ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-161/2022 от 25.04.2022 Московского районного суда г. Твери (Тверская область)

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном

правонарушении

25 апреля 2022 года город Тверь

Судья Московского районного суда г.Твери Орёл Ю.А., с участием заявителя Дымстовой Е.В., ее представителя Астаповой К.В., помощника прокурора Заволжского района г.Твери Сыкина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу руководителя отдела по расчетам г.Твери Центрального округа ОП «АтомЭнергоСбыт» Дымстовой Е.В. на постановление о назначении административного наказания от 27 января 2022 года, вынесенное начальником отдела государственного энергетического надзора по Тверской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Андреевым А.С. о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением о назначении административного наказания от 27 января 2022 года, вынесенное начальником отдела государственного энергетического надзора по Тверской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Андреевым А.С., руководитель отдела по расчетам г.Твери Центрального округа ОП «АтомЭнергоСбыт» Дымстова Е.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.9.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Руководитель отдела по расчетам г.Твери Центрального округа ОП «АтомЭнергоСбыт» Дымстова Е.В. обратилась с жалобой в Московский районный суд г. Твери на указанное выше постановление в порядке, предусмотренном правилами ст. ст. 30.1 - 30.3 КоАП РФ, в которой просила признать незаконным и отменить постановление о назначении административного наказания от 27 января 2022 года, вынесенное начальником отдела государственного энергетического надзора по Тверской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Андреевым А.С. о привлечении ее к административной ответственности по ч.2 ст.9.22 КоАП РФ, производство по делу прекратить.

