ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-162/20 от 28.10.2020 Березовского районного суда (Красноярский край)

Дело № 12-162/2020

24RS0004-01-2020-001449-48

РЕШЕНИЕ

п. Березовка 28 октября 2020 года

Судья Березовского районного суда Красноярского края Шахматова Г.А.,

рассмотрев протест и.о. прокурора - заместитель прокурора Березовского района Красноярского края Леймана А.В. на постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю №024/04/7.29-1614/2020 от 20.07.2020 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ в отношении заведующего МБДОУ «Бархатовский детский сад» Денькиной Натальи Александровны,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю №024/04/7.29-1614/2020 от 20.07.2020 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ в отношении заведующего МБДОУ «Бархатовский детский сад» Денькина Н.А. прекращено.

Не согласившись с данным постановлением и.о. прокурора – заместитель прокурора Березовского района Красноярского края Лейман А.В. обратился с протестом, в котором просит постановление отменить и возвратить дело на новое рассмотрение. В обоснование протеста указано на то, что заведующей МБДОУ «Бархатовский детский сад» Денькина Н.А. на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заключены пять контрактов, которое заключены в один день, и которые образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную на 5 контрактов, что противоречит действующему законодательству.

Помощник прокурора Березовского района Красноярского края – Гриднев С.В. в судебном заседании доводы протеста поддержал в полном объеме, по изложенным в нем основаниям, просил обжалуемое постановление отменить, производство по делу направить на новое рассмотрение.

Заведующая МБДОУ «Бархатовский детский сад» Денькина Н.А. в судебном заседании пояснила, что полагает законным и обоснованным постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю №024/04/7.29-1614/2020 от 20.07.2020 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ в отношении заведующего МБДОУ «Бархатовский детский сад» Денькина Н.А. прекращено. Между тем, пояснила, что действительно МБДОУ «Бархатовский детский сад» 24.12.2019 года заключены следующие контракты: муниципальный контракт №78 от 24.12.2019 года с ООО «Фридом» на сумму 599 990 рулей., муниципальный контракт №81 от 24.12.2019 года с ООО «Фридом» на сумму 584 685,60 рублей, муниципальный контракт №79 от 24.12.2019 года с ИП Чулков А.А. на сумму 599 583 рублей, муниципальный контракт №80 от 24.12.2019 года с ООО «АркСтоун» на сумму 470 912,40 рублей, муниципальный контракт №82 от 24.12.2019 года с ООО «АРКСтоун» на сумму 297,115 рублей (предмет договоров – капитальный ремонт кровли здания). А также указала, что денежные средства на ремонт кровли здания детского сада были выделены в конце 2019 года, в связи с чем, времени для реализации денежных средств в 2019 году с проведением электронного аукциона и заключения контрактов не было, на основании чего было принято решение о заключении нескольких контрактов с разными поставщиками для проведения работ по ремонту кровли здания МБДОУ «Бархатовский детский сад». В настоящее время все контракты по ремонту крыши детского сада выполнены в полном объеме, работа принята, оплачена. Претензий к качеству работы подрядчиков не имеется. Просила в удовлетворении протеста прокурора отказать.

Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав, проверив и оценив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к выводу о необходимости отмены постановления по следующим основаниям.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно положениям ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено, в том числе решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело; об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (здесь и далее положения норм приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 2.1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.

Согласно статье 8 ФЗ от 5.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям названного Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Федерального закона N 44-ФЗ. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (части 1, 2, 5 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ).

В силу пункта 4 части 1 статьи 93 ФЗ N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком при закупке товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

Как следует из материалов дела, постановлением Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю №024/04/7.29-1614/2020 от 20.07.2020 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ в отношении заведующего МБДОУ «Бархатовский детский сад» Денькина Н.А. прекращено. Согласно установочной части постановления прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд МБДОУ «Бархатовский детский сад». В нарушение требований ФЗ от 05.04.2013 года №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчиком заключены следующие контракты: муниципальный контракт №78 от 24.12.2019 года с ООО «Фридом» на сумму 599 990 рулей., муниципальный контракт №81 от 24.12.2019 года с ООО «Фридом» на сумму 584 685,60 рублей, муниципальный контракт №79 от 24.12.2019 года с ИП Чулков А.А. на сумму 599 583 рублей, муниципальный контракт №80 от 24.12.2019 года с ООО «АркСтоун» на сумму 470 912,40 рублей, муниципальный контракт №82 от 24.12.2019 года с ООО «АРКСтоун» на сумму 297,115 рублей (предмет договоров – капитальный ремонт кровли здания). Принимая во внимание временной интервал, в течение которого были заключены контракты (в один день - 24.12.2019 года), единую конечную цель всех контрактов - капитальный ремонт кровли здания детского сада, заказчиком совершены умышленные действия по разбивке («дроблению») на 5 контрактов на сумму до 600 000 рублей с целью избежать проведения конкурентных процедур и заключить контракты с единственным поставщиком.

