходимость признания протокола об административном правонарушении ненадлежащим доказательством в связи с отсутствием в нем подтверждений обстоятельств совершенного административного правонарушения суд не принимает во внимание, поскольку соответствующий протокол лишь фиксирует обстоятельства совершенного правонарушения, то есть его событие и признаки состава, в связи с чем не может быть исключен из доказательственной базы, а подлежит оценке наряду с иными доказательствами по делу.
Состав административного правонарушения - это совокупность предусмотренных КоАП объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как правонарушение; событие административного правонарушения - это факт совершения лицом действия, предусмотренного КоАП, за которое установлена административная ответственность.
Как следует из ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Событие административного правонарушения действительно имело место быть, что достоверно и полно отражено в представленных материалах дела, в частности, в протоколе об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ года, составленном старшим инспектором отдела полиции № У МВД России по г. Самаре, Акте осмотра от ДД.ММ.ГГГГ и графическом отображении соответствующей информации интернет-ресурса (л.д. 15-33). Обстоятельство наличия события административного правонарушения подтверждено и тем, что привлекаемым к ответственности лицом представлены письма в правоохранительные органы, согласно которым, партия «Воля» не проводила указанное публичное мероприятие, а на соответствующем сайте размещает информацию не только партия «Воля», поскольку соответствующий интернет-ресурс ей не принадлежит. В то же время, соответствующая информация о проведении пикетов ДД.ММ.ГГГГ именно партией «Воля» была размещена на официальном сайте Общероссийской политической партии «Воля» по адресу: <данные изъяты> и после направления вышеназванных писем, а также получения предостережения Самарской областной прокуратуры о недопустимости нарушения закона от ДД.ММ.ГГГГ при этом, привлекаемым к ответственности лицом никаких действий в опровержение размещенной на сайте информации не предпринималось.
Доводы жалобы относительно отсутствия состава административного правонарушения в действиях Общероссийской политической партии «Воля» не нашли своего подтверждения, поскольку опровергаются как самим обжалуемым постановлением, так и всеми представленными материалами дела об административном правонарушении, из которых явственно следует, что судом была проведена оценка всех представленных сторонами доказательств, в частности показаниям свидетеля ПР, а доводы настоящей жалобы в этой части в основном сводятся к переоценке доказательств, которые были исследованы и оценены судьей при рассмотрении данного дела.
Также доводы жалобы о непричастности юридического лица к совершенному правонарушению по причине того, что размещение на указанном выше сайте информации о проведении пикетов ДД.ММ.ГГГГ было осуществлено П. самостоятельно, без согласования с партией «Воля» не могут быть приняты судом во внимание, поскольку указанные обстоятельства лежат в сфере гражданско-правовых отношений и регулируются соответствующим Соглашением на размещение информационного материала на сайте от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенным между Общероссийской политической партией «Воля» и П., в связи с чем, не могут быть основанием для исключения наличия события либо состава вмененного юридическому лицу административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, полагаю, что назначенное Общероссийской политической партии «Воля» в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ наказание отвечает требованиям закона и является справедливым.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого по делу постановления судьи, не допущено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7- 30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление Советского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, которым Общероссийская политическая партия «Воля» признана виновной в совершении административного правонарушения по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей – оставить без изменения, а жалобу председателя исполнительного комитета Общероссийской политической партии «Воля» ФИО2 – без удовлетворения.
Судья Самарского областного суда подпись
Копия верна.
Судья