В обосновании жалобы указано, что по состоянию на дату введения ограничения режима электропотребления 22 ноября 2021 года по лицевому счету (потребитель ФИО1 задолженность за электроэнергию составляла сумму в размере 4332 рубля 07 копеек, пени в размере 300 рублей 32 копейки. ФИО1 произвела оплату 19 ноября 2021 года в сумме 4003 рубля 75 копеек, через платежную систему СберБанка, который поступил на расчетный счет АО «АтомЭнергоСбыт» (Гарантирующий поставщик) 22 ноября 2021 года. Поскольку на начало рабочего дня платеж не был зачислен на расчетный счет Гарантирующего поставщика, заявка в сетевую организацию на ограничение услуги электроснабжения по адресу: <адрес>, не была отменена. Отключение было выполнено 22 ноября 2021 года на основании подпункта а пункта 117 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354 (далее Правила №354) в связи с неполной оплатой потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены указанными Правилами. Под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа (цены) на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения. Исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление ему коммунальной услуги в порядке, предусмотренном подпунктами «а» - «в» пункта 119 Правил №354, при этом подпунктом «а» соответствующей нормы прямо предусмотрено, что предупреждение (уведомление) потребителя-должника об ограничении или приостановлении предоставления коммунальной услуги за долги считается доставленным потребителю с момента включения исполнителем в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), при этом получение от потребителя какого-либо подтверждения факта вручения (ознакомления) с текстом предупреждения (уведомления) не требуется. Соответствующее предупреждение (уведомление) считается доставленным потребителю-должнику с даты направления платежного документа исполнителем коммунальных услуг, которая нормативно определена частью 2 статьи 155 ЖК РФ и пунктом 67 Правил №354. В платежном документе за сентябрь 2021 года по <адрес>, расположенной в <адрес>, было указано, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки предупреждения, электроснабжение будет ограничено, а при отсутствии технической возможности введения ограничения - приостановлено. При ограничении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно уменьшает объем (количество) подачи потребителю коммунального ресурса и (или) вводит график предоставления коммунальной услуги в течение суток. По указанному адресу отсутствует техническая возможность снижения нагрузки электропотребления, возможно только полное отключение вводного автомата. Ввиду отсутствия технической возможности частичного ограничения электропотребления и соблюдении сроков введения полного приостановления предоставления коммунальной услуги по электроснабжению 22 ноября 2021 года осуществлено приостановление режима электропотребления. От ФИО1 поступило два обращения 23 ноября 2021 (а не 22 ноября 2021 года как указано в постановлении) на «горячую линию» Общества. Представитель Гарантирующего поставщика пояснил, что потребитель не уведомил о произведенной оплате задолженности за потребленную электроэнергию в день платежа; вместе с тем, оплата поступила на расчетный счет Общества позже, чем произведено отключение электроснабжения по указанному адресу. Также было доведено до сведения ФИО1 о том, что уведомление об ограничении или приостановлении предоставления коммунальной услуги по электроснабжению было включено в платежный документ за сентябрь 2021 года, и гражданка ФИО1 в разговоре по первому звонку на «горячую линию» Общества, произведенному в 09:06, сама утверждала, что платежные документы она получает на свой электронный адрес. Личное обращение ФИО1 в Общество состоялось не 23 ноября 2021 года, а 24 ноября 2021 года, о чем свидетельствует ее заявление, поданное в адрес «АтомЭнергоСбыт» Тверь. Несмотря на отсутствие оплаты расходов по приостановлению и возобновлению услуги энергоснабжения (п.120, п.121(1) Правил) услуга энергоснабжения по адресу: <адрес> возобновлена не 26 ноября 2021 года (как указано в оспариваемом постановлении), а 25 ноября 2021 года, о чем свидетельствует акт о возобновлении режима электропотребления. Таким образом, в постановлении о назначении административного наказания неверно изложена хронология событий, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности. В оспариваемом постановлении Ростехнадзор указывает на то обстоятельство, что она совершила правонарушение, заключающееся в несвоевременном возобновлении потребителю подачи электроснабжения, что подпадает под санкцию части 2 статьи 9.22 КоАП РФ. Субъектом правонарушения по ч.2 ст.9.22 КоАП РФ являются как должностные лица, так и юридические лица, являющиеся сетевыми организациями или иными лицами, обязанными осуществлять действия по введению ограничения или возобновлению режима потребления электрической энергии в отношении потребителя электрической энергии. Согласно абз. 31 ст. 3 Закона №35-ФЗ территориальная сетевая организация коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных Законом №35-ФЗ, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям. Объектом рассматриваемого правонарушения выступает невыполнение сетевой организацией или иным лицом, обязанным осуществлять действия по введению ограничения или возобновления режима потребления электрической энергии в отношении потребителя. Ограничение режима потребления электрической энергии регулируется - Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 года №442 (далее - Правила ограничения). Гарантирующий поставщик вправе в связи с наступлением обстоятельств, указанных в Правилах ограничить, инициировать в установленном порядке введение полного и (или) частичного ограничения или возобновления режима потребления электрической энергии (пункт 48 Правил ограничения). Таким образом, АО «АтомЭнергоСбыт» является лицом, инициирующим введение ограничения либо возобновления режима потребления электрической энергии, а не лицом, которое непосредственно осуществляет указанные действия по заявке Гарантирующего поставщика. Гарантирующий поставщик не может быть привлечен по части 2 статьи 9.22 КоАП РФ, так как он не относится ни к сетевой организации, ни к иным лицам, обязанным осуществлять действия по введению ограничения или возобновлению режима потребления электрической энергии в отношении потребителя электрической энергии, требований о введении такого ограничения (за исключением требований о введении ограничения режима потребления электрической энергии в целях предотвращения или ликвидации аварийного электроэнергетического режима) или требований о выполнении организационно-технических мероприятий, которые необходимы для возобновления снабжения электрической энергией потребителя. Вменяемое правонарушение не подлежит квалификации по статье 9.22 КоАП РФ, так как ответственность по части 2 указанной статьи Кодекса наступает в случае неосуществления действий по непосредственному отключению от сети объектов электроснабжения потребителя, а не направления соответствующего уведомления и несоблюдения иного порядка ограничения (возобновления). По ее мнению, несвоевременность направления заявки на возобновление подачи электроснабжения является нарушением режима обеспечения населения коммунальными услугами, административная ответственность за которое установлена в статье 7.23 КоАП РФ. Именно санкция данной статьи применяется в отношении Гарантирующего поставщика при инициировании им безосновательного ограничения режима подачи электрической энергии, что распространяется и на факты несвоевременного возобновления. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.23 КоАП РФ, рассматривают органы государственной жилищной инспекции (статья 23.55 КоАП РФ). Таким образом, Ростехнадзором неверно определена квалификация правонарушения. В то же время с учетом ошибочности определения статьи КоАП РФ, на основании которой осуществляется привлечение к административной ответственности, у Центрального управления Ростехнадзора отсутствуют полномочия по привлечению ее к административной ответственности, так как надлежащим административным органом в данном случае является Главное управление «Государственная жилищная инспекция» Тверской области. Указанные обстоятельства являются безусловным основанием для прекращения производства по делу в порядке п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

