Мировой судья Бередухина Н.И. Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
18 августа 2016 года <адрес>
Судья Пятигорского городского суда <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, ФИО3, при секретаре ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда жалобу Зверева Т.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки с/з <адрес>, гражданки РФ, зарегистрированной и проживающей по адресу : <адрес>, на постановление мирового судьи судебного участка №<адрес>, исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка №<адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ о признании виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка №<адрес>, исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка №<адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, Зверева Т.М., являющаяся ТСЖ «Мечта» <адрес>, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных), и ей назначено наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с указанным постановлением, ДД.ММ.ГГГГЗверева Т.М. обратилась к мировому судье с апелляционной жалобой на постановление мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ подала в суд апелляционную жалобу на указанное постановление, в которой просила постановление мирового судьи судебного участка №<адрес>, исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка №<адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, отменить, а производство по делу прекратить.
В судебном заседании заявитель Зверева Т.М. и ее полномочный представитель ФИО5 доводы поданной Зверева Т.М. апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, пояснив, что мировым судьей в ходе судебного разбирательства не были проверены законность и обоснованность привлечения Зверева Т.М. к административной ответственности. Административным правонарушением, согласно ч. 1 ст. 2.1 КРФ об АП признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КРФ об АП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Ст. 13.11 КРФ об АП установлена ответственность за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных). Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №152-ФЗ «О персональных данных» информация о гражданах (персональные данные) определяется как любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное положение, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация. Свойства данной информации, заключающиеся в возможности идентифицировать конкретное лицо, и предопределяют отнесение ее к категории конфиденциальной, то есть информации с ограниченным доступом. Подобная защита обеспечивается путем установления конституционного запрете осуществлять сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия, а также требованием судебного решения для ограничения тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст.23,24 Конституции РФ). Ст. 19 Конституции РФ запрещаются также любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
По сути, весь закон №152-ФЗ направлен на защиту субъекта персональных данных от передачи его данных третьим лицам без его согласия. По общему правилу передача данных невозможна без согласия субъекта персональных данных, но из этого правила есть исключения.
В соответствии со ст. 155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании: платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе. Платежные документы, информация о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг подлежат размещению в системе в срок, предусмотренный частью 2 настоящей статьи. В случае неразмещения платежных документов и информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в системе в срок, предусмотренный частью 2 настоящей статьи, граждане и организации вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, в котором были размещены платежные документы и указанная информация в системе. Информация о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, размещенная в системе, должна соответствовать сведениям, содержащимся в платежном документе, представленном в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи. При несоответствии сведений, содержащихся в платежном документе, представленном в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, размещенной в системе, достоверной считается информация, размещенная в системе. Таким образом размещение платежного документа в ГИС ЖКХ, информации о размере задолженности, не является нарушением Закона №152-ФЗ.
Кроме того, в соответствии с ч. 16 ст. 155 ЖК РФ, при привлечении лицами, указанными в части 15 настоящей статьи, представителей для осуществления расчетов с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, собственниками жилых помещений и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данных таким представителям не требуется. Таким образом, передача персональных данных в расчетные центры для изготовления квитанций, составления расчетов и т.п. также не будет являться нарушением Закона №152-ФЗ.
Предоставление персональных данных по запросам органов власти, при исполнении иных установленных законом обязанностей оператора персональных данных передавать информацию в органы власти. За непредставление органам власти сведений, предоставление которых установлено законом, влечет за собой административную ответственность по ст. 19.7 КРФ об АП, - непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, частью 5 статьи 14.5, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, ДД.ММ.ГГГГ, 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Мировым судьей установлено, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой <адрес> установлено, что Зверева Т.М., являясь председателем правления ТСЖ «Мечта», сделала доступным неограниченному кругу лиц персональные данные о собственниках многоквартирного дома, имеющихся задолженности. Считают данный вывод неосновательным, поскольку председатель правления ТСЖ «Мечта» Зверева Т.М. вручила отчет о проведенном собрании 15 собственникам, членам ТСЖ, т.е. строго ограниченному кругу граждан. Свойства информации, касающейся лишь фамилии и инициалов граждан, с указанием квартиры, без указания улицы, сведения о которых указаны в отчете ежегодного планового собрания членов ТСЖ «Мечта», не позволяют идентифицировать конкретное лицо, что является определяющим для отнесения данной информации к категории конфиденциальной, при отсутствии цели распространения персональных данных.
