ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-161/2021640004-01-2021-004107-14 от 07.09.2021 Балаковского районного суда (Саратовская область)

Дело № 12-161/2021 64RS0004-01-2021-004107-14

Решение


7 сентября 2021 года город Балаково


Судья Балаковского районного суда Саратовской области Курцева И.А.,

при секретаре судебного заседания Ермаковой К.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - общества с ограниченной ответственностью «Юкола-нефть» на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям № 1-133/2020 от 03.06.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Юкола-нефть»,

установил:

постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям Самохиной О.В. № 1-133/2020 от 03.06.2021 ООО «Юкола-нефть» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.

ООО «Юкола-нефть» вменено многократное превышение нормативов содержания нефтепродуктов в почве земельного участка с кадастровым номером: 64:11:070201:37, расположенного по адресу: Саратовская область, Духовницкий район, территория Брыковского МО, 3,0 км восточнее села Никольское, занятого производственной площадкой Сборного пункта углеводородного сырья Никольского месторождения, что свидетельствует о порче земель в результате ненадлежащей организации ООО «Юкола-нефть» производственного контроля за качественным состоянием земель при обращении с опасными для окружающей среды веществами (нефтепродуктами).

Защитник ООО «Юкола-нефть» Бурнос Д.Л. обратился в суд с жалобой на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям Самохиной О.В. № 1-133/2020 от 03.06.2021, в которой просит отменить постановление, прекратить производство по делу об административном правонарушении, указав, что обжалуемое постановление является незаконным, поскольку после возращения дела но новое рассмотрение в Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям вместо отмененного постановления № 1-130/2020 21.07.2020, которым юридическое лицо было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ в виде штрафа в размере 400 000 руб., должностным лицом административного органа было вынесено два постановления о привлечении ООО «Юкола-нефть» к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. и по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 руб., что ухудшает положение юридического лица путем увеличения объема выплачиваемых в качестве штрафа денежных средств.

Законный представитель ООО «Юкола-нефть», защитник юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Бурнос Д.Л., должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление, в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, проверив законность и обоснованность обжалуемого постановления в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующему выводу.

В соответствии с частью 2 статьи 8.6. КоАП РФ административным правонарушением признается уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом данного правонарушения являются охрана и рациональное использование земель (почвы).

Частью 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации установлено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации регулируются, в том числе Федеральным законом № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды».

Статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) установлено, что использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Согласно пунктам 1, 2, 3 части 1 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) сохранению почв и их плодородия; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель.

В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.

В постановлении от 26.04.2016 № 13-П «По делу о проверке конституционности пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования "Нерюнгринский район" Конституционный Суд Российской Федерации указал, что конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, по смыслу взаимосвязанных положений статей 42 и 58 Конституции Российской Федерации, имеет всеобщий характер и предполагает в условиях рыночной экономики покрытие издержек на осуществление государством мероприятий по восстановлению окружающей среды прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей на природную среду негативное воздействие, а от самой публичной власти требует принятия мер, направленных на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков.

Содержание данной компетенции должно раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования, включая закрепленные в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» принцип «загрязнитель платит» (статья 3) и обязанность юридических и физических лиц, которые осуществляют эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством (пункт 2 статьи 39).

Из материалов административного дела следует, что на основании распоряжения о проведении плановой выездной проверки от 26.05.2020 № 311-ОРД и распоряжений о внесении изменений от 02.06.2020 № 321-ОРД, от 09.06.2020 № 338-ОРД, утвержденных руководителем Межрегионального Управления Росприроднадзора по Саратовской Пензенской областям Медведевым О.В., проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО «Юкола-нефть» обязательных требований природоохранного законодательства Российской Федерации при эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, при пользовании недрами в соответствии с выданными лицензиями на право пользования недрами.

В ходе проверки Сборного пункта углеводородного сырья Никольского месторождения установлено, что предприятие осуществляет свою деятельность на земельных участках с кадастровыми номерами: 64:11:070201:37, 64:11:070201:65 (земли промышленности) по адресу: Саратовская область, Духовницкий район, территория Брыковского МО, 3,0 км восточнее села Никольское. ООО «Юкола-нефть» предоставлено право пользования недрами на Никольском участке в соответствии лицензией на право пользования недрами СРТ15563НЭ, дата регистрации лицензии – 17.05.2013, дата окончания действия лицензии – 31.03.2043. На данном участке осуществляется эксплуатация скважин.