В судебном заседании руководитель отдела по расчетам г.Твери Центрального округа ОП «АтомЭнергоСбыт» Дымстова Е.В. жалобу поддержала по изложенным в ней доводам и пояснила, что по состоянию на дату введения ограничения режима электропотребления 22 ноября 2021 года по лицевому счету (потребитель ФИО1) задолженность за электроэнергию составляла сумму в размере 4332 рубля 07 копеек, пени в размере 300 рублей 32 копейки. ФИО1 произвела оплату 19 ноября 2021 года в сумме 4003 рубля 75 копеек, через платежную систему СберБанка, который поступил на расчетный счет АО «АтомЭнергоСбыт» 22 ноября 2021 года. Поскольку на начало рабочего дня платеж не был зачислен на расчетный счет Гарантирующего поставщика, заявка в сетевую организацию на ограничение услуги электроснабжения по адресу: <адрес>, не была отменена. Отключение было выполнено 22 ноября 2021 года. Ввиду отсутствия технической возможности частичного ограничения электропотребления и соблюдении сроков введения полного приостановления предоставления коммунальной услуги по электроснабжению 22 ноября 2021 года осуществлено приостановление режима электропотребления. От ФИО1 поступило два обращения 23 ноября 2021 года на «горячую линию» Общества. Оплата поступила на расчетный счет Общества позже, чем произведено отключение электроснабжения по указанному адресу. Услуга энергоснабжения по адресу: <адрес> возобновлена 25 ноября 2021 года, о чем свидетельствует акт о возобновлении режима электропотребления. Гарантирующий поставщик не может быть привлечен по части 2 статьи 9.22 КоАП РФ, так как он не относится ни к сетевой организации, ни к иным лицам, обязанным осуществлять действия по введению ограничения или возобновлению режима потребления электрической энергии в отношении потребителя электрической энергии, требований о введении такого ограничения (за исключением требований о введении ограничения режима потребления электрической энергии в целях предотвращения или ликвидации аварийного электроэнергетического режима) или требований о выполнении организационно-технических мероприятий, которые необходимы для возобновления снабжения электрической энергией потребителя. Вменяемое правонарушение не подлежит квалификации по части 2 статьи 9.22 КоАП РФ, а подлежит квалификации по ст.7.23 КоАП РФ. Просит признать незаконным и отменить постановление о назначении административного наказания от 27 января 2022 года, вынесенное начальником отдела государственного энергетического надзора по Тверской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Андреевым А.С. о привлечении ее к административной ответственности по ч.2 ст.9.22 КоАП РФ, производство по делу прекратить, на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель руководителя отдела по расчетам г.Твери Центрального округа ОП «АтомЭнергоСбыт» Дымстовой Е.В. – Астапова К.В. жалобу поддержала по изложенным в ней доводам и пояснила, что по состоянию на дату введения ограничения режима электропотребления 22 ноября 2021 года по лицевому счету (потребитель ФИО1 задолженность за электроэнергию составляла сумму в размере 4332 рубля 07 копеек, пени в размере 300 рублей 32 копейки. ФИО1 произвела оплату 19 ноября 2021 года в сумме 4003 рубля 75 копеек, через платежную систему СберБанка, который поступил на расчетный счет АО «АтомЭнергоСбыт» (Гарантирующий поставщик) 22 ноября 2021 года. Поскольку на начало рабочего дня платеж не был зачислен на расчетный счет Гарантирующего поставщика, заявка в сетевую организацию на ограничение услуги электроснабжения по адресу: <адрес>, не была отменена. Отключение было выполнено 22 ноября 2021 года. В платежном документе за сентябрь 2021 года по <адрес>, расположенной в <адрес>, было указано, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки предупреждения, электроснабжение будет ограничено, а при отсутствии технической возможности введения ограничения - приостановлено. По указанному адресу отсутствует техническая возможность снижения нагрузки электропотребления, возможно только полное отключение вводного автомата. Ввиду отсутствия технической возможности частичного ограничения электропотребления и соблюдении сроков введения полного приостановления предоставления коммунальной услуги по электроснабжению 22 ноября 2021 года осуществлено приостановление режима электропотребления. От ФИО1 поступило