Вместе с тем сведения о лицах, имеющих задолженность, были известны членам ТСЖ «Мечта», поскольку указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Перечень сведений конфиденциального характера. Согласно п. 1 указанного перечня, к таким сведениям относятся сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни граждан, позволяющие идентифицировать его личность(персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации. В данном случае информация о том, что гражданин не производит оплату услуг и является должником, не может быть отнесена к информации, касающейся частной жизни этого лица и не является тайной, которую лицо, обладающее этой информацией, не вправе разглашать в силу своих профессиональных обязанностей.
На основании изложенного просили постановление мирового судьи судебного участка №<адрес>, исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка №<адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, отменить, а производство по делу прекратить.
Помощник прокурора <адрес>ФИО6 в судебном заседании пояснил, что считает доводы поданной Зверева Т.М. жалобы на постановление мирового судьи судебного участка №<адрес>, исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка №<адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, необоснованными и не подлежащими удовлетворению, а указанное постановление от ДД.ММ.ГГГГ законным и обоснованным, поскольку ответственность по ст. 13.11 КРФ об АП наступает за распространение информации о гражданах (персональных данных), в связи с чем, указание в отчете председателя правления ТСЖ «Мечта» о проделанной работе точных персональных данных, а именно фамилии, имени, отчества в отношении собственников помещений, является нарушением Закона № 152-ФЗ «О персональных данных», а приведенные Зверева Т.М. нормы жилищного законодательства не предусматривают обязательное указание фамилии и инициалов собственников помещений, в связи с чем доводы Зверева Т.М. в данной части являются несостоятельными.
Проверив доводы поданной Зверева Т.М. жалобы, опросив лиц, участвующих в деле, исследовав дело об административном правонарушении в полном объеме, суд находит доводы жалобы Зверева Т.М. необоснованными и не подлежащими удовлетворению в силу следующих причин.
Согласно Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В соответствии с действующим административным законодательством виновность лица в совершении правонарушения должна быть доказана в предусмотренном законом порядке (ст. 49 Конституции РФ).
В силу ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Мировым судьей судебного участка №, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка №<адрес> в ходе рассмотрения административного дела было достоверно установлено, что Зверева Т.М., являясь председателем ТСЖ «Мечта», ДД.ММ.ГГГГ вручила пакет документов собственникам помещений в количестве 15 человек, который состоял из: уведомления о проводимом очередном очно-заочном собрании собственников за 2015 год, бюллетеня, акта ревизионной комиссии за 2014 год и отчета председателя правления ТСЖ «Мечта» о проделанной работе за 2015 год, в котором указаны должники по сбору средств за капитальный ремонт в количестве 7 человек с указанием фамилии, инициалов, номера квартиры с отражением суммы задолженности.
Проведенной прокуратурой <адрес> проверкой доводов поданного одним из членов ТСЖ «Мечта» ФИО7 заявления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.11 КРФ об АП, установлено, что Зверева Т.М., являясь председателем правления ТСЖ «Мечта», сделала доступными неограниченному кругу лиц персональные данные о собственниках многоквартирного дома, поскольку, вручив отчет 15 собственникам, не исключила возможность доступности к нему иным третьим лицам, в том числе членам семей собственников, их знакомых и т.д., уведомление/информация субъектам персональных данных Зверева Т.М. перед обработкой и распространением персональных данных не направлялись, согласие на обработку и распространение персональных данных Зверева Т.М. получено не было.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно требованиям ст. ст. 26.1, 26.11 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в том числе, событие административного правонарушения, а наличие такового и виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, устанавливаются доказательствами, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Установление виновности предполагает доказывание не только вины субъекта, но и его непосредственной причастности к совершению действия, то есть объективной стороны деяния (необходимо доказать, что именно данное лицо совершило административное правонарушение).
В ходе рассмотрения жалобы Зверева Т.М. на постановление мирового судьи судебного участка №, исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, лицом – привлеченным к административной ответственности по ст. 13.11 КРФ об АП Зверева Т.М. не отрицался тот факт, что она, как председатель правления ТСЖ «Мечта» вручила пакет документов собственникам помещений в количестве 15 человек, который состоял из: уведомления о проводимом очередном очно-заочном собрании собственников за 2015 год, бюллетеня, акта ревизионной комиссии за 2014 год и отчета председателя правления ТСЖ «Мечта» о проделанной работе за 2015 год, в котором указаны должники по сбору средств за капитальный ремонт в количестве 7 человек с указанием фамилии, инициалов, номера квартиры с отражением суммы задолженности.
