Судья Кузнецова И.А. | № 12-161/2021 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
07.07.2021 | г. Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу Карельского республиканского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" и его защитника (...) на постановление судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 22.04.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Карельского республиканского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации",
установил:
постановлением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 22.04.2021 КРОО ПП "КПРФ" (далее также - Отделение партии) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 70000 руб.
С постановлением не согласно Отделение партии и защитник (...) в поданной жалобе просят постановление отменить. Указывают, что в ответ на поданное уведомление на проведение публичного мероприятия в г. Петрозаводске на пл. ФИО2 органом государственной власти в нарушение ч. 1.2 ст. 12, ст. 8 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ (далее - Закон) и постановления Конституционного Суда РФ № 27-П было предложено проведение указанного мероприятия в устье реки Лососинка, где было невозможно проведение планируемого мероприятия в связи с высоким снежным покровом. Последующее уведомление о проведении публичного мероприятия на пл. Ленина, поданное в установленный срок, в нарушение ст. 12 Закона проигнорировано, в связи с чем с учетом п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 28 публичное мероприятие признается согласованным. Так, ответ органа государственной власти не содержит предложения организатору публичного мероприятия об устранении каких-либо несоответствий Закону или об изменении места и времени проведения мероприятия. Вопреки ответу, подпись ФИО1 на уведомлении имелась. Органы государственной власти в нарушение ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод создают необоснованные препятствия в деятельности политической организации и уклоняются от согласования проводимых ею публичных мероприятий.
Заслушав защитника (...) поддержавшего и дополнившего доводы жалобы, старшего инспектора отдела ИАЗ УМВД России по г. Петрозаводску (...) составившего протокол об административном правонарушении, возражавшего против удовлетворения жалоб, проверив дело, изучив материалы дела № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.20 КоАП РФ, в отношении (...) прихожу к следующему.
В силу ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее – Закон) публичным мероприятием является открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан РФ, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
В силу ст. 4 Закона к организации публичного мероприятия относятся: оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления; проведение предварительной агитации; изготовление и распространение средств наглядной агитации; другие действия, не противоречащие законодательству РФ, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.
Частью 5 ст. 5 Закона по общему правилу установлен запрет на проведение публичного мероприятия, если его организатор не подал в срок уведомление о проведении публичного мероприятия.
Согласно ч. 1 ст. 7 Закона уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Уведомление о проведении публичного мероприятия депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается в срок не ранее 10 и не позднее 5 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии.
Под организацией публичного мероприятия следует понимать осуществление одного из предусмотренных Законом действий либо их совокупности: оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган публичной власти, проведение предварительной агитации, изготовление и распространение средств наглядной агитации, а также другие действия, не противоречащие законодательству РФ, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия (п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях").
Основанием привлечения Отделения партии к административной ответственности послужили те обстоятельства, что оно 23.02.2021 в 13.30 час. на пл. Ленина в г. Петрозаводске в нарушение вышеприведенных норм организовало и провело публичное мероприятие в форме митинга, не согласованное в установленном порядке. Так, уведомление (...) о проведении в соответствующие время и месте публичного мероприятия в форме встречи депутата с избирателями уполномоченными органами согласовано не было. Уведомление о проведении в данные время и месте митинга в уполномоченные органы не подавалось. Между тем, 23.02.2021 на пл. Ленина присутствовало около 30 человек. На данном мероприятии (...) другие участники публично выражали мнения по поводу актуальных проблем общественно-политического характера (высказывались против пенсионной реформы, отмены ужинов в детских садах, богатых и обеспеченных чиновников, плохой медицины и др.). Информирования депутата (...) о своей деятельности не состоялось. Ранее в социальной сети "Вконтакте" на общедоступной странице публиковались публичные призывы о проведении акции в г. Петрозаводске в 13.00 час. на пл. Ленина публичного мероприятия.
Указанные обстоятельства и вина Отделения партии в совершении административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении; выпиской из ЕГРЮЛ; рапортом сотрудника полиции о совершении правонарушения; сведениями с электронного ресурса (сайта) со снимками экрана монитора; рапортом сотрудника полиции об осмотре сетевого ресурса; экземпляром листовки о проведении акции протеста; письмом администрации Петрозаводского городского округа от 18.02.2021 с предложением подать уведомление в уполномоченный орган государственной власти; уведомлением депутата (...) от 16.02.2021 о проведении публичного мероприятия; двумя дополнениями от 19.02.2021 к уведомлению; ответами Государственного комитета Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения от 18.02.2021, 19.02.2021 и 20.02.2021; предостережениями МВД по Республике Карелия от 19.02.2021; рапортами УУП о доведении предостережений до сведения Отделения партии; рапортом инспектора ОИАЗ УМВД России по г. Петрозаводску о выявленном факте проведения несанкционированного публичного мероприятия; письмами администрации Петрозаводского городского округа и Государственного комитета Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения (далее - Комитет) о поступивших уведомлениях о проведении 23.02.2021 публичных мероприятий; видеозаписями проведенного публичного мероприятия.
Заявленные защитником доводы о неполучении Отделением партии ответов Комитета от 19.02.2021 и 20.02.2021 заслуживают определенного внимания, поскольку административным органом не представлено документального подтверждения вручения данных документов заявителю.
