ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-161/2021 от 07.07.2021 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Кузнецова И.А.

№ 12-161/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

07.07.2021

г. Петрозаводск

Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу Карельского республиканского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" и его защитника (...) на постановление судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 22.04.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Карельского республиканского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации",

установил:

постановлением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 22.04.2021 КРОО ПП "КПРФ" (далее также - Отделение партии) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 70000 руб.

С постановлением не согласно Отделение партии и защитник (...) в поданной жалобе просят постановление отменить. Указывают, что в ответ на поданное уведомление на проведение публичного мероприятия в г. Петрозаводске на пл. ФИО2 органом государственной власти в нарушение ч. 1.2 ст. 12, ст. 8 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ (далее - Закон) и постановления Конституционного Суда РФ № 27-П было предложено проведение указанного мероприятия в устье реки Лососинка, где было невозможно проведение планируемого мероприятия в связи с высоким снежным покровом. Последующее уведомление о проведении публичного мероприятия на пл. Ленина, поданное в установленный срок, в нарушение ст. 12 Закона проигнорировано, в связи с чем с учетом п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 28 публичное мероприятие признается согласованным. Так, ответ органа государственной власти не содержит предложения организатору публичного мероприятия об устранении каких-либо несоответствий Закону или об изменении места и времени проведения мероприятия. Вопреки ответу, подпись ФИО1 на уведомлении имелась. Органы государственной власти в нарушение ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод создают необоснованные препятствия в деятельности политической организации и уклоняются от согласования проводимых ею публичных мероприятий.

Заслушав защитника (...) поддержавшего и дополнившего доводы жалобы, старшего инспектора отдела ИАЗ УМВД России по г. Петрозаводску (...) составившего протокол об административном правонарушении, возражавшего против удовлетворения жалоб, проверив дело, изучив материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.20 КоАП РФ, в отношении (...) прихожу к следующему.

В силу ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее – Закон) публичным мероприятием является открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан РФ, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

В силу ст. 4 Закона к организации публичного мероприятия относятся: оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления; проведение предварительной агитации; изготовление и распространение средств наглядной агитации; другие действия, не противоречащие законодательству РФ, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.

Частью 5 ст. 5 Закона по общему правилу установлен запрет на проведение публичного мероприятия, если его организатор не подал в срок уведомление о проведении публичного мероприятия.

Согласно ч. 1 ст. 7 Закона уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Уведомление о проведении публичного мероприятия депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается в срок не ранее 10 и не позднее 5 дней до дня проведения публичного мероприятия.

Согласно ч. 1 ст. 10 Закона организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии.

Под организацией публичного мероприятия следует понимать осуществление одного из предусмотренных Законом действий либо их совокупности: оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган публичной власти, проведение предварительной агитации, изготовление и распространение средств наглядной агитации, а также другие действия, не противоречащие законодательству РФ, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия (п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях").

Основанием привлечения Отделения партии к административной ответственности послужили те обстоятельства, что оно 23.02.2021 в 13.30 час. на пл. Ленина в г. Петрозаводске в нарушение вышеприведенных норм организовало и провело публичное мероприятие в форме митинга, не согласованное в установленном порядке. Так, уведомление (...) о проведении в соответствующие время и месте публичного мероприятия в форме встречи депутата с избирателями уполномоченными органами согласовано не было. Уведомление о проведении в данные время и месте митинга в уполномоченные органы не подавалось. Между тем, 23.02.2021 на пл. Ленина присутствовало около 30 человек. На данном мероприятии (...) другие участники публично выражали мнения по поводу актуальных проблем общественно-политического характера (высказывались против пенсионной реформы, отмены ужинов в детских садах, богатых и обеспеченных чиновников, плохой медицины и др.). Информирования депутата (...) о своей деятельности не состоялось. Ранее в социальной сети "Вконтакте" на общедоступной странице публиковались публичные призывы о проведении акции в г. Петрозаводске в 13.00 час. на пл. Ленина публичного мероприятия.

Указанные обстоятельства и вина Отделения партии в совершении административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении; выпиской из ЕГРЮЛ; рапортом сотрудника полиции о совершении правонарушения; сведениями с электронного ресурса (сайта) со снимками экрана монитора; рапортом сотрудника полиции об осмотре сетевого ресурса; экземпляром листовки о проведении акции протеста; письмом администрации Петрозаводского городского округа от 18.02.2021 с предложением подать уведомление в уполномоченный орган государственной власти; уведомлением депутата (...) от 16.02.2021 о проведении публичного мероприятия; двумя дополнениями от 19.02.2021 к уведомлению; ответами Государственного комитета Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения от 18.02.2021, 19.02.2021 и 20.02.2021; предостережениями МВД по Республике Карелия от 19.02.2021; рапортами УУП о доведении предостережений до сведения Отделения партии; рапортом инспектора ОИАЗ УМВД России по г. Петрозаводску о выявленном факте проведения несанкционированного публичного мероприятия; письмами администрации Петрозаводского городского округа и Государственного комитета Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения (далее - Комитет) о поступивших уведомлениях о проведении 23.02.2021 публичных мероприятий; видеозаписями проведенного публичного мероприятия.