два обращения 23 ноября 2021 года, а не 22 ноября 2021 года как указано в постановлении на «горячую линию» Общества. Представитель Гарантирующего поставщика пояснил, что потребитель не уведомил о произведенной оплате задолженности за потребленную электроэнергию в день платежа; вместе с тем, оплата поступила на расчетный счет Общества позже, чем произведено отключение электроснабжения по указанному адресу. Также было доведено до сведения ФИО1 о том, что уведомление об ограничении или приостановлении предоставления коммунальной услуги по электроснабжению было включено в платежный документ за сентябрь 2021 года, ФИО1 в разговоре по первому звонку на «горячую линию» Общества, произведенному в 09:06, сама утверждала, что платежные документы она получает на свой электронный адрес. Личное обращение ФИО1 в Общество состоялось не 23 ноября 2021 года, а 24 ноября 2021 года, о чем свидетельствует ее заявление, поданное в адрес «АтомЭнергоСбыт» Тверь. Несмотря на отсутствие оплаты расходов по приостановлению и возобновлению услуги энергоснабжения услуга энергоснабжения по адресу: <адрес> возобновлена не 26 ноября 2021 года как указано в оспариваемом постановлении, а 25 ноября 2021 года, о чем свидетельствует акт о возобновлении режима электропотребления. Таким образом, в постановлении о назначении административного наказания неверно изложена хронология событий, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности. АО «АтомЭнергоСбыт» является лицом, инициирующим введение ограничения либо возобновления режима потребления электрической энергии, а не лицом, которое непосредственно осуществляет указанные действия по заявке Гарантирующего поставщика. Гарантирующий поставщик не может быть привлечен по ч.2 ст.9.22 КоАП РФ, так как он не относится ни к сетевой организации, ни к иным лицам, обязанным осуществлять действия по введению ограничения или возобновлению режима потребления электрической энергии в отношении потребителя электрической энергии, требований о введении такого ограничения (за исключением требований о введении ограничения режима потребления электрической энергии в целях предотвращения или ликвидации аварийного электроэнергетического режима) или требований о выполнении организационно-технических мероприятий, которые необходимы для возобновления снабжения электрической энергией потребителя. Вменяемое правонарушение не подлежит квалификации по статье 9.22 КоАП РФ, так как ответственность по части 2 указанной статьи Кодекса наступает в случае неосуществления действий по непосредственному отключению от сети объектов электроснабжения потребителя, а не направления соответствующего уведомления и несоблюдения иного порядка ограничения (возобновления). Несвоевременность направления заявки на возобновление подачи электроснабжения является нарушением режима обеспечения населения коммунальными услугами, административная ответственность за которое установлена в статье 7.23 КоАП РФ. Именно санкция данной статьи применяется в отношении Гарантирующего поставщика при инициировании им безосновательного ограничения режима подачи электрической энергии, что распространяется и на факты несвоевременного возобновления. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.23 КоАП РФ, рассматривают органы государственной жилищной инспекции. Таким образом, Ростехнадзором неверно определена квалификация правонарушения. В то же время с учетом ошибочности определения статьи КоАП РФ, на основании которой осуществляется привлечение к административной ответственности, у Центрального управления Ростехнадзора отсутствуют полномочия по привлечению Дымстову Е.В. к административной ответственности, так как надлежащим административным органом в данному случае является Главное управление «Государственная жилищная инспекция» Тверской области. Просит признать незаконным и отменить постановление о назначении административного наказания от 27 января 2022 года, вынесенное начальником отдела государственного энергетического надзора по Тверской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Андреевым А.С. о привлечении руководителя отдела по расчетам г.Твери Центрального округа ОП «АтомЭнергоСбыт» Дымстову Е.В. к административной ответственности по ч.2 ст.9.22 КоАП РФ, производство по делу прекратить, на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