Вместе с тем, с учетом всех обстоятельств дела оснований полагать об игнорировании Комитетом поступившего уведомления и о необходимости суду руководствоваться п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 28 при разрешении вопроса о привлечении организатора публичного мероприятия к административной ответственности не усматривается.
Если в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия органом публичной власти не доведено до сведения организатора публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени его проведения или предложение об устранении организатором несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Закона, публичное мероприятие может расцениваться как согласованное, в том числе при возникновении вопроса о привлечении лица к предусмотренной законодательством ответственности (п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 28).
В то же время цель публичного мероприятия, указанная в уведомлении о его проведении, должна быть определенной и не допускающей ее произвольного или неоднозначного толкования; она должна отражать планируемый результат проведения публичного мероприятия (п. 11 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ).
Как следует из материалов дела, депутатом Законодательного Собрания Республики Карелия (...). 16.02.2021 в Комитет было подано уведомление о намерении провести встречу с избирателями 23.02.2021 с 13.00 до 14.00 час. на пл. Ленина в г. Петрозаводске с предполагаемым количеством участников до 50 человек.
18.02.2021 в установленный срок Комитет в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона довел до сведения организатора публичного мероприятия мотивированное предложение об устранении несоответствия условий проведения публичного мероприятия в части установленного порядка подачи уведомления, предусмотренного п. 3 ст. 7 Закона, дополнительно сообщив о наличии на территории Петрозаводского городского округа специально отведенных мест для проведения встреч депутатов с избирателями.
Таким образом, уведомление о проведении публичного мероприятия по существу проигнорировано не было.
19.02.2021 в Комитет были поданы два дополнения к уведомлению, в которых сообщались дополнительные сведения об организаторе мероприятия, уполномоченного на его проведение. Уточнено, что встреча депутата (...) с избирателями будет проводиться с целью информирования о деятельности депутатской фракции "КПРФ".
В качестве ответов на дополнения к уведомлению Комитетом представлены письма от 19.02.2021 и 20.02.2021. Согласно ответу Комитета на судебный запрос, указанные письма (...) направлялись по электронной почте, но данные об их отправке не сохранены в связи с переустановкой программного обеспечения.
В то же время в дело приложена листовка от имени депутата (...), из которой следует, что 23.02.2021 будет проводиться общероссийская акция протеста. В 13.00 час. на пл. Ленина наряду со встречей лидера фракции "КПРФ", исходя из смысла листовки, будет проводиться "мирный протест" (л.д. 31).
Согласно сведениям с электронного ресурса "Вконтакте" со страницы группы с названием "КПРФ в Карелии / Команда партии и сторонников", находящейся в открытом доступе, в вышеуказанные время и месте планировалась к проведению акция протеста по различным общественно-политическим вопросам, на которую приглашены руководители органов государственной власти Республики Карелия и глава Петрозаводского городского округа (л.д. 18-22, 25-28).
На видеозаписях публичного мероприятия зафиксировано, что фактически в дневное время на пл. Ленина 23.02.2021 Отделением партии проводилось собрание. На нем выступали различные лица по широкому кругу общественно значимых вопросов, публично выражая общественное мнение по поводу актуальных проблем общественно-политического характера, преимущественно в форме критики деятельности органов государственной власти.
Видеозаписи, наряду с иными материалами дела, по существу свидетельствуют о проведении Отделением партии запланированного митинга, по смыслу положений ст. 2 Закона.
Уведомления о проведении публичного мероприятия в подобной форме не подавалось, что не может быть отнесено к нарушениям исключительно формального характера. Положения ст. 7 Закона предусматривают иной порядок согласования митинга, в том числе устанавливают более ранний срок подачи уведомления, который истек ранее 16.02.2021.
Ссылка подателя жалобы на неправомерный отказ в согласовании публичного мероприятия на пл. ФИО2 в г. Петрозаводске не имеет непосредственного отношения к настоящему делу.
При этом заслуживает внимания то обстоятельство, что действия и (или) бездействие Комитета, связанное с согласованием публичного мероприятия на пл. Ленина, Отделением партии или (...) не оспаривались в установленном порядке.
Сведений об оспаривании определенной совокупности действий органов публичной власти по мотивам нарушения ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод путем создания условий для невозможности осуществления Отделением партии своей уставной деятельности, в дело также не представлено.
В ходе проведения публичного мероприятия сотрудники полиции мотивированно разъяснили его организатору и участникам неправомерность проведения данного мероприятия, потребовав прекратить нарушения Закона. Данные требования были проигнорированы.
Постановлением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 26.02.2021 по делу №(...) привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ за организацию и проведение несанкционированного митинга при указанных выше обстоятельствах. Постановление не обжаловалось и вступило в законную силу.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам жалобы, оснований не согласиться с правомерностью привлечения Отделения партии к административной ответственности не имеется.
Назначенное административное наказание соответствует минимальной санкции статьи, в связи с чем оснований полагать о его излишней строгости не имеется.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного постановления, не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения поданной жалобы, в том числе по изложенным в них доводам, не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 22.04.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Карельского республиканского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Судья | С.В. Щепалов |