Заявленные защитником доводы о неполучении Отделением партии ответов Комитета от 19.02.2021 и 20.02.2021 заслуживают определенного внимания, поскольку административным органом не представлено документального подтверждения вручения данных документов заявителю.

Вместе с тем, с учетом всех обстоятельств дела оснований полагать об игнорировании Комитетом поступившего уведомления и о необходимости суду руководствоваться п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 28 при разрешении вопроса о привлечении организатора публичного мероприятия к административной ответственности не усматривается.

Если в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия органом публичной власти не доведено до сведения организатора публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени его проведения или предложение об устранении организатором несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Закона, публичное мероприятие может расцениваться как согласованное, в том числе при возникновении вопроса о привлечении лица к предусмотренной законодательством ответственности (п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 28).

В то же время цель публичного мероприятия, указанная в уведомлении о его проведении, должна быть определенной и не допускающей ее произвольного или неоднозначного толкования; она должна отражать планируемый результат проведения публичного мероприятия (п. 11 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ).

Как следует из материалов дела, депутатом Законодательного Собрания Республики Карелия (...). 16.02.2021 в Комитет было подано уведомление о намерении провести встречу с избирателями 23.02.2021 с 13.00 до 14.00 час. на пл. Ленина в г. Петрозаводске с предполагаемым количеством участников до 50 человек.

18.02.2021 в установленный срок Комитет в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона довел до сведения организатора публичного мероприятия мотивированное предложение об устранении несоответствия условий проведения публичного мероприятия в части установленного порядка подачи уведомления, предусмотренного п. 3 ст. 7 Закона, дополнительно сообщив о наличии на территории Петрозаводского городского округа специально отведенных мест для проведения встреч депутатов с избирателями.

Таким образом, уведомление о проведении публичного мероприятия по существу проигнорировано не было.

19.02.2021 в Комитет были поданы два дополнения к уведомлению, в которых сообщались дополнительные сведения об организаторе мероприятия, уполномоченного на его проведение. Уточнено, что встреча депутата (...) с избирателями будет проводиться с целью информирования о деятельности депутатской фракции "КПРФ".

В качестве ответов на дополнения к уведомлению Комитетом представлены письма от 19.02.2021 и 20.02.2021. Согласно ответу Комитета на судебный запрос, указанные письма (...) направлялись по электронной почте, но данные об их отправке не сохранены в связи с переустановкой программного обеспечения.

В то же время в дело приложена листовка от имени депутата (...), из которой следует, что 23.02.2021 будет проводиться общероссийская акция протеста. В 13.00 час. на пл. Ленина наряду со встречей лидера фракции "КПРФ", исходя из смысла листовки, будет проводиться "мирный протест" (л.д. 31).

Согласно сведениям с электронного ресурса "Вконтакте" со страницы группы с названием "КПРФ в Карелии / Команда партии и сторонников", находящейся в открытом доступе, в вышеуказанные время и месте планировалась к проведению акция протеста по различным общественно-политическим вопросам, на которую приглашены руководители органов государственной власти Республики Карелия и глава Петрозаводского городского округа (л.д. 18-22, 25-28).

На видеозаписях публичного мероприятия зафиксировано, что фактически в дневное время на пл. Ленина 23.02.2021 Отделением партии проводилось собрание. На нем выступали различные лица по широкому кругу общественно значимых вопросов, публично выражая общественное мнение по поводу актуальных проблем общественно-политического характера, преимущественно в форме критики деятельности органов государственной власти.

Видеозаписи, наряду с иными материалами дела, по существу свидетельствуют о проведении Отделением партии запланированного митинга, по смыслу положений ст. 2 Закона.

Уведомления о проведении публичного мероприятия в подобной форме не подавалось, что не может быть отнесено к нарушениям исключительно формального характера. Положения ст. 7 Закона предусматривают иной порядок согласования митинга, в том числе устанавливают более ранний срок подачи уведомления, который истек ранее 16.02.2021.

Ссылка подателя жалобы на неправомерный отказ в согласовании публичного мероприятия на пл. ФИО2 в г. Петрозаводске не имеет непосредственного отношения к настоящему делу.

При этом заслуживает внимания то обстоятельство, что действия и (или) бездействие Комитета, связанное с согласованием публичного мероприятия на пл. Ленина, Отделением партии или (...) не оспаривались в установленном порядке.

Сведений об оспаривании определенной совокупности действий органов публичной власти по мотивам нарушения ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод путем создания условий для невозможности осуществления Отделением партии своей уставной деятельности, в дело также не представлено.

В ходе проведения публичного мероприятия сотрудники полиции мотивированно разъяснили его организатору и участникам неправомерность проведения данного мероприятия, потребовав прекратить нарушения Закона. Данные требования были проигнорированы.

Постановлением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 26.02.2021 по делу (...) привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ за организацию и проведение несанкционированного митинга при указанных выше обстоятельствах. Постановление не обжаловалось и вступило в законную силу.

При таких обстоятельствах, вопреки доводам жалобы, оснований не согласиться с правомерностью привлечения Отделения партии к административной ответственности не имеется.

Назначенное административное наказание соответствует минимальной санкции статьи, в связи с чем оснований полагать о его излишней строгости не имеется.

Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного постановления, не допущено.

Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения поданной жалобы, в том числе по изложенным в них доводам, не имеется.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 22.04.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Карельского республиканского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Судья

С.В. Щепалов