Согласно материалам дела, в ходе проведенной прокуратурой проверки о нарушениях заведующей МБДОУ «Бархатовский детский сад» законодательства о контрактной системе в сфере закупок установлено, что 24.12.2019 года заключены муниципальные контракты с ООО «Фридом», ИП Чулков А.А., ООО «АркСтоун» предметом которых являлся – капитальный ремонт кровли здания, соответственно, по которым оплата произведена заказчиком 24.12.2019 года.

По результатам проверки сделан вывод о том, что фактически между заказчиком и ООО «Фридом», ИП Чулков А.А., ООО «АркСтоун» имела место единая сделка на ремонт кровли здания, искусственно раздробленная и оформленная пятью самостоятельными контрактами для формального соблюдения ограничений, предусмотренных ФЗ N 44-ФЗ, в целях осуществления закупки с единственным поставщиком, что в отсутствие конкурентных процедур способствовало созданию преимущественного положения единственного поставщика и лишило других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, возможности реализовать свое право на заключение контракта.

Постановлением и.о. прокурора района – заместителем прокурора Березовского района Красноярского края Лейман А.В. от 29.05.2020 года в отношении заведующей МБДОУ «Бархатовский детский сад» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ, по факту ненадлежащего способа определения поставщика, принятия решения о закупке товаров для обеспечения муниципальных нужд у единственного поставщика с нарушением требований, установленных Федеральным законом N 44-ФЗ.

Кроме того, как следует из объяснений Денькина Н.А., как заведующей МБДОУ «Бархатовский детский сад» и Игрова М.Н., заместителя заведующей МБДОУ «Бархатовский детский сад», являющейся контрактной управляющей в соответствии с приказом № 12 от 25.01.2016 года, данных последними в ходе проведения прокурорской проверки и имеющихся в материалах дела, в декабре 2019 года МБДОУ «Бархатовский детский сад» на сайте госзакупок было размещено извещение о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт крыша детского сада. Подготовкой необходимой документации занимались сотрудники МОО администрации Березовского района ФИО7 и девушка по имени Диана. В конце декабря 2019 года, ФИО7 было сообщено, что необходимо отменить аукцион по ремонту крыши и заключить несколько более мелких контрактов по ремонту крыши, пояснив, что так будет лучше. Спустя некоторое время, ФИО7 по электронной почте были направлены проекты приказа об отмене аукциона и контрактов на проведение капитального ремонта крыши детского сада. Кроме того, ФИО7 самостоятельно нашел подрядчиков, с которыми были заключены контракты на ремонт крыши. Данными подрядчиками оказались ООО «Фридом», ООО «АркСтоун» ИП Чулков А.А. По подготовленным проектам контрактов были заключены контракты с ООО «Фридом» 2 контракта на 599 990 рублей и 584 685 рублей, с ООО «АркСтоун» 2 контракта на 470 912 рублей и 297 115 рублей, один контракт с ИП Чулков А.А. на 599 583 рубля. Общая стоимость всех контрактов составила 2 552 285 рублей. Все контракты были заключены для выполнения работ по капитальному ремонту крыши МБДОУ «Бархатовский детский сад». Между тем, на момент отмены аукциона уже поступали заявки от подрядчиков, но от кого именно и с какими предложениями ей не известно, так как юридическое сопровождение аукциона осуществляли ФИО7 и Диана.

Исходя из положений ст. 8,24 ФЗ N 44-ФЗ, которыми установлен запрет на совершение заказчиками любых действий, которые противоречат требованиям названного Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению и сокращению числа участников закупок, суд приходит к выводу о том, что заключенные в один день (24.12.2019 года) муниципальные контракты, предметом которых являются работы по капитальному ремонту кровли здания МБДОУ «Бархатовский детский сад», имеющему единый интерес, содержат идентичные условия, направлены на достижение единой хозяйственной цели и образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную пятью самостоятельными муниципальными контрактами для формального соблюдения ограничения, предусмотренного п. 4 ч. 1 ст. 93 ФЗ N 44-ФЗ.

Таким образом, фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, копиями муниципальных контрактов, и иными доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о наличии в деянии заведующей МБДОУ «Бархатовский детский сад» Денькина Н.А. состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

На основании изложенного, постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю №024/04/7.29-1614/2020 от 20.07.2020 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ в отношении заведующего МБДОУ «Бархатовский детский сад» Денькина Н.А. не может быть признано законным и подлежит отмене.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Согласно ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 7.29 настоящего Кодекса, составляет 1 год со дня совершения административного правонарушения.

Учитывая вышеизложенное, с учетом того, что срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ не истек, суд считает правильным вернуть дело на новое рассмотрение в орган, правомочный рассматривать дело.

Руководствуясь ст. ст. 30.7- 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Протест и.о. прокурора – заместителя прокурора Березовского района Красноярского края Леймана А.В. удовлетворить.

Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю №024/04/7.29-1614/2020 от 20.07.2020 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ в отношении заведующего МБДОУ «Бархатовский детский сад» Денькиной Натальи Александровны в связи с отсутствием состава административного правонарушения – отменить.

Возвратить дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ в отношении заведующего МБДОУ «Бархатовский детский сад» Денькиной Натальи Александровны заместителю руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю Харченко О.П. для рассмотрения по существу.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения копии решения с подачей жалобы через Березовский районный суд Красноярского края.

Судья Г.А. Шахматова