В судебном заседании помощник прокурора Заволжского района г.Твери Сыкин А.В., полагал, что постановление о назначении административного наказания от 27 января 2022 года, вынесенное начальником отдела государственного энергетического надзора по Тверской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Андреевым А.С. о привлечении руководителя отдела по расчетам г.Твери Центрального округа ОП «АтомЭнергоСбыт» Дымстову Е.В. к административной ответственности по ч.2 ст.9.22 КоАП РФ, законно и обоснованно, а жалоба Дыстовой Е.В. не подлежит удовлетворению.

В судебное заседание представитель Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

В связи с неявкой в судебное заседание представителя Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, судья полагает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, доводы жалобы, судья находит постановление должностного лица законным, обоснованным, а жалобу руководителя отдела по расчетам г.Твери Центрального округа ОП «АтомЭнергоСбыт» Дымстовой Е.В., не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст.24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Статья 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, содержит перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, в том числе наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с п.8 ч.2 ст.30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с частью 2 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение сетевой организацией или иным лицом, обязанным осуществлять действия по введению ограничения или возобновлению режима потребления электрической энергии в отношении потребителя электрической энергии, требований о введении такого ограничения (за исключением требований о введении ограничения режима потребления электрической энергии в целях предотвращения или ликвидации аварийного электроэнергетического режима) или требований о выполнении организационно-технических мероприятий, которые необходимы для возобновления снабжения электрической энергией потребителя, предъявленных в соответствии с установленным законодательством об электроэнергетике порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, при отсутствии предусмотренных указанным порядком обстоятельств, препятствующих введению такого ограничения или возобновлению режима потребления электрической энергии, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет.

В силу статьей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.

Согласно ч.1 ст.539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии с частью 1.1 статьи 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее Правила).

Согласно подпункту «г» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354 потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги в виде электроснабжения, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме (далее Правила).

В силу подпункта «п» пункта 19 вышеуказанных Правил договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, должен включать основания и порядок приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг.

В соответствии с пунктами 117, 118 вышеназванных Правил исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае: неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами.

Под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа (цены) на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.

Согласно пункту 119 Правил если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке: а) исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в сети Интернет, передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи; в) при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения.

Как следует из п.120 Правил предоставление коммунальных услуг возобновляется в течении 2 календарных дней со дня полного погашения задолженности и оплаты расходов исполнителя по введению ограничения, приостановлению и возобновлению предоставления коммунальной услуги в порядке и размере, которые установлены Правительством Российской Федерации или заключения соглашения о порядке погашения задолженности и оплаты указанных расходов, если исполнитель не принял решение возобновить предоставление коммунальных услуг с более раннего момента.

Согласно п.122 Правил, действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.

Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, прокуратурой Заволжского района г.Твери в соответствии в поручением Генерального прокурора Российской Федерации проведена проверка исполнения ОП «ТверьАтомЭнергосбыт» АО «ТверьАтомЭнергосбыт» законодательства о электроснабжении.

ОП «ТверьАтомЭнергосбыт» осуществляет подачу электроэнергии, жителям многоквартирных домов.

22 ноября 2021 года потребителю ФИО1 проживающей по адресу: <адрес>, произведено приостановление предоставления коммунальной услуги электроснабжение ввиду образовавшейся задолженности.