В соответствии со ст. 13.11 КРФ об АП, - нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ «О персональных данных», целью настоящего Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
В соответствии со ст. 3 Закона № 152-ФЗ определены основные понятия, используемые в данном законе: персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных; распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.
В соответствии со ст. 6 Закона № 152-ФЗ установлено, что обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается в том числе, в случае получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
В соответствии со ст. 7 Закона № 152-ФЗ операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 9 Закона № 152-ФЗ субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором.
Факт нарушения Зверева Т.М., как председателем правления ТСЖ «Мечта» установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) подтверждается представленными суду и имеющимися в материалах дела письменными доказательствами :
-заявлением ФИО7 о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ,
-письмом председателя правления ТСЖ «Мечта» Зверева Т.М. в адрес прокурора <адрес>,
- постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ,
- свидетельством о постановке на учет ТСЖ «Мечта» в ИФНС России по <адрес>,
-протоколом заседания правления ТСЖ «Мечта» от ДД.ММ.ГГГГ,
-Уставом ТСЖ «Мечта» от ДД.ММ.ГГГГ,
-отчетом о проделанной работе за 2015 год от ДД.ММ.ГГГГ,
-уведомлением на имя ФИО7 о проведении общего очередного очно-заочного собрания собственников помещений по <адрес>,
- бюллетенем очно-заочного голосования от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, факт передачи председателем правления ТСЖ «Мечта» 15 членам ТСЖ сведений уведомления о проводимом очередном очно-заочном собрании собственников за 2015 год, бюллетеня, акта ревизионной комиссии за 2014 год и отчета председателя правления ТСЖ «Мечта» о проделанной работе за 2015 год, в котором указаны должники по сбору средств за капитальный ремонт в количестве 7 человек с указанием фамилии, инициалов, номера квартиры с отражением суммы задолженности, не оспаривался в судебном заседании и самой Зверева Т.М., которая пояснила, что действовала в рамках Жилищного законодательства, поскольку была обязана довести до всех собственников помещений информацию о задолженности по капремонту.
В силу ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (п. 1). Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодекса РФ об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (п. 2). Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Изложенные обстоятельства дела и перечисленные доказательства получили оценку суда в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются достаточными и допустимыми.
Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом (статья 7 Закона о персональных данных).
Оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными (подп. 2 статьи 3 Закона о персональных данных).
В соответствии с требованиями Закона ТСЖ «Мечта» в лице председателя правления Зверева Т.М. имело право распространить полученные им в рамках договорных обязательств персональные данные о клиенте только с его согласия. Нельзя согласиться с утверждениями заявителя и его полномочного представителя о том, что распространенные Зверева Т.М. сведения не являются персональными данными.
Указанное утверждение основано на неверном толковании норм Закона о персональных данных. Заявитель ошибочно полагает, что персональными данными являются только такие данные, которые затрагивают частную жизнь и семейную тайну человека. Однако в силу статьи 2 Закона о персональных данных, частная жизнь и семейная тайна человека и гражданина включены в состав сведений, представляющих персональные данные, а не ограничивают данное понятие.
Правильность квалификации действий Зверева Т.М. и доказанность ее вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нашли свое подтверждение и сомнений не вызывают.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с учетом того, что Зверева Т.М. совершила подобное правонарушения впервые, ее действиями не причинен вред и не возникла угроза причинения вреда, отсутствует имущественный ущерб, в связи с чем мировой судья сделал правильный вывод о нецелесообразности назначения наказания в виде административного штрафа и посчитал возможным применить к Зверева Т.М., наказание в виде предупреждения.
В соответствии с требованиями п. 1 ст. 30.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения жалобы, а также обстоятельств, исключающих производство по делу, не имеется.
В силу ст. 30.7 Кодекса РФ Об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд может вынести одно из следующих решений: об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения; об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление; об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса РФ Об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом изложенного, суд находит доводы жалобы Зверева Т.М. несостоятельными, а постановление мирового судьи судебного участка №<адрес>, исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка №<адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Зверева Т.М. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде предупреждения, законным и обоснованным, и считает возможным жалобу оставить без удовлетворения, а постановление о привлечении к административной ответственности, без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л :
Постановление мирового судьи судебного участка №<адрес>, исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка №<адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ о признании Зверева Т.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки с/з <адрес>, гражданки РФ, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении ей наказания в виде предупреждения - оставить без изменения, а жалобу Зверева Т.М. на данное постановление - без удовлетворения.
Судья ФИО3