ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-161/2022 от 23.05.2022 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Судья - Кутушова Ю.В. Дело № 12 - 161/2022

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление судьи

по делу об административном правонарушении

г. Мурманск

23 мая 2022 года

Судья Мурманского областного суда Синица А.П., рассмотрев жалобу законного представителя общества с ограниченно ответственностью «ТСТ» ФИО1 на постановление судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 28 марта 2022 года по делу об административном правонарушении,

установил:

постановлением судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 28 марта 2022 года (день изготовления постановления в полном объеме) юридическое лицо – общество с ограниченно ответственностью «ТСТ» (далее – ООО «ТСТ», Общество) привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, законный представитель Общества ФИО1, просит судебное постановление отменить.

Указывает, что Общество не является субъектом вмененного ему административного правонарушения, поскольку декларантом товара в соответствии с графой 50 ТД является «Т».

Ссылаясь на положения главы 55 ТК ЕАЭС, которыми регламентированы права и обязанности таможенного представителя, считает, что обязанности представляемого им лица не переходят в том же объеме к таможенному представителю. Полагает, что обязанности таможенного представителя определены статьей 405 ТК ЕАЭС.

В судебное заседание не явились законный представитель Общества ФИО1, представитель Мурманской таможни, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что согласно пункту 4 части 2 статьи 30.6 названного Кодекса, не препятствует рассмотрению дела в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, оценив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы не нахожу.

В соответствии с частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Согласно примечанию 2 к статье 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для целей применения главы 16 настоящего Кодекса, под недействительными документами понимаются, в частности, документы, содержащие недостоверные сведения.

В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 83 ТК ЕАЭС декларантами товаров, помещаемых под таможенные процедуры, могут выступать - перевозчик, в том числе таможенный перевозчик, - при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита.

В силу статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.

При таможенном декларировании применяются следующие виды таможенной декларации: декларация на товары, транзитная декларация, пассажирская таможенная декларация, декларация на транспортное средство. Транзитная декларация используется при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита (статья 105 ТК ЕАЭС).

В соответствии с пунктом 1 статьи 107 ТК ЕАЭС в транзитной декларации указываются сведения, в частности, о наименовании, количестве и стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами, о коде товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков, о весе товаров брутто, о количестве грузовых мест.

Пунктом 8 статьи 111 ТК ЕАЭС предусмотрено, что с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющее юридическое значение.

В соответствии с разделом I Инструкции о порядке заполнения транзитной декларации, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 289 (далее – Инструкция), все сведения (изменения и (или) дополнения), указанные в транзитной декларации на бумажном носителе, должны быть указаны в электронной копии.

В силу пункта 14 Инструкции в графе 31 «Грузовые места и описание товаров» указывается общее наименование товара, а также дается его описание в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами, достаточное для его идентификации таможенным органом; для товаров, имеющих упаковку, указывается количество грузовых мест. В первом подразделе графы 33 ТД указывается без пробелов и иных разделительных знаков код товара в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза на уровне не менее первых шести знаков.

Пунктом 5 Инструкции определено, что сведения, определяющие индивидуальные характеристики товаров (товарный знак, артикул, модель и тому подобное) указываются на языке оригинала, в том числе с использованием букв латинского алфавита.

Согласно пункту 7 Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном контроле, таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в электронной форме, утвержденного приказом Минфина России от 30.08.2016 № 144н, сведения в электронных документах должны быть идентичны сведениям, содержащимся в оригиналах документов, копиях документов, заверенных в установленном порядке, в том числе в части языка, на котором последние заполнены, также допускается представление перевода указанных сведений с иностранного языка на русский.

Пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС предусмотрено, что декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров, представить таможенному органу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных названным Кодексом, либо по требованию таможенного органа.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант вправе: осматривать, измерять товары, находящиеся под таможенным контролем, и выполнять с ними грузовые операции.

В соответствии с пунктом 3 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 данной статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.

Пунктом 1 статьи 401 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции на территории государства-члена, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей, в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования.

Согласно пункту 3 Порядка совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 № 438, в случае представления таможенному органу отправления транзитной декларации таможенным представителем дополнительно представляется номер, свидетельствующий о включении юридического лица в реестр таможенных представителей, а также заверенная копия договора таможенного представителя с декларантом.

Как установлено судьей и следует из материалов дела, _ _ на таможенную территорию таможенного Союза в место доставки – постоянную зону таможенного контроля, расположенную на СВХ ООО «ТЛТ» по адресу: ..., находящуюся в регионе деятельности Мурманского таможенного поста, автомобильным транспортом в адрес ООО «С» прибыл товар по транзитной таможенной декларации *.

В соответствии с пунктом 1 статьи 401 ТК ЕАЭС и договора таможенного представителя с декларантом * от _ _ ООО «ТСТ» является таможенным представителем товаров при прибытии на таможенную территорию Союза (л.д.24-26).

_ _ ООО «ТСТ» на Магарамкентский таможенный пост Дагестанской таможни (..., *) в электронном виде была подана транзитная таможенная декларация *.

В рамках таможенного контроля было выявлено, что ООО «ТСТ» при помещении товара под таможенную процедуру таможенного транзита по ЭТД * сообщило таможенному органу сведения о наименовании товаров, не соответствующие сведениям, заявленным в документах на бумажном носителе и сведениям, установленным по результатам таможенного досмотра.

Так, в графе «31» электронной декларации *, заявлен товар: товар № 1 - стальная трубная секция « LNG SKID SPOOL»; товар № 2 - стальные трубные опоры «UTILITY RACK SUPPORTS».