19 ноября 2021 потребителем ФИО1 приняты меры по полному погашению задолженности и оплате расходов исполнителя по приостановлению и возобновлению предоставления коммунальной услуги, денежные средства поступили на расчетный счет ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» 22 ноября 2021 года в 11 часов 02 минуты.

Однако, ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» возобновило предоставление коммунальной услуги ФИО1 только 25 ноября 2021 года.

Согласно приказа от 01 апреля 2014 года Дымстова Е.В. назначена на должность заместителя руководителя городского отделения ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «ТверьАтомЭнергоСбыт» г.Твери Центрального округа ОП «АтомЭнергоСбыт».

На основании приказа от 15 июля 2021 года Дымстова Е.В. переведена на другую работу, на должность руководителя отдела по расчетам г.Твери Центрального округа ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «ТверьАтомЭнергоСбыт».

В должностные обязанности руководителя отдела по расчетам г.Твери Центрального округа ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «ТверьАтомЭнергоСбыт» Дымстовой Е.В. входит организация работы по ограничениям, отключениям и подключениям подачи электричества потребителям ресурсоснабжающей организации.

22 декабря 2021 года заместителем прокурора Заволжского района г.Твери ФИО2 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении руководителя отдела по расчетам г.Твери Центрального округа ОП «АтомЭнергоСбыт» Дымстовой Е.В. по ч.2 ст.9.22 КоАП РФ по факту выявленного нарушения.

Факт совершения руководителем отдела по расчетам г.Твери Центрального округа ОП «АтомЭнергоСбыт» Дымстовой Е.В. административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.9.22 КоАП РФ и виновность должностного лица подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 22 декабря 2021 года, вынесенное заместителем прокурора Заволжского района г.Твери ФИО3 (л.д.51 оборотная сторона – 54); копией акта о введении ограничения режима потребления электроэнергии от 22 ноября 2021 года (л.д.57 оборотная сторона); копией счета-извещения за сентябрь 2021 года (л.д.58); копией акта о возобновлении режима электропотребления от 25 ноября 2021 года (л.д.58 оборотная сторона); копией счета-извещения за ноябрь 2021 года (л.д.59); копией лицевой карты потребителя ФИО1 за период: апрель 2014 – декабрь 2021 года (л.д.57, 59 оборотная сторона); скриншотом о направлении лицевых счетов (л.д.60); приказом (распоряжением) о приеме Дымстову Е.В. на работу (л.д.61 оборотная сторона); приказом (распоряжением) о переводе работника Дымстову Е.В. на другую работу от 15 июля 2021 года (л.д.61); копией должностной инструкции заместителя руководителя Тверского отделения обособленного подразделения «ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» (л.д.63 оборотная сторона – 70); объяснениями Дымстовой Е.В. (л.д.71), а также иными материалами дела.

Имеющиеся в материалах дела доказательства в своей совокупности подтверждают факт совершения руководителем отдела по расчетам г.Твери Центрального округа ОП «АтомЭнергоСбыт» Дымстовой Е.В. инкриминируемого административного правонарушения.

Проверка законности и обоснованности постановления показывает, что вывод начальника отдела государственного энергетического надзора по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора Андреева А.С. о виновности руководителя отдела по расчетам г.Твери Центрального округа ОП «АтомЭнергоСбыт» Дымстовой в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.22 КоАП РФ, основан на доказательствах, которые были всесторонне и полно проверены и оценены в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с положениями статьи 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Дымстова Е.В., являясь должностным лицом, ответственным за обеспечение инициирования введения ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей, имеющих просроченную дебиторскую задолженность, в установленном действующим законодательством порядке, не исполнила свои должностные обязанности надлежащим образом, в связи с чем обоснованно привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод жалобы о том, что Гарантирующий поставщик не может быть привлечен по части 2 статьи 9.22 КоАП РФ, так как он не относится ни к сетевой организации, ни к иным лицам, обязанным осуществлять действия по введению ограничения или возобновлению режима потребления электрической энергии в отношении потребителя электрической энергии, требований о введении такого ограничения (за исключением требований о введении ограничения режима потребления электрической энергии в целях предотвращения или ликвидации аварийного электроэнергетического режима) или требований о выполнении организационно-технических мероприятий, которые необходимы для возобновления снабжения электрической энергией потребителя, судья не принимает во внимание, поскольку данный довод основан на неверном толковании действующего законодательства.

