Судья Слепнева Ю.С. Дело № 12-161/2017
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ханты-Мансийск дело № 7-469/2017 29 мая 2017 года
Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Першаков Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды ФИО1 на решение судьи Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.03.2017, принятое по жалобе на вынесенное указанным должностным лицом в отношении АО "ННП" постановление от 21.12.2016 по делу об административном правонару-шении, предусмотренном частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды ФИО1 от 21.12.2016 АО «ННП» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административ-ному наказанию в виде наложения административного штрафа в размере 100000 рублей.
Решением судьи Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, 10.03.2017 рассмотревшей жалобу защитника на указанное постановление, последнее отменено с прекращением производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
ФИО1, как должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, обратился в суд Ханты-Мансийского авто-номного округа - Югры с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене судебного решения, считая его незаконным и необоснованным.
Должностное лицо, подавшее жалобу, и законный представитель юридичес-кого лица, в отношении которого ведётся производство по делу об администра-тивном правонарушении, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, об его отложении не хода-тайствовали. Неявка этих лиц в суд не препятствует рассмотрению жалобы.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за загряз-нение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вред-ными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса.
Согласно части 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса под-лежат охране от загрязнения и от иного негативного воздействия.
В соответствии с частью 3 статьи 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством Рос-сийской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 № 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, согласно пункту 52 кото-рых использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации трубо-проводов и других линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых не должно ухудшать санитарное состояние лесов, расположенных на предоставленных граж-данам и юридическим лицам лесных участках и на лесных участках, прилегающих к ним.
Как усматривается из постановления по делу об административном правона-рушении, АО «ННП» было подвергнуто административному наказанию по части 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонаруше-ниях за то, что в результате аварии на эксплуатируемом Обществом трубопроводе (дата) допустило загрязнение вредными веществами (подтоварной водой) участка лесного фонда, расположенного в квартале (номер) выдела (номер) в (адрес).
Отменяя постановление должностного лица и прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья районного суда в обоснование этого решения среди прочего сослалась на то, что в оспариваемом постановлении не указано, какие именно правила обращения с вредными веществами, отходами производства и потребления были нарушены АО «ННП» и какие именно меры этим Обществом не были предприняты для соблюдения таких правил.
С данными выводами судьи согласиться не представляется возможным в виду следующего.
Часть 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является нормой прямого действия, поэтому, в отличие от блан-кетных норм, для установления наличия в действиях лица состава указанного административного правонарушения не требуется доказывания нарушений этим лицом норм и правил при обращении с вредными веществами, отходами производ-ства и потребления. Данное правонарушение считается оконченным с момента поступления загрязняющих веществ в окружающую среду, при этом правовое значение для квалификации действий (бездействия), повлекших загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными вещест-вами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса, по части 2 статьи 8.31 упомянутого Кодекса имеет лишь доказанность факта и источника такого загрязнения (негативного воздействия). При этом в соответствии с частью 2 статьи 2.1 данного Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установ-лено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм (в рассмат-риваемом случае – закреплённых в части 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации, пункте 52 Правил санитарной безопасности в лесах), за нарушение которых частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административ-ных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но дан-ным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Изложенное свидетельствует о неправильном применении судьёй районного суда норм права, то есть о существенном нарушении требований, предусмотренных статьёй 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонару-шениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. В виду этого обжалуемый судебный акт подлежит отмене с возвращением дела об административном правонарушении на новое рассмотрение другому судье, право-мочному рассмотреть это дело.
Руководствуясь статьёй 30.9 Кодекса Российской Федерации об администра-тивных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
Решение судьи Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского авто-номного округа - Югры, принятое 10.03.2017 по жалобе на вынесенное 21.12.2016 в отношении АО «ННП» постановление по делу об административном правона-рушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмот-рение в Нижневартовский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (другому судье).
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры Д.А. Першаков