Сведения о наименовании товара «LNG SKID GUDE», указанные в позициях №№ 1-29 инвойса от 21.10.2021 № * и в позициях №№1-32 упаковочного листа от 21.10.2021 №*, представленных на бумажном носителе, в графе «31» электронной декларации * отсутствуют.

По результатам проведенного досмотра (АТД *): установлено, что товар «LNG SKID GUDE» не заявленный в ЭТД, но указанный в коммерческих документах на бумажном носителе - инвойсе, упаковочном листе в позициях 1-29 и позициях 1-32, соответственно, по своему внешнему виду и физическим характеристикам, отличается от товаров №№1, 2 заявленных в ТД.

Изложенное свидетельствует, что в графе 31 ЭТД * не были заявлены сведения о наименовании товара «LNG SKID GUDE», указанные в позициях №№ 1-29 инвойса от 21.10.2021 №* и в позициях №№1-32 упаковочного листа от 21.10.2021 №*, представленных на бумажном носителе, т.е. сведения, представленные таможенным представителем в ЭТД не соответствуют сведениям, указанным в документах на бумажном носителе и установленным по результатам таможенного досмотра.

Выявленное нарушение явилось основанием для вынесения _ _ уполномоченным должностным лицом определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, а также составления _ _ в отношении ООО «ТСТ» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.4-7, 78-81).

Вина ООО «ТСТ» в совершении вмененного ему административного правонарушения подтверждена собранными и исследованными по делу доказательствами, подробно перечисленными в обжалуемом постановлении, оценка которым на предмет относимости, допустимости и достаточности дана по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Вопреки доводам жалобы, проанализировав вышеприведенные положения законодательства и фактические обстоятельства дела, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что действия юридического лица ООО «ТСТ», являющегося таможенным представителем при помещении товара под таможенную процедуру таможенного транзита, сообщило таможенному органу недостоверные сведения о наименовании товара путем представления недействительных документов, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопрос о вине юридического лица судьей обсуждался применительно к положениям части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности выполнения ООО «ТСТ» требований таможенного законодательства и недопущению их нарушения при той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, а равно принятия всех зависящих от него мер по их соблюдению, материалы дела не содержат, что указывает на наличие вины ООО «ТСТ» во вмененном ему административном правонарушении.

При этом имеющимися в деле доказательствами достоверно установлено, что при помещении товара под таможенную процедуру таможенного транзита ООО «ТСТ» указало сведения о наименовании товара, не соответствующие оригиналам документов на бумажном носителе и сведениям, установленным по результатам таможенного досмотра.

При таких обстоятельствах судья пришел к правильному выводу о наличии в действиях ООО «ТСТ» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы в жалобе связаны с переоценкой установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы являлись предметом проверки судьи районного суда, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, противоречат совокупности собранных по делу доказательств и обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в обжалованном судебном акте. Повода признать указанные выводы судьи неправильными не имеется.

Довод жалобы о том, что Общество не является субъектом вмененного ему административного правонарушения, поскольку декларантом товара в соответствии с графой 50 ТД является «Т» основан на неверном толковании норм законодательства.

В соответствии со статьей 404 ТК ЕАЭС при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.

Таким образом, ООО «ТСТ» будучи таможенным представителем, т.е. лицом, уполномоченным на представление интересов декларанта, в соответствии с пунктом 1 статьи 84 ТК ЕАЭС, согласно которому при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, вправе: осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем; брать пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа при соблюдении условий, предусмотренных статьей 17 ТК ЕАЭС; присутствовать при проведении таможенного контроля в форме таможенного осмотра и таможенного досмотра должностными лицами таможенных органов и при отборе этими лицами проб и образцов товаров; знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами исследований проб и образцов, декларируемых им товаров; обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц; привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах; пользоваться иными полномочиями и правами, предусмотренными ТК ЕАЭС.

Исходя из положений пунктов 2, 3 статьи 405 ТК ЕАЭС, обязанности таможенного представителя при совершении таможенных операций обусловлены требованиями и условиями, установленными международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании, в соответствии с которым товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру, в том числе путем подачи декларации на товары, с заявлением сведений о товаре, необходимых для его выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

В связи с вышеизложенным ООО «ТСТ », являясь таможенным представителем декларанта и выступая от его имени при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита, на основании вышеприведенных норм таможенного законодательства обладало правами декларанта при оформлении ЭТД и, соответственно, было обязано обеспечить внесение достоверных сведений о наименовании декларируемого товара.

Доказательств того, что у ООО «ТСТ » отсутствовала возможность до подачи ЭТД изучить документацию на бумажном носителе - инвойс и упаковочный лист, в отношении подлежащего таможенному декларированию товара и указать в ЭТД сведения о наименовании товара соответствующие сведениям, указанным в документах на бумажном носителе, не представлено.

Изложенное свидетельствует, что ООО «ТСТ» является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судьей норм примененного в деле законодательства не свидетельствует о том, что им допущены существенные нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено компетентным судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание ООО «ТСТ» назначено в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного санкцией части 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера совершенного административного правонарушения, финансового положения юридического лица.

Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену вынесенного по делу постановления в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено, материальные нормы права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влекут прекращение производства по делу, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 28 марта 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ТСТ», оставить без изменения, жалобу законного представителя Общества ФИО1 - без удовлетворения.

Судья

Мурманского областного суда А.П. Синица