ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-162/19ГОД от 17.05.2019 Московского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 12-162/2019 год

Р Е Ш Е Н И Е

17 мая 2019 года

Московский районный суд г. Калининграда в составе:

Председательствующего судьи Дмитриковской Е.Е.,

при секретаре Селиной Л.А.

рассмотрев в помещении суда в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении ОАО «РЖД» с жалобой представителя ОАО «РЖД» ФИО1 на постановление № от 25 марта 2019 года ведущего специалиста – эксперта отдела федерального государственного экологического надзора и лицензионного контроля Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калининградской области – государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Калининградской области Ж.Н.В. о привлечении юридического лица ОАО «РЖД» к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ,

У с т а н о в и л:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Калининградской области Ж.Н.В. от 25.03.2019 года ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, а именно, в нарушении требования ч. 1 ст. 13.4 ФЗ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 2 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в части недопущения загрязнения почвы отходами производства и потребления вследствие накопления отходов на необорудованном для этого месте, выразившиеся в том, что 29.01.2019 года в месте расположения железнодорожной станции «Дзержинская-Новая», на территории терминально – логистического центра «Калининград» Калининградской дирекции по управлению терминально-складским комплексом – структурного подразделения Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом (ЦМ) ОАО «РЖД» происходит захламление почвы накопленными деревянными шпалами (III класс опасности):земельный участок с кадастровым номером 39:15:142101:19 в точке с координатами 54.656644 с.ш., 20.532533 в.д. захламлён шпалами от железнодорожных путей. Шпалы старые и изъятые из эксплуатации. Шпалы сложены в линию до точки с координатами 54.656824 с.ш., 20.532281 в.д. Также навалы шпал наблюдаются в точках с координатами - 54.657011 с.ш., 20.532458 в.д. и 54.656862 с.ш., 20.532570 в.д.

За указанное правонарушение юридическому лицу ОАО «РЖД» назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Представитель ОАО «РЖД» ФИО1 в жалобе просит признать вышеуказанное постановление не законным и отменить его, указывая, что доказательства наличия вменяемого обществу правонарушения в материалах дела отсутствуют, так как требования законодательства «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об отходах производства и потребления» со стороны ОАО «РЖД», соблюдаются. Так, Приказом Управления Росприроднадзора по Калининградской области № 99-О от 24.12.2018 года были утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение ОАО «РЖД» для филиала - Центральной дирекции инфраструктуры в лице структурного подразделения - Калининградской дирекции инфраструктуры. Установлены лимиты, в том числе на вид отходов III класса опасности – шпалы железнодорожные деревянные, пропитанные антисептическими средствами, отработанные - 320 тонн в год. ОАО «РЖД» вменяется захламление почвы накопленными деревянными шпалами (III класс опасности) на территории железнодорожной станция Дзержинская-Новая. Однако, накопление отходов на указанной площадке производится с учётом всех требований природоохранного законодательства, на полигоне Калининградской железной дороги на балансе находятся старогодные деревянные шпалы, которые образуются в результате технологического процесса по ремонту железнодорожного полотна. 29.01.2019 года сотрудниками Росприроднадзора была обследована территория в районе железнодорожной станции «Дзержинская-Новая», где были обнаружены навалы старых и изъятых из эксплуатации шпал от железнодорожных путей, о чём был составлен акт. При повторном выезде 12.02.2019 года шпалы уже были обществом перевезены на площадку для временного хранения, нахождение шпал на почве не зафиксировано. Также в жалобе указано, что в соответствии со ст. 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу территорий и находящихся там вещей должен осуществляться с участием представителя юридического лица, в присутствии двух понятых, либо с применением видеозаписи, после должен быть составлен протокол осмотра, подписанный должностным лицом его составившим, законным представителем юридического лица и понятыми. Данные положения закона в отношении ОАО «РЖД» проверяющими лицами Росприроднадзора выполнены не были. Также в жалобе указано, что составленный 29.01.2019 года акт осмотра имеет грубые недостатки: способы определения координат нахождения шпал, а также способы отнесения обнаруженных шпал к изъятым из эксплуатации отходам в акте не отражены, отсутствуют доказательства неблагоприятного воздействия на почву. Из фототаблицы, приложенной к акту, видно наличие снежного покрытия как на почве, так и шпалах. Сведения об изъятии почвы для проведения каких-либо исследований для установления наличия неблагоприятных последствий в акте осмотра отсутствуют. Сотрудниками Росприроднадзора был выявлен не факт накопления отходов, а технологический процесс дефектовки шпал, то есть рассортирование их после доставки и выгрузки на шпалы, годные к дальнейшей укладке в путь, и на шпалы, которые следует отнести к отходам и переместить в установленное место для накопления отходов. Указанный процесс занимает обычно 1-2 суток, после чего шпалы, отнесённые к отходам, помещаются в установленное для накопления отходов место. Фактов умышленного загрязнения почвы отходами производства и потребления вследствие накопления отходов на необорудованном для этого месте при составлении протокола об административном правонарушении и при рассмотрении дела и вынесении постановления должностным лицом Росприроднадзора установлено не было, в связи с чем заявитель по жалобе просит постановление отменить.