Довод, жалобы о том, что Дыстова Е.В. не является субъектом вмененного административного правонарушения, судья не принимает во внимание, поскольку он опровергается представленными материалами дела.

Несогласие заявителя с оценкой, установленных по делу обстоятельств и собранных по делу доказательств не является правовым основанием к отмене обжалуемого постановления.

Ссылка в жалобе на судебную практику рассмотрения иных дел несостоятельна, поскольку Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено преюдициальное значение судебных решений по вопросам об обстоятельствах, установленных этими решениями, в связи с чем судья не связан выводами других судов о толковании правовых норм при рассмотрении дел об административном правонарушении.

К доводу жалобы о том, что действия Дымстовой Е.В. необходимо квалифицировать по ст.7.23 КоАП РФ, судья не принимает во внимание, поскольку данный довод основан на неверном толковании норм права.

Иные изложенные в жалобе доводы не влекут отмены обжалуемого постановления, так как существенных нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ, в ходе производства по делу не допущено.

Однако судья считает целесообразным уточнить дату возобновление услуги энергоснабжения по адресу: <адрес>, и считать ее не 26 ноября 2021 года, а 25 ноября 2021 года, о чем свидетельствует акт о возобновлении режима электропотребления от 25 ноября 2021 года (л.д.58 оборотная сторона).

Бремя доказывания судом распределено правильно, с учетом требований ст.1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности не нарушен. Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу руководителя отдела по расчетам г.Твери Центрального округа ОП «АтомЭнергоСбыт» Дымстовой Е.В., не усматривается.

При назначении наказания должностное лицо учел характер совершенного административного правонарушения.

Постановление о привлечении руководителя отдела по расчетам г.Твери Центрального округа ОП «АтомЭнергоСбыт» Дымстову Е.В. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу постановления, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.

Административное наказание назначено руководителю отдела по расчетам г.Твери Центрального округа ОП «АтомЭнергоСбыт» Дымстовой Е.В. в минимальных пределах санкции части 2 статьи 9.22 КоАП РФ.

Административное наказание в виде штрафа, предусмотренное санкцией ч.2 ст.9.22 КоАП РФ, назначено руководителю отдела по расчетам г.Твери Центрального округа ОП «АтомЭнергоСбыт» Дымстовой Е.В. в соответствии с требованиями ст.3.1, ст.3.5, ст.4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерным содеянному.

Оснований для применения положений ст.2.9 и ст.4.1.1 КоАП РФ, судья не усматривает.

Процессуальных нарушений, влекущих в силу ст.30.7 КоАП РФ отмену постановления по жалобе, не допущено.

На основании изложенного постановление о назначении административного наказания от 27 января 2022 года, вынесенное начальником отдела государственного энергетического надзора по Тверской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Андреевым А.С. о привлечении руководителя отдела по расчетам г.Твери Центрального округа ОП «АтомЭнергоСбыт» Дымстову Е.В. к административной ответственности по ч.2 ст.9.22 КоАП РФ, является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с требованиями КоАП РФ.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

постановление о назначении административного наказания от 27 января 2022 года, вынесенное начальником отдела государственного энергетического надзора по Тверской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Андреевым А.С. о привлечении руководителя отдела по расчетам г.Твери Центрального округа ОП «АтомЭнергоСбыт» Дымстову Е.В. к административной ответственности по ч.2 ст.9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей, оставить без изменения, жалобу руководителя отдела по расчетам г.Твери Центрального округа ОП «АтомЭнергоСбыт» Дымстову Е.В., без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Московский районный суд г. Твери в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: Ю.А. Орёл

1версия для печатиДело № 12-161/2022 (Решение)