10.06.2020 в рамках плановой выездной проверки ООО «Юкола-нефть» в присутствие представителя общества при визуальном осмотре было установлено, что земельный участок загрязнен нефтепродуктами и не имеет бетонированного, водонепроницаемого покрытия. Внутри обваловки производственной площадки произведён отбор проб почвы методом «конверта» в пределах земельного участка с кадастровым номером 64:11:070201:37 (акт обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от 10.06.2020 № 7544-3).

По результатам почво-химического анализа проб почвы (заключение № 23-п от 23.06.2020), выполненных Филиалом «ЦЛАТИ по Саратовской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО», установлено превышение установленных нормативов (ПДК, ОДК) по следующим показателям: в почвах Никольского месторождения установлено превышение содержания нефтепродуктов (проба № 245 - 14780 мг/ кг почвы, что соответствует 5 уровню загрязнения).

Пунктами 146-147 Правил охраны недр (утвержденного Постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 06.06.2003 № 71) предусмотрено, что при пользовании недрами обеспечиваются безопасность для жизни и здоровья населения, охрана зданий и сооружений, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, животного мира и других объектов окружающей среды. При пользовании недрами осуществляется систематический контроль за состоянием окружающей среды и за выполнением природоохранных мероприятий. При выявлении необходимости применения более эффективных мероприятий по охране окружающей среды в проектную документацию вносятся необходимые изменения.

При разработке месторождений полезных ископаемых осуществляются мероприятия, предотвращающие или препятствующие развитию водной и ветровой эрозии почв, засолению, заболачиванию или другим формам утраты плодородия земель (п.149 Правил охраны недр).

Выявленное в ходе плановой выездной проверки ООО «Юкола-нефть» многократное превышение нормативов содержания нефтепродуктов в почве земельного участка, занятого производственной площадкой Сборного пункта углеводородного сырья Никольского месторождения, свидетельствует об ухудшении качественного состояния земель в результате ненадлежащей организации ООО «Юкола-нефть» производственного контроля за качественным состоянием земель при обращении с опасными для окружающей среды веществами (нефтепродуктами), не позволившей своевременно обнаружить угрожающий уровень загрязнения почвы нефтепродуктами и принять исчерпывающие эффективные меры по снижению уровня такого загрязнения до установленных нормативов (ПДК).

Недопустимый уровень нефтезагрязнения земельного участка, занятого производственной площадкой Сборного пункта углеводородного сырья Никольского месторождения (в пределах земельного участка с кадастровым номером 64:11:070201:37), в концентрациях многократно превышающих ПДК нефтепродуктов в почве свидетельствует об ухудшении качественного состояния земель.

Наличие нефтезагрязнения земельного участка производственной площадки (в пределах земельного участка с кадастровым номером 64:11:070201:37), структурным подразделением ООО «Юкола-нефть» свидетельствует о несоблюдении ООО «Юкола-нефть» установленных требований и невыполнении ею обязательных мероприятий по охране почв, по предотвращению и ликвидации захламления земель отходами производства и потребления, предусмотренных статьями 12, 13, 42 ЗК РФ, статьями 34, 39, 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, пунктами 146-147, 149 Правил охраны недр (утвержденного Постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 06.06.2003 № 71).

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Юкола-нефть» к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ.

Факт совершения ООО «Юкола-нефть» административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: актами проверки № САР-5-15 от 30.06.2020; актом обследования территории от 10.06.2020 № 7544-3; заключением № 23-п от 23.06.2020; экспертным заключением № 9 от 29.06.2020; протоколом испытаний проб почвы № 63-П/2020 от 23.06.2020, протоколом об административном правонарушении № 1-133/2020 от 08.07.2020 и иными материалами дела.

Выводы относительно наличия в действиях ООО «Юкола-нефть» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, изложенные в обжалуемом постановлении должностным лицом, сделаны правильно, на основании всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые оценены должностным лицом в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело не усматриваю.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Юкола-нефть» допущено не было.

Постановление о привлечении ООО «Юкола-нефть» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьёй 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено ООО «Юкола-нефть» в соответствии с санкцией части 2 статьи 8.6 КоАП РФ, в минимальном размере.

Нарушений процедуры привлечения ООО «Юкола-нефть» к административной ответственности не установлено.

Доводы жалобы об ухудшении положения лица, обратившегося с жалобой, являются необоснованными, поскольку привлечение Общества к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, не может являться ухудшением его положения, так как деяния образуют разные составы административных правонарушений, за каждое из которых Обществу назначено самостоятельное административное наказание.

С учётом изложенного считаю, что обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении № 1-133/2020 от 03.06.2021 подлежит оставлению без изменения, а жалоба - без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям № 1-133/2020 от 03.06.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Юкола-нефть», оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Юкола-нефть» Бурноса Дениса Леонидовича – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Балаковский районный суд Саратовской области в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья И.А. Курцева