В судебном заседании представитель ОАО «РЖД» ФИО1 поддержала доводы жалобы в полном объёме и дополнила, что 29 января 2019 года акт составлен в отсутствие представителя ОАО «РЖД». Выводы, что шпалы являются отходами, необоснованные. Прежде чем шпалы отнести к отходам, они проходят деффектовку, только после этого они транспортируются на специальную площадку для отходов. 29 января 2019 года проводился производственный процесс – рассортировка шпал, которые лежали на участке РЖД. Полагают, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, а при усмотрении суда состава правонарушения, просит снизить размер штрафа.

Представитель Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калининградской области ФИО2 в судебном заседании 29.04.2019 года с доводами жалобы не согласился и суду пояснил, что 29 января 2019 года была осуществлена проверка сообщения о загрязнении почвы в месте расположения железнодорожной станции «Дзержинская-Новая». В ходе осмотра указанного участка было установлено, что там имелось складирование шпал вне специальной площадки. 29.01.2019 года был составлен акт обследования территории. 12.02.2019 года был составлен повторный акт обследования территории, в ходе обследования территории было установлено, что общество предпринимает действия по устранению последствий негативного воздействия – осуществляет перегрузку деревянных шпал на бетонную площадку для хранения шпал. 04 марта 2019 года был составлен протокол об административном правонарушении в отношении ОАО «РЖД», а 25 марта 2019 года вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности.

Исследовав представленные материалы дела, заслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Согласно ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Частью 1 ст. 13.4 ФЗ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Основанием для составления в отношении ОАО «РЖД» протокола об административном правонарушении по ст.8.2 КоАП РФ и для привлечения юридического лица к административной ответственности, явилось то, что 29 января 2019 года государственными инспекторами РФ в области охраны окружающей среды по Калининградской области Ж.Н.В. и Ш.М.С., в рамках рассмотрения обращения КРО МЭОО «З*» от 10.01.2019 года о нарушении природного законодательства, организован выезд на территорию, расположенную по адресу: ***, где в месте расположения железнодорожной станции «Дзержинская-Новая» на территории терминально-логистического центра «Калининград» Калининградской дирекции по управлению терминально-складским комплексом – структурного подразделения Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом - филиала ОАО «РЖД» было установлено, что территория на земельном участке с кадастровым номером 39:15:142101:19 на участке в точке с координатами 54.656644 с.ш., 20.532533 в.д. была захламлена старыми и изъятыми из эксплуатации шпалами от железнодорожных путей, которые были сложены в линию до точки с координатами 54.656824 с.ш., 20.532281 в.д. Также навалы шпал наблюдаются в точках с координатами - 54.657011 с.ш., 20.532458 в.д. и 54.656862 с.ш., 20.532570 в.д. В ходе обследования производилось фотографирование, о чём к Акту обследования приложена фототаблица.

Доводы жалобы о том, что осмотр территории железнодорожной станции производился без участия представителя юридического лица – ОАО «РЖД», что влечёт признание акта недопустимым доказательством, являются несостоятельными,поскольку при осмотре территории, на которой была обнаружена свалка шпал, должностными лицами Росприроднадзора по Калининградской области лишь установлен факт административного правонарушения, уже после этого было возбуждено административное дело, а уже впоследствии административным органом устанавливались лица, которые совершили данное правонарушение, составлялся протокол об административном правонарушении и прочее.

Согласно СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» III. Временное складирование и транспортировка отходов: 3.7. При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приёмников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);

- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.).

Согласно приказу Росприроднадзора от 22.05.2017 года № 242 (ред. от 02.11.2018) «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.06.2017 года № 47008) отход – шпалы относятся к 8 блоку. В данном блоке имеется два отхода по деревянным шпалам: 8 41 000 01 51 3 шпалы железнодорожные деревянные, пропитанные антисептическими средствами, отработанные; 8 41 111 11 51 4 шпалы железнодорожные деревянные, пропитанные масляным антисептиком, отработанные. Таким образом, шпалы железнодорожные деревянные являются отходом.

Судом установлено, что факт складирования шпал 29 января 2019 года на земельном участке на территории железнодорожной станции «Дзержинская-Новая» привлекаемым лицом не отрицается, с уточнением о том, что имело место не накопление отходов, а технологический процесс дефектовки шпал, то есть рассортирование их после доставки и выгрузки на шпалы годные и на отходы, что данный процесс занимает 1-2 дня.

Тем не менее, согласно материалам дела, шпалы находились на месте правонарушения значительное время, поскольку ещё 10 января 2019 года в Управление Росприроднадзора по Калининградской области поступило обращение КРО МЭОО «З*» о нарушении природного законодательства, что на территории создана свалка шпал, что опровергает версию представителя юридического лица о процессе дефектовки шпал в течение 1 – 2 дней.

Доводы жалобы о том, что Приказом Управления Росприроднадзора по Калининградской области № 99-О от 24.12.2018 года были утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение ОАО «РЖД» для филиала – Центральной дирекции инфраструктуры в лице структурного подразделения - Калининградской дирекции инфраструктуры, для вида отходов III класса опасности – шпалы железнодорожные деревянные, пропитанные антисептическими средствами, отработанные 320 тонн в год, не отменяет обязанности ОАО «РЖД» соблюдать требования ч. 2 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в части недопущения загрязнения почвы отходами производства и потребления вследствие накопления отходов на необорудованном для этого месте, поскольку на момент выявления правонарушения – на 29.01.2019 года – навал шпал находился прямо на почве, в нарушение п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» III.

Доводы жалобы об отсутствии в действиях ОАО «РЖД» состава административного правонарушения, о недоказанности события правонарушения, нельзя признать состоятельными с учётом исследованных судом доказательств.

По данному факту в отношении юридического лица ОАО «РЖД» 04.03.2019 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, за нарушение обязательных требований в области обращения с отходами, при осуществлении хозяйственной деятельности.

Протокол составлен надлежащим должностным лицом, при участии представителя привлекаемого к административной ответственности юридического лица – С.А.В. по доверенности.

25.03.2019 года государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Калининградской области ФИО2 вынесено постановление о признании ОАО «РЖД» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 100 000 рублей, что является минимальным.

Полагая законным вывод должностного лица Росприроднадзора о наличии в действиях ОАО «РЖД» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП, вместе с тем суд усматривает основания для изменения вышеуказанного постановления в части назначенного юридическому лицу наказания.

Согласно части 3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершённого административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьёй или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно части 3.3. ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Оценивая назначенное ОАО «РЖД» наказание, суд считает, что имеются основания для применения положений ч. 3.2 и ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.

Суд принимает во внимание доводы заявителя по жалобе о чрезмерно большом размере штрафе, выплата которого негативно скажется на экономическом положении общества, также доводы об устранении выявленных недостатков, что подтверждается материалами дела об административном правонарушении и повторным актом проверки от 12.02.2019 года.

Данные обстоятельств суд признает исключительными и полагает возможным снизить назначенное ОАО «РЖД» наказание в виде штрафа до 50000 рублей, учитывая, что минимально возможное наказание согласно санкции ст. 8.2 КоАП РФ – 100000 рублей, а размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса

Учитывая характер совершённого административного правонарушения, финансовое положение общества, снижение ОАО «РЖД» административного штрафа до 50000 рублей будет отвечать принципу справедливости наказания и соразмерности совершенному правонарушению.

С учётом изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ суд,

РЕШИЛ:

Постановление № от 25 марта 2019 года ведущего специалиста – эксперта отдела федерального государственного экологического надзора и лицензионного контроля Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калининградской области – государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Калининградской области Ж.Н.В. о привлечении юридического лица ОАО «РЖД» к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ – изменить, снизив размер административного штрафа до 50000 (пятидесяти тысяч) рублей. В остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу представителя ФИО1 в интересах ОАО «РЖД» – удовлетворить частично.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Московский районный суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.

Судья: подпись

Копия верна. Судья Е.Е